Урок русского языка в 5 классе «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

2
0
Материал опубликован 13 August 2017

Тема урока

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Учитель

Григорьева Татьяна Романовна

 Предмет

русский язык

УМК

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2013.

Цель урока:

актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках, сформировать представление о категории одушевлённости существительных, учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, развить интерес к изучению предмета.

Планируемые ОР

Ученик по окончанию изучения темы урока:

-получает навыки сотрудничества со сверстниками;(МР.)

- выделяет основные смысловые единицы текста;(МР.)

-оперирует понятиями; (МР.)

- самостоятельно формулирует тему урока;(МР.)

-планирует предстоящую деятельность;(МР.)

-проявляет интерес к изучаемой теме;(ЛР.)

-осознает свое знание и незнание; (МР.)

-дает понятие одушевленным и неодушевленным именам существительным; (ПР.)

-составляет предложения с одушевленными и неодушевленными именами существительными;(ПР.)

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

опознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, анализировать предложения с точки зрения структурной организации.


 

Мировоззренческая идея

Каждый человек в нашей стране должен знать русский язык

Программное содержание

-знать определение одушевленных и неодушевленных имен существительных ;

-уметь классифицировать категории имен существительных;

-определять их синтаксические функции;

План изучения нового материала

- признаки имени существительного как части речи;

- учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

Основные понятия

Одушевленные существительные, неодушевленные существительные

Тип урока

открытие новых знаний

Форма урока

Традиционная

Технология

Развитие критического мышления

Мизансцена урока

Парты стоят традиционно

п/п

Этапы урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

Учащихся

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.

I. Стадия «Вызов»

2.

Мотивация. Актуализация опорных знаний

1. Устный опрос.

Отгадайте, какой части речи посвящено стихотворение.

Все, что существует, оно обозначает,

И человека, и животный мир.

На вопросы кто и что верно отвечает.

А чтоб никто не обижался,

Оно имеет и число, и род.

У него к тому же 3 склоненья,

А падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное)

1. А что такое имя существительное?

Выпишите из стихотворения все имена существительные. (Человек, мир, вопрос, число, род, склонение, падеж)

2.Среди записанных слов найдите лишнее. Аргументируйте свой ответ (Человек (кто?) – одуш.имя сущ. (Что?) – неодуш).

Организует взаимопроверку.

Отвечают на вопросы

Открывают тетради, записывают число, классная работа.


 


 


 

Выполняют задание.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3.

Определение темы урока.

Целеполагание

Предлагает определить тему и цели урока.

- Предположите тему нашего урока.


 


 

- Попытайтесь сформулировать цели?


 

Высказывают свои предположения.

Записывают тему.

Формулируют цели урока.

4.

5.

Выявление места и причины затруднения


 


 


 

 

Организует деятельность учащихся с целью выявления места и причины затруднения.

Посмотрите на записанные столбики слов и определите, по какому принципу распределены слова

Прочитайте ещё раз слова в каждом столбике и ответьте на вопрос: все ли слова в 1­м столбике называют неживых существ, а во 2­м – живых?

Какое противоречие заметили?

 

 

Существительные одушевлённые и неодушевлённые:

апельсин шофер

вокзал тренер

гербарий космонавт

столы герой

здоровье ученики

народ кукла

стадо снеговик

племя домовой

II. Стадия « Осмысление»

6.

Открытие нового знания

Организует деятельность учащихся по изучению нового материала:

1. Чтение теории - параграф № 90

2.просклонять существительные во множественном числе:

друзья, деревья

3.Работа по составлению алгоритма

Выполняют задание;

изучают теоретический материал

Делают обобщение:

Одушевленные (мн.ч.)

В.п. = Р.п.

Неодушевленные (мн.ч.)

В.п. = И.п.


 


 

Неодушевл. = И.п.


 

7.

Первичное закрепление

Задание: определить одушевлёнными или неодушевлёнными являются выде

ленные имена существительные?

Молоко покрыла пенка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебет пенка,

Подпевает ей овсянка.

Коллективная работа -

разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных по лексическому значению.

8.

Разминка для глаз.


 

Называет предметы, если имя существительное одушевлённое – глаза поднимать вверх, если неодушевлённое – смотреть вниз

Выполняют упражнения

9.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Найдите «лишнее» слово. Выпишите его.

1) Стол, яблоня, леший, линейка, ягода

2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.

3) Дом, берёза, машина, кукла, цветок.

4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.

Работают самостоятельно (карточки) Проверяют себя, сверяют со слайдом выписанные слова

10.

Физкультминутка

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки в бок, вперед смотри – это «три».

На « четыре» - поскакать.

Две руки к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Выполняют упражнения

III. Стадия «Рефлексия»

11.

Включение в систему знаний и повторение

1.Запишите текст. Укажите одушевлённые существительные.

Какие светлые, особенные н…чи в феврале! В л..су легко замечаешь след санной доро..и. Далеко уходит у..кая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей сне..ной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков лисиц зайцев.

1)Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2)Расставьте недостающие знаки препинания в 6 предложении. Дайте характеристику предложению.

3) Определите грамматические признаки слова:

дороги

2.Выполните упр.485


 

Самостоятельно работают с текстом

Работают у доски 2 ученика ( индив.):

синтаксический разбор предложения,

определение грам. признаков слова – луны

Выполняют упражнение

12.

Закрепление темы

Словарная работа. Превратите неодушевленные существительные в одушевленные

агитация агитатор

труба трубач

помощь помощник

камень каменщик

библиотека библиотекарь

виноград виноградарь

сила силач

журнал журналист

груз грузчик

разведка разведчик

Выполняют задания по группам:

1 вариант – неодушевленные сущ. превращают в одушевленные,

2 вариант – одушевленные сущ. в неодушевленные.

13.

Оценка знаний, итог

1. Вспомните, какую цель ставили в начале урока?

2.Что вы узнали и чему научились?

3.Как определить принадлежность существительных к разряду одушевленных и неодушевленных?

Составление синквейна.

1. сущ.

2. 2 прилаг.

3. 3 гл.

4. 1 предлож.

5. сущ. – синоним

Оценивают свои знания

14.

Задание на дом.

Задаёт домашнее задание, комментирует.

Упр.486.

Пар. № 90


 

Записывают д. з.

15.

Подведение итогов

Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации