Урок русского языка в 5 классе «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Тема урока |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
||||||
Учитель |
Григорьева Татьяна Романовна |
||||||
Предмет |
русский язык |
||||||
УМК |
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2013. |
||||||
Цель урока: |
актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках, сформировать представление о категории одушевлённости существительных, учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, развить интерес к изучению предмета. |
||||||
Планируемые ОР |
Ученик по окончанию изучения темы урока: -получает навыки сотрудничества со сверстниками;(МР.) - выделяет основные смысловые единицы текста;(МР.) -оперирует понятиями; (МР.) - самостоятельно формулирует тему урока;(МР.) -планирует предстоящую деятельность;(МР.) -проявляет интерес к изучаемой теме;(ЛР.) -осознает свое знание и незнание; (МР.) -дает понятие одушевленным и неодушевленным именам существительным; (ПР.) -составляет предложения с одушевленными и неодушевленными именами существительными;(ПР.) |
||||||
Программные требования |
|
||||||
Мировоззренческая идея |
Каждый человек в нашей стране должен знать русский язык |
||||||
Программное содержание |
-знать определение одушевленных и неодушевленных имен существительных ; -уметь классифицировать категории имен существительных; -определять их синтаксические функции; |
||||||
План изучения нового материала |
- признаки имени существительного как части речи; - учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; |
||||||
Основные понятия |
Одушевленные существительные, неодушевленные существительные |
||||||
Тип урока |
открытие новых знаний |
||||||
Форма урока |
Традиционная |
||||||
Технология |
Развитие критического мышления |
||||||
Мизансцена урока |
Парты стоят традиционно |
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность Учителя |
Деятельность Учащихся |
||
1. |
Организационный момент |
Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку. |
Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку. |
||
I. Стадия «Вызов» |
|||||
2. |
Мотивация. Актуализация опорных знаний |
1. Устный опрос. Отгадайте, какой части речи посвящено стихотворение. Все, что существует, оно обозначает, И человека, и животный мир. На вопросы кто и что верно отвечает. А чтоб никто не обижался, Оно имеет и число, и род. У него к тому же 3 склоненья, А падежей различных сразу целых шесть. (Имя существительное) 1. А что такое имя существительное? Выпишите из стихотворения все имена существительные. (Человек, мир, вопрос, число, род, склонение, падеж) 2.Среди записанных слов найдите лишнее. Аргументируйте свой ответ (Человек (кто?) – одуш.имя сущ. (Что?) – неодуш). Организует взаимопроверку. |
Отвечают на вопросы Открывают тетради, записывают число, классная работа.
Выполняют задание.
|
||
3. |
Определение темы урока. Целеполагание |
Предлагает определить тему и цели урока. - Предположите тему нашего урока.
- Попытайтесь сформулировать цели?
|
Высказывают свои предположения. Записывают тему. Формулируют цели урока. |
||
4. 5. |
Выявление места и причины затруднения
|
Организует деятельность учащихся с целью выявления места и причины затруднения. – Посмотрите на записанные столбики слов и определите, по какому принципу распределены слова – Прочитайте ещё раз слова в каждом столбике и ответьте на вопрос: все ли слова в 1м столбике называют неживых существ, а во 2м – живых? – Какое противоречие заметили?
|
Существительные одушевлённые и неодушевлённые: апельсин шофер вокзал тренер гербарий космонавт столы герой здоровье ученики народ кукла стадо снеговик племя домовой |
||
II. Стадия « Осмысление» |
|||||
6. |
Открытие нового знания |
Организует деятельность учащихся по изучению нового материала: 1. Чтение теории - параграф № 90 2.просклонять существительные во множественном числе: друзья, деревья 3.Работа по составлению алгоритма |
Выполняют задание; изучают теоретический материал Делают обобщение:
|
||
7. |
Первичное закрепление |
Задание: определить одушевлёнными или неодушевлёнными являются выде ленные имена существительные? Молоко покрыла пенка, Варится в котле овсянка. За окном щебет пенка, Подпевает ей овсянка. |
Коллективная работа - разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных по лексическому значению. |
||
8. |
Разминка для глаз.
|
Называет предметы, если имя существительное одушевлённое – глаза поднимать вверх, если неодушевлённое – смотреть вниз |
Выполняют упражнения |
||
9. |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
Найдите «лишнее» слово. Выпишите его. 1) Стол, яблоня, леший, линейка, ягода 2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка. 3) Дом, берёза, машина, кукла, цветок. 4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба. |
Работают самостоятельно (карточки) Проверяют себя, сверяют со слайдом выписанные слова |
||
10. |
Физкультминутка |
Я прошу подняться вас – это «раз», Повернулась голова – это «два», Руки в бок, вперед смотри – это «три». На « четыре» - поскакать. Две руки к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам тихо сесть – это «шесть». |
Выполняют упражнения |
||
III. Стадия «Рефлексия» |
|||||
11. |
Включение в систему знаний и повторение |
1.Запишите текст. Укажите одушевлённые существительные. Какие светлые, особенные н…чи в феврале! В л..су легко замечаешь след санной доро..и. Далеко уходит у..кая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей сне..ной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков лисиц зайцев. 1)Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. 2)Расставьте недостающие знаки препинания в 6 предложении. Дайте характеристику предложению. 3) Определите грамматические признаки слова: дороги 2.Выполните упр.485
|
Самостоятельно работают с текстом Работают у доски 2 ученика ( индив.): синтаксический разбор предложения, определение грам. признаков слова – луны Выполняют упражнение |
||
12. |
Закрепление темы |
Словарная работа. Превратите неодушевленные существительные в одушевленные агитация агитатор труба трубач помощь помощник камень каменщик библиотека библиотекарь виноград виноградарь сила силач журнал журналист груз грузчик разведка разведчик |
Выполняют задания по группам: 1 вариант – неодушевленные сущ. превращают в одушевленные, 2 вариант – одушевленные сущ. в неодушевленные. |
||
13. |
Оценка знаний, итог |
1. Вспомните, какую цель ставили в начале урока? 2.Что вы узнали и чему научились? 3.Как определить принадлежность существительных к разряду одушевленных и неодушевленных? Составление синквейна. 1. сущ. 2. 2 прилаг. 3. 3 гл. 4. 1 предлож. 5. сущ. – синоним |
Оценивают свои знания |
||
14. |
Задание на дом. |
Задаёт домашнее задание, комментирует. Упр.486. Пар. № 90
|
Записывают д. з. |
||
15. |
Подведение итогов |
Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку. |