Логопедическое занятие «Автоматизация и дифференциация звуков [р] и [р']»
Автор Н.В. Болотова
Иллюстрации Н.В. Болотова
Компьютерная обработка Н.В. Болотова
Саратов
2017
В настоящее время у огромного количества детей имеются нарушения в звукопроизношении. Многие дети обладают низкой способностью различать звуки, сходные по акустическим признакам, такая способность может и вовсе отсутствовать. Очень важно своевременно провести коррекцию звукопроизношения. Если звуки ребенку поставили, научили их правильно произносить, то это еще не значит, что он будет сразу употреблять поставленные звуки в своей речи. Важными этапами в логопедической работе являются автоматизация поставленных звуков и дифференциация близких по артикуляции звуков.
Данное методическое пособие представляет собой набор дидактических логопедических игр на автоматизацию и дифференциацию сонорных звуков [р] и [р']. Игры можно проводить как с одним ребенком, так и с небольшой подгруппой детей.
Методическое пособие адресовано учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, родителям, предназначено для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
ИГРА 1. Дидактическая логопедическая игра «Определи положение звука [р] в слове». ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Цели данной дидактической логопедической игры:
закреплять умение правильно произносить звук [р];
развивать умение определять положение заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
Игра состоит из картинок, в названиях которых есть звук [р] (картинки необходимо разрезать), и трех схем: 1). звук [р] в начале слова, 2). звук [р] в середине слова, 3).звук [р] в конце слова. На положение звука [р] в слове указывает тигр, сидящий на цирковой тумбе: первая тумба – начало слова, вторая тумба – середина слова, третья тумба – конец слова. К каждой схеме необходимо подобрать по четыре картинки с соответствующим положением звука [р] в слове.
ИГРА 2. Дидактическая логопедическая игра «Определи положение звука [р'] в слове». ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Цели данной дидактической логопедической игры:
закреплять умение правильно произносить звук [р'];
развивать умение определять положение заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
Игра состоит из картинок, в названиях которых есть звук [р'] (картинки необходимо разрезать), и трех схем: 1). звук [р'] в начале слова, 2). звук [р'] в середине слова, 3).звук [р'] в конце слова. На положение звука [р'] в слове указывает фонарь, лампа которого «светит»: первый фонарь – начало слова, второй фонарь – середина слова, третий фонарь – конец слова. К каждой схеме необходимо подобрать по четыре картинки с соответствующим положением звука [р'] в слове.
ИГРА 3. Дифференциация звуков [р] и [р'].
Цель данной дидактической логопедической игры – развивать умение различать звуки [р] и [р'].
Положить перед ребенком все разрезанные картинки из ИГРЫ 1 и ИГРЫ 2 (со звуками [р] и [р']) вперемешку и попросить разложить их на две стопки:
1. с твердым звуком [р],
2. с мягким звуком [р'].
ИГРА 4. Дифференциация звуков [р] и [р']. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Цель данной дидактической логопедической игры – развивать умение различать звуки [р] и [р'].
Игра состоит из картинок, в названиях которых есть звуки [р] и [р'], из синих и зеленых кружков, которые надо заранее вырезать. Под каждое изображение нужно положить кружок подходящего цвета: синий, если в названии изображения есть твердый звук [р], зеленый, если в названии изображения есть мягкий звук [р'].
ИГРА 5. Кто это? Что это?
Цели данной дидактической логопедической игры:
автоматизация и дифференциация звуков [р] и [р']. ;
развитие умения задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным именам существительным.
Положить перед ребенком все разрезанные картинки из ИГРЫ 1 и ИГРЫ 2 (со звуками [р] и [р']) вперемешку и попросить разложить их на две стопки, задавая вопрос к каждому изображению: КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИГРА 1
Определи положение звука [р] в слове
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИГРА 2
Определи положение звука [р'] в слове
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИГРА 4
Дифференциация звуков [р] и [р']