Конспект логопедического занятия «Атоматизация звука [Р]»
Тема занятия «Звук Р»
Цель: автоматизация звука [р] в словах, предложениях.
Оборудование: индивидуальные зеркала, песочницы с подсветкой, предметные картинки: радуга, помидор, апельсин, солнце, трава, небо, василёк, баклажан, сливы, цветные полоски для составления радуги, картинки-символы для характеристики звука [р], игровые пособия: «Звуковые дорожки», «Улитка», «Чистоговорки», сюжетная картинка со скороговоркой, индивидуальные листы к заданию на определение места звука в слове.
Ход занятия:
Орг. момент.
Настрой детей на работу.
Введение в тему.
Логопед: отгадайте мою загадку:
Дождик капать перестал
Лучик солнца засиял
Все кругом озолотилось
Что-то в небе появилось
Семицветная дуга
Это чудо… (РАДУГА)
Логопед: Ребята, как вы думаете, почему радугу называют семицветной?
(ответы детей)
Логопед: Первый цвет – красный.
А на грядке, как костер
Поспел красный помидор.
( логопед показывает детям картинку помидора)
Ребята, что еще бывает красного цвета?
(ответы детей и рисование предметов в песочнице с подсветкой)
Логопед: Второй цвет - оранжевый:
Оранжевый цвет
Жарких стран сын
Он как сочный апельсин
( логопед показывает детям картинку апельсина)
Ребята, что еще бывает оранжевого цвета?
(ответы детей и рисование предметов в песочнице с подсветкой)
Логопед: Третий цвет - желтый:
Самый яркий - желтый цвет
Это солнышка привет.
( логопед показывает детям картинку солнца)
Ребята, что еще бывает желтого цвета?
(ответы детей и рисование предметов в песочнице с подсветкой)
Логопед: Четвертый цвет - зеленый;
А зеленый цвет травы
Спелых яблок и листвы
( логопед показывает детям картинку травы)
Ребята, что еще бывает зеленого цвета?
(ответы детей и рисование предметов в песочнице с подсветкой)
Логопед: Пятый цвет - голубой цвет:
Посмотри какое
Небо голубое!
Смотрит на природу
И на нас с тобою
( логопед показывает детям картинку неба)
Ребята, что еще бывает голубого цвета?
(ответы детей и рисование предметов в песочнице с подсветкой)
Логопед: Шестой цвет - синий цвет:
Цвета синего цветок
Под названьем василек
( логопед показывает детям картинку василька)
Ребята, что еще бывает синего цвета?
(ответы детей и рисование предметов в песочнице с подсветкой)
Логопед: Ну и последний цвет - фиолетовый цвет:
Фиолетовы, красивы
Баклажан и слива.
(логопед показывает детям картинку сливы и (или) баклажана)
Ребята, что еще бывает фиолетового цвета?
(ответы детей и рисование в песочнице с подсветкой)
Логопед: Ребята, вот мы и познакомились с цветами радуги.
Работа по теме.
Логопед: А давайте составим свою радугу. А чтобы радуга получилась красивой, нужно выполнить ряд заданий. Каждый цвет предлагает свое задание.
Цвет красный: «Звуковые дорожки»
Цвет оранжевый: «Трудный звук» (описание артикуляционного уклада, характеристика звука с опорой на картинки-символы)
Рассказать о том, что делают губы, зубы, язык при произнесении звука Р. Какая воздушная струя?
Звук гласный или согласный? Звонкий или глухой?
Цвет желтый: игра «Назови слова» (игровое пособие «Улитка»)
Ра-ра-ра - начинается игра,
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова.
Цвет зеленый: «Чистоговорки»
Физминутка «Радуга»
Гляньте: радуга над нами,
(Нарисовать рукой над головой полукруг - маховое движение).
Над деревьями,
( Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.)
Домами,
(Руки сложены над головой крышей.)
И над морем, над волной,
(Нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной.
(Дотронуться до головы)
Цвет голубой: «Небылицы»
Логопед: Исправьте меня, пожалуйста, если я перепутаю слова в конце предложения.
- Расцвели на клумбе козы.
В огород забрались розы.
- У слона огромный робот.
На заводе сделан хобот.
- Ползает у речки мак.
Расцветает в поле рак.
- Я возьму от сыра кошку.
Угощу я нашу корку.
- Закрывает мышка ночку.
Будет сладко спать всю норку.
Цвет синий: «Запомни, правильно повтори скороговорку» (картинка).
Все с базара,
А Назар – на базар.
С базара Назар –
Все на базар.
Цвет фиолетовый: упражнение «Где место звука в слове?»
Определить место звука [р] в словах. Провести стрелку от картинки к схеме слова (работа на листах).
Итог.
Логопед: Ребята, вот такое замечательное занятие сегодня было. Все задания вами успешно выполнены. Вы правильно произносили звук «Р» в слогах, словах, предложениях. Были активными, внимательными. Вы умеете отгадывать загадки, проговаривать чистоговорки и скороговорку. Посмотрите, какая красивая радуга у нас получилась.
Домашнее задание: выучить наизусть и чисто проговаривать скороговорку.