Конспект урока русского языка по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока русского языка
УМК: Начальная школа XXI века Н.Ф. Виноградовой.
Класс: 3
Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
Автор: Серова Татьяна Львовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №3 г. Вологда
Цели: |
Задачи: |
Результат урока |
|||
Уточнить и расширить свои представления о категориях одушевлённости, неодушевлённости имён существительных : выяснить, почему к одним словам мы задаём вопрос кто? А к другим что? ; закрепить умение различать одушевлённые – неодушевлённые имена существительные. Цели и педагогические задачи (педагогический замысел): Более глубокое усвоение детьми категории одушевлённости/неодушевлённости имён существительных, её роли в русском языке. Подготовка к предъявлению результата и оценке усвоения темы. Постепенное формирование коммуникативных компетенций. Уточнить и расширить свои представления о категориях одушевлённости, неодушевлённости имён существительных : выяснить, почему к одним словам мы задаём вопрос кто? А к другим что? |
Педагогическая задача урока: создать условия для совместного учебного действия моделирования; формировать у обучающихся коммуникативные умения и навыки ведения учебного диалога на содержательной основе. 1. Вывести формулу, которая позволила бы точно, без всяких сомнения определить категорию одушевлённости/неодушевлённости имён существительных. То есть открыть ещё одну тайну русского языка (так как блок, в котором мы сегодня работаем называется «Как устроен наш язык»). Исследовать, почему известные нам способы отнесения существительных к одушевлённым или неодушевлённым не всегда действуют. Поупражняться в применении формулы определения одушевлённости/неодушевлённости на практике. -знать понятие «одушевленные», «неодушевленные» существительные; - знать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными существительными (морфологические особенности); - иметь представление об использовании приема олицетворения в художественной литературе |
На данном уроке реализовывались задачи по формированию метапредметных результатов: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных. Регулятивные УУД: На первом этапе дети самостоятельно на основе ориентировки по странице учебника поставили цель урока и составили план работы. Важно, что на протяжении всего урока возвращались к плану работы и контролировали его выполнение. План был рабочим, каждый этап решал определённую задачу урока и работал на достижение цели. Далее по плану урока, фактически по плану своей деятельности на уроке дети учились оценивать свою работу, учились самоконтролю и самооценке. На данном уроке провоцируем каждого ученика реально оценить свои знания и умения по теме и вовремя усовершенствовать их. Познавательные УУД: В урок включены задания требующие анализа, синтеза и сравнения в, проведения квази-исследования Дети находили необходимую информацию в прочитанных словах и предложениях, таблицах, инструкционных картах исследования, опорах, на её основе формулировали ответы на вопросы по теме урока, выдвигали гипотезы, искали пути их решения, делали выводы. Учились моделировать, составлять схемы- опоры, кластеры, концептуальные таблицы по изучаемой теме. Совершенствовали умение ориентироваться на странице учебника, других источниках информации. Пользуясь инструкционными картами исследования, опорами, формулировали и сами составляли задания по теме урока на этапе применения полученных знаний и их закрепления. Личностные УУД: самоопределение, волеваясаморегуляция при определении цели своей деятельности, принятия цели, следовании плану, выражении собственного мнения. Коммуникативные: В урок была включена работа в парах, группах, что способствовало формированию коммуникативных умений. Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать в парах и оценивать работу друг друга. Ещё один шаг к формированию у учащихся навыков работы во взаимодействии(распределять обязанности и время, уметь договариваться, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относится) |
|||
Развивающая: дать понятие об олицетворении как приёме, использующимся в художественной литературе. Мировоззренческая: обучающиеся убедятся в том, что знания способа определения одушевлённости и неодушевлённости имён существительных поможет им в составлении «морфологического портрета» (морфологического разбора) имени существительного. |
Краткая пояснительная записка к конспекту:
-
Место урока в теме: По месту в цикле постановки и решения учебной задачи данный урок является трёхчастным: вводным ( или постановочным) в первой своей части, уроком решения учебной задачи- во второй и уроком конкретизации открытого способа действия (уроком решения частных задач)- в третьей части .
1 часть урока (стадия вызова). Это наиболее острая и трудная и одновременно наиболее яркая часть урока. Так как именно на этой части урока происходит драматический переход от старого к новому способу действия. В этой части урока перед детьми ставится учебная задача, т.е. через их собственное действие демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действия, и начинается поиск нового способа действия, подходящего к поставленной задаче. Этот этап учения должен стать для детей открытием. Поэтому основная задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы детям стала очевидна ограниченность того способа действия (определения одушевлённости и неодушевлённости имён существительных), которым они уже овладели в рамках курса русского языка 2- го класса.
2 часть урока (стадия осмысления содержания): После постановки учебной задачи идёт этап поиска способов её решения, который сопровождается таким учебным действием, как моделирование. На этом этапе в форме группового взаимодействия детей и учителя организуется квазиисследование, пробы и дискуссии по поводу действия учащихся. В результате этих действий, их обсуждения класс конструирует новый способ решения- формулу определения одушевлённости и неодушевлённости имён существительных. Таким образом, завершающим этапом этой части урока является нахождение способа и соответствующего ему схематического воплощения (модели) определения одушевлённости и неодушевлённости имён существительных.
3 часть урока (стадия осмысления содержания+ рефлексия): Как только найдены способ безошибочно точного определения одушевлённости и неодушевлённости имён существительных и соответствующее ему схематическое воплощение (модель+ формула), начинается следующий этап учебной деятельности- решение системы частных задач, на которых происходит конкретизация открытого общего способа действия. В частных задачах условия не просто такие же по сути, как в задаче на открытие способа действия; в них непременно содержится какой- то новый поворот, «ловушки», или же они сильно различаются по материалу (но не по способу действия), так, что детям трудно распознать за новым материалом уже открытый способ.
В рамках данного этапа работы на уроке проводится диагностическая работа по проверке освоения операционального состава нового способа определения одушевлённости и неодушевлённости имён существительных, . Этот же этап является и рефлексивным, здесь ребята демонстрируют результаты своей самостоятельной работы и предъявляют на оценку (по своему усмотрению) учителю результаты освоения открытого способа действия. Здесь происходит обсуждение причин возможных ошибок, определение границ своего знания- незнания по данной теме и постановка следующей учебной задачи.
Используемые формы работы и обоснование их целесообразности:на данном уроке использовались групповые формы работы.
Основной формой организации процесса обучения является урок. На данном уроке эффективно использовать групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, повысить уровень знаний учащихся, вызвать интерес учащихся к предмету, учитывать индивидуальные особенности учащихся и создавать условия для их развития.
Работа в группах наиболее эффективна при изучении нового материала и закреплении изученного материала.
Групповые формы обучения рационально применять, когда материал доступен для групповой работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах.
ЦЕЛЬ:
1) повысить уровень знаний учащихся;
2) добиться лучшего усвоения материала;
3) вызвать интерес учащихся к предметам.
3 А Д А Ч И:
1) научить детей проводить самоконтроль, взаимоконтроль;
2) расширить круг знаний учащихся;
3) воспитать чувство ответственности за работу, которую ты выполняешь;
4) научить детей работать вместе, дружно;
5) подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе, заинтересовать;
6) добиться более прочного усвоения знаний;
7) развивать устную и письменную речь учащихся;
8) научить учащихся оформлять работу в тетради.
При разработке этой технологии вкладываются следующие принципы :
1) научности (знания должны быть научно-обоснов.)
2) доступности (учащимся должны быть доступны и понятны задания, которые они получают; материал, который дает им учитель);
3) прочности (учащиеся должны понимать изучаемое и прочно его усваивать);
4) сознательной активности.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1) у учащихся повысился интерес к предмету;
2) в активную работу вовлекается все больше и больше учащихся;
3)знания усваиваются более прочно, т.к. у ребят появляется большая заинтересованность в работе;
4)учащиеся оценивают свою работу и работу товарищей;
5)более грамотное оформление работы в тетради;
6)учащиеся получают удовлетворение от работы.
Акцент в работе делается в основном на практике и контроле.
Каковы "плюсы" групповой формы работы?
Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, а классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
-
Используемые методы работы и обоснование их целесообразности: Методы обучения и учения: проблемно – сообщающие, частично – поисковые, исследовательские, словесно – дедуктивные, наглядно – дедуктивные, практически – индивидуальные.
На данном уроке используется Технология развития критического мышления (методы и приёмы: составление списка известной информации при помощи приёмов: инсерт, кластер; групповая мозговая атака, круги по воде, игра «Как вы думаете?», построение концептуальных таблиц на основе «толстых» и «тонких» вопросов и расширение кластеров). Работа ведётся индивидуально- в парах- в группах.
Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский)
Что такое критическое мышление? По-моему, это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер.
Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия. Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная |
Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) |
Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, |
-
Используемое оборудование: Мультимедийный проектор, карта знаний учащихся, стол заданий, задания для индивидуальной работы.доска с записями; заготовки текста; учебник «Русский язык», 3 класс, под редакцией С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И. Кузнецовой, схема – опора «Морфологические особенности одушевленных и неодушевленных имен существительных», инструкционный карты исследований.
Используемые условные знаки и сокращения: -учитель, +ученик.
Педагогическая задача урока: создать условия для совместного учебного действия моделирования; формировать у обучающихся коммуникативные умения и навыки ведения учебного диалога на содержательной основе.
Эпиграф к уроку: «Язык – это сокровищница, из которой мы берём слова-жемчужины не раз произносимые. Иногда они дают «трещины и вмятины».
ХОД УРОКА
№ |
Название этапа |
Описание содержания этапа |
Формирование универсальных учебных действий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
1. Мотивирование к учебной деятельности (1). Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации. |
В деятельности учителя -Придумано кем- то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!». Доброе утро, ребята, я рада вас видеть на уроке русского языка. Прозвенел звонок и вот Начинается урок. Тихо в классе, Тихо в школе, Всё на месте, Все готовы? Тихо сели. - Присаживайтесь, пожалуйста, на места. -Давайте, ребята вспомним с вами, какую большую тему мы изучаем на протяжении уже нескольких уроков? Чем мы с вами занимались на уроках русского языка? -То есть что мы учились делать? – Прочтём эпиграф к уроку. Эпиграф к уроку: «Язык – это сокровищница, из которой мы берём слова-жемчужины не раз произносимые. Иногда они дают «трещины и вмятины». – Как вы поняли это высказывание? - А скажите мне, пожалуйста, зачем вам необходимо изучать данную часть речи? Где вам в жизни могут пригодиться данные знания? - А как вы думаете, чем нам стоит сегодня заняться на уроке? - Какой прием мы обычно с вами используем на уроках русского языка, для составления карты знаний по изучаемой теме? -Предлагаю составить кластер по теме «Имя существительное». (приложение 2) |
В деятельности учеников + Мы изучаем тему: «Части речи. Имя существительное». + Мы знакомились с лексико- грамматическими признаками имени существительного. + Язык –наше богатство. Мы должны бережно относиться к своему языку, к словам, как к сокровищнице. Нужно избегать ошибок в своей речи. +Чтобы наша устная и письменная речь становились грамотнее. + Обобщить все то, что мы уже знаем об этой части речи и,возможно, узнать что-то новое. + кластер и круги по воде. 2. Самопроверка домашнего задания по ключу- коллективно составленному кластеру. «Проверь себя» Помощники сообщают результаты выполнения домашней работы учителю в перемену. |
Познавательные -поиск информации Регулятивные -принятие и сохранение цели -постановка учебных задач Регулятивные -планирование |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фрагмент постановки учебной задачи. Его цель: самостоятельный ( в совместно распределённой деятельности) выход учащихся на новую задачу через «интеллектуальный конфликт». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии(3. Вход в учебную ситуацию («включение в урок «Интрига»). На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Фрагмент поиска и открытия нового способа действия. 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. |
– Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Любой ученик, по-видимому, мечтает, чтобы урок начался с игры. Наша игра – лингвистическая. На доске карточки со словами ( из упр. 1 ур. 94 уч.): ПРОДАВЕЦ, КНИГА, РОЗА, ЛИСА, БЕРЁЗА, ЖАВОРОНОК, ШМЕЛЬ, АВТОБУС, ЖИРАФ, ТЮЛЬПАН, ИНЕЙ. ЗАДЛАНИЕ К ИГРЕ: прочитайте слова, на какие группы их можно распределить? По каким признакам? «Вход в учебную ситуацию» - Как замечательно, что в ходе этой игры у нас получилось столько много вариантов распределения данных слов на группы! -А кто из вас заметил после выполнения данного упражнения, о какой категории имён существительных, мы сегодня не упомянули , составляя кластер, но некоторые использовали её для распределения существительных на группы? - Сформулируйте тему нашего урока. -Ребята, это новая для нас тема? - А что вам известно о категориях одушевлённости и неодушевлённости из курса русского языка 2 класса? - Как вы думаете, можно ли для достижения цели, которую мы поставили, воспользоваться уже имеющимися знаниями? -Тогда предлагаю вам ещё раз рассмотреть предложенное распределение слов и с помощью приёма ИНСЕРТ. Метод « ИНСЕРТ » « ИНСЕРТ » (INSERT – InteractiveNotingSystemforEffectiveReadingandThinking) - прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.
