Конспект логопедического занятия «Дифференциация одушевлённых и неодушевлённых имён существительных»

8
0
Материал опубликован 12 February 2017 в группе

Конспект логопедического занятия на тему:

«Дифференциация одушевлённых и неодушевлённых имён существительных».

Цель: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного.

Задачи:

Предметные:

Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков при изучении темы «Имя существительное»

Изучение языковых норм и их применение в своей речи.

Метапредметные:

Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).

Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, опорные слова).

Воспитательные:

Воспитание уч-ся на образах русской классической литературы.

Воспитание чувства уважения к родному языку.

Оборудование: тетради, презентация занятия, учебники, ручки, наглядный материал, стихи.

 

Ход урока.

Организационный момент

Актуализация знаний.

На наших занятиях мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься.

На слайде представлены слова. Найдите основание для их классификации и сгруппируйте их.

Дерево, машина, девочка, собака, Валя, игра, гриб, улица, мама, сосед.

Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые. Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.

Определение темы занятия. Целеполагание

Учитель-логопед. Кто сформулирует тему нашего занятия?

Итак, тема нашего занятия «Дифференциация одушевлённых и неодушевлённых имен существительных».

Какова цель сегодняшнего урока? Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные и неодушевлённые.

4.Работа по теме занятия

Мы уже знаем, что существительные делятся на два больших разряда: одушевлённые и неодушевлённые.

Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Потому что они обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это тоже живая природа?!

Ответ следует искать в глубокой древности.

Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом,

поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевлённым. Да и мы иногда задумываемся: микроб, бацилла – кто? или что?

Учитель-логопед. Ответ на этот вопрос вы сможете дать сами в конце занятия.

5. Исследование. «Открытие» безошибочного способа определения категории одушевлённости.

Учитель-логопед. Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами.

Просклоняем несколько существительных (2 ученика у доски).

И.п. друзья кони деревья столы

Р.п. друзей коней деревьев столов

Д.п. друзьям коням деревьям столам

В.п. друзей коней деревья столы

Т.п. друзьями конями деревьями столами

П.п. о друзьях конях деревьях столах

Какую разницу вы заметили при склонении?

В каком падеже окончания не совпадают?

Ещё в каком падеже эти существительные имеют такие же окончания?

Вывод: Во мн. числе у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом.

6. Давайте проверим, насколько мы правы.

7. Тренировочные упражнения

Задание 1. Одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие имена существительные?

Вижу орла – вижу Орёл,

Позвать дворника – включить дворники.

Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных зависит от их лексического значения.

Задание 2. Третье лишнее

1. ДЕТИ, СТОЛ, САНКИ

2. ДРОВА, СУГРОБ, СНЕГОВИК

3. БАРСУК, ДЯТЕЛ, СНЕЖИНКИ

4. ЗИМА, КУКЛА, ЛИСА

Задание 3. Мы уже работали с лингвистической сказкой Людмилы Петрушевской.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку.

Сегодня меня интересует слово бутявка.

Какой частью речи оно является?

Это одушевлённое существительное или неодушевлённое?

Вывод. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных?

8. Физкультминутка.

9. Анализ стихотворения С. Есенина.

С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные,
И румянит сетку небосклона.

 

Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива,
Обрядилась ярким перламутром,
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

10. Творческое задание. В группах придумайте историю про один из предметов, представленных на слайде

11. Рефлексия. А теперь прошу быть особенно внимательным. Представьте себе, что русский язык – это толстая-толстая книга. Вы учитесь в 6 классе, поэтому учебник открыт ещё только в самом начале. Сегодня на уроке мы успели прочитать ещё одну страничку этой книги. Какая она, эта страничка? Какое желание возникло у вас после её прочтения?

Сложная или несложная?

Понятна ли?

Захотелось ли читать эту книгу дальше?

12. Высказывания учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации