12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Геннадиевна Авдонина20
4

Конспект урока русского языка с элементами экологического воспитания на тему «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Технологическая карта урока русского языка

 Учитель Авдонина Светлана Геннадиевна

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнению, анализу, обобщению; способствовать развитию внимания и наблюдательности, умению работать в коллективе ,давать самооценку учебной деятельности, развитие орфоггграфической зоркости.

Цели для ученика: познакомиться с понятием одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного; учиться различать части речи, дифференцировать среди них существительные; совершенствовать навык решения орфографических задач, развивать внимание , наблюдательность, воспитывать любовь в своему народу, к родному языку.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

- развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам и определять тематические группы неодушевленных имен существительных.

Регулятивные УУД:

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- определять степень успешности своей работы и работы всех обучающихся.

Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты:

- контроль, коррекция, оценка действия партнера;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Планируемые предметные результаты:

Понимать суть одушевленных и неодушевленных имен существительных , знать их отличие, уметь правильно задавать вопросы к ним.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Технологии

Здоровьесбережение

Организационный момент

Эпиграф урока:

Пойми живой язык природы –

И скажешь ты: «Прекрасен мир!»

И.С. Никитин

Выполняют дыхательную гимнастику

 

Эмоциональная разрядка, создание благоприятного психологического настроя на урок

Станция словарная

Цель: организовать актуализацию изученных

орфограмм для проблемного

изложения нового материала.

1.Число и классная работа записаны заранее( тетради открыты,учебники открыты.)

Ребята, сегодня к нам в класс прилетела мудрая сова. Она принесла нам важное послание на дощечке. К сожалению, во время полета дощечка разбилась на мелкие пазлы, собрать которые нам предстоит на уроке.

Обговариваю, что на уроке можно заработать отметку «5», если набрать за время урока при выполнении заданий 5 баллов. Лист оценивания лежит у каждого на столе.

( см. приложение)

2. Посмотрите на доску. Какие задания я предложу вам выполнить?

2. Запишите все лишние слова в алфавитном порядке.

Что объединяет все лишние слова?

3.Значения всех слов вам понятны?

Ролик про тетеревятника. ( Пение и картинка) 30 сек.

Слова учителя: ( Ястреб-тетеревятник – дневная хищная птица, живущая в лесах)

(Открываем 1 пазл)

Высказывают предположения: прочитать слова, найти проверочные слова, найти орфограмму, выделить среди слов лишнее.

Учащиеся выполняют задание, проговаривая орфограммы,называя проверочные слова( 3 человека)

Запись слов. Затем самопроверка по эталону.

Ответы детей( это существительные, обозначают названия хищных птиц)

Не понятен тетеревятник.

УДД:

регулятивные (целеполагание; планирование);

познавательные (общеучебные (поиск и

выделение необходимой информации);

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

Регулятивные умения: 

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание, используя

термины, в рамках учебного диалога

 
 

Составьте предложение с этими словами и запишите.

Открываем второй пазл.

Краткий рассказ учителя об особенностях этих птиц.

В Саратовской области этих птиц тоже можно встретить в заповедниках или заказниках: в Дьяковском лесу Краснокутского района, в национальном парке «Хвалынский», в природном парке « Кумысная поляна».

Значит, хищные птицы тоже нуждаются в защите.

Составляют предложение Совы, тетеревятники,соколы живут в лесу. Или

Сова, тетеревятник, сокол – хищные птицы.

Проверка учителем и заполнение второго пункта в листе оценивания.

   

Самоопределение к деятельности и фиксация затруднения

(цель- создать условия для самостоятельного открытия детьми нового знания)


 

В одном из вопросов олимпиады «Русский медвежонок» есть задание, в котором слова разделены на 2 группы по какому-то признаку и надо определить, по какому.

Как вы думаете, по какому принципу разделены слова на 2 группы?

Дополнительные вопросы:

Какие вопросы можно задать к словам первого столбика? Второго столбика?

Дополнительные вопросы: Перед вами два вопроса Кто? и Что? К словам какого столбика можно задать вопрос кто?, что?

Ребята работают в парах, проводят классификацию существительных на группы одушевленных и неодушевленных предметов.

Фронтальная проверка, коррекция, выявление разных точек зрения.

Варианты ответов выслушиваются, а потом учитель приводит к заданным вопросам.

Проблемная

Задание, в котором учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, научиться уважать мнения других людей, проблемная ситуация

3. Формулирование темы урока, постановка цели.

- Сформулируйте тему урока.

(Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые)

-Какова будет цель урока?( научиться различать одушевленные и неодушевленные имена сущ.)

Открываем третий пазл.

Нам предстоит провести наблюдение над тем, в чем разница одушевленных и неодушевленных существительных.

Самостоятельно определяют тему и цель урока.

самостоятельно работают по повторению изученных словарных слов; взаимопроверка; самооценка.

 

Усиливает внутреннюю мотивацию, комфортное состояние;

Открытие нового знания ( построение проекта выхода из ситуации затруднения).

Цель- реализация принципов деятельностного обучения.

Физминутка.

Наблюдение 1.

Найдите на столах карточку желтого цвета и выполните задания.

(самостоятельно)

Прочитайте слова каждой группы и найдите общий признак, который объединяет эти слова:

1 группа- продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, сова, жираф.

2 группа-заповедник, роза, берёза, иней, автобус, тюльпан.

Напишите фразу-конструкцию: одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос_____________ и обозначают ____________, ____________, а неодушевленные отвечают на вопрос____________ и обозначают __________________ предметы и _______________.

-Как вы думаете: почему растения относятся к неодушевленным существительным?

Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте, не передвигаясь. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в русском языке неодушевленным.

Оцените свои достижения.

- Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые.

- Проверим себя, прочитайте самостоятельно правило в учебнике, с.54.

Расскажите правило другу. ( Проверка в парах и заполнение третьего пункта в листе оценивания.)

Ребята! Есть такие существительные, которые будут относиться к неодушевленным существительным: толпа, народ, молодежь.

( Открываем четвертый пазл)

   

Стимуляция внутренней мотивации: интерес к изучаемому материалу

Благотворное влияние игры на здоровье

Повышение познавательной активности младших школьников

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Упражнение 2 с.54 ( распределить в 2 колонки существительные по признаку одушевленности-неодушевленности ,выбрав по 2 слова в каждую колонку.)

Ученик объясняет: Слово пароход – неод.сущ, так как отвечает на вопрос что? и обозначает неживой предмет. И так далее.

   

6Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предлагаю оставшиеся слова упражнения распределить в 2 колонки.

Проверка в паре и заполнение четвертого пункта в листе оценивания.

   

Физминутка

Я называю имена существительные. Если оно одушевленное, то хлопаете в ладоши, если неодушевленное – прыгаете.

Слон, тетрадь, кошка, картина, солнце, девочка, дождь, дельфин, стол, учитель, снег, мороз, собака.

- Молодцы! Внимательные дети!

     
 

Открываем пятый пазл.

     
 

А теперь вернемся к нашему предложению и разберем его с целью выявления, каким членом предложения являются одуш. и неодуш. сущ-е.

Совы, тетеревятники,соколы живут в лесу. Или

Сова, тетеревятник, сокол – хищные птицы.

   

Цель- формирование критического мышления.

Обобщающее задание «Верю- не верю» с самопроверкой.

Заполнение пятого пункта в листе оценивания.

   
 

Открываем шестой пазл.

Читаем послание.

Дети! В лесу живет много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Вырубка леса, загрязнение земли и воды, истребление охотниками приводят к исчезновению животных.

Помните об этом! Берегите нас!

Найдите ответ на вопрос: Каковы причины исчезновения хищных птиц? Я рассчитываю ,что тема заинтересует ребят, они попытаются найти ответ на вопрос :

« Что конкретно может сделать ребенок, чтобы не навредить птицам?», « Какая конкретная опасность существует от человека в отношении хищных птиц?», и в домашнем задании продумываю задания, направленные на поиск дополнительной информации о хищных птицах.

   

7Рефлексия.

Поделимся впечатлениями о нашем уроке. Какие открытия …….

Зачем нам нужен был этот урок?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учителя?

Кому тебе хочется сказать спасибо за сотрудничество и почему?

     

8Домашнее задание.

На выбор с53 упр1,

или составить текст, в который входят только одушевленные существительные.

Или Составить памятку « Берегите хищных птиц».

Завтра мы продолжим работать по теме

« Одушевленные - неодушевленные имена существительные» и узнаем новые секреты этой грамматической категории.

Звучит музыка о природе.

   

Настрой на успех

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.