При чтении удобно заполнять таблицу:
-Итак ребята, что же у вас получилось? - В какой теме вы обнаружили противоречие, пробел? Над какой темой имеет смысл продолжить работать сегодня на уроке? -Запишите тема нашего урока у себя в тетрадях. -Как теперь вы считаете, всё ли мы с вами знаем о категории одушевлённости и неодушевлённости? Достаточно ли тех способов определения одушевлённости и неодушевлённости имён существительных, которыми вы владеете на данный момент? -Сформулируйте цель, которую вы можете поставить для себя на данном уроке? - Давайте составим план нашего занятия и подумаем, какие задачи нам сегодня предстоит решить, чтобы достигнуть данной цели? + Нельзя шагнуть вперед, не оттолкнувшись от предыдущего опыта. Ребята, какими способами определения одушевлённости/неодушевлённости вы уже владеете? ОТОБРАЗИТЕ ИХ В МОДЕЛИ - Итак, нам понятно, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, и какие способы использовать для ОПРЕДЕЛЕНИЯ одушевлённости-неодушевлённости существительны. – Что общего между этими словами? Какую часть речи они представляют? (Все они –существительные). – Запишем название нашего урока, в котором заключена основная мысль нашей работы, и объясним знаки препинания в этом предложении. Его цель: – Вернёмся к нашей игре и найдём все одушевлённые имена существительные. Подчеркнём их одной чертой. Порассуждайте вслух! Лиса, продавец, жаворонок, шмель – это имена существительные одушевлённые, потому что отвечают на вопрос Кто?. Они двигаются, дышат,живут, рождаются и умирают. Прочитайте ещё раз, какие существительные вы точно без всяких сомнений отнесли к неодушеслённым? -Предлагаю вам провести ИССЛЕДОВАНИЕ В РАМКАХ ТЕМЫ НАШЕГО УРОКА.Ваша задача с помощью инструкционных исследовательских карт провести исследование тех имён существительных, в одушевлённости/неодушевлённости которых вы не сомневаетесь, с целью выведения формулы одушевлённости/неодушевлённости имён существительных. (приложение 3-инстукционные карты исследования). - Итак, вижу, что работа в парах подошла к концу, все участники исследования вернулись к исходным местам и подняли знаки готовности. Над какой задачей мы сейчас работали? - К какому выводу пришли все группы? - Итак, наша задача – составить задания по теме. Какими умениями мы овладевали в данной теме? Дополните кластер. -Давайте проверим точность наших исследований по учебнику. Прочитайте правило на стр. 45. Что вы можете сказать о качестве нашего исследования? 6. Физкультминутка Связана с первичным закреплением темы урока: -Дети по картинке будут называть имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Если вы услышите имена существительные одушевлённые-хлопаете ладонями над головой и подпрыгиваете, если называю имена существительные неодушевлённые- приседаете. Слова: … -Над какой задачей нужно поработать дальше? - Предлагаю провести «Лингвистический эксперимент» – Подумаем и поразмышляем вслух! Посмотрим на наши слова и выясним: совпадает ли мнение лингвистов и биологов о живом? Докажем. (С точки зрения биологов, берёза, тюльпан и роза – живые организмы, потому что они живут, дышат, растут.Наши исторические предки тоже считали дерево, тюльпан, камень живыми). Предлагаю проработать в паре данные слова и сделать вывод о том, какие слова обладают категорией одушевлённости с лингвистической точки зрения. - Над какой задачей работали на данном этапе урока? К какому выводу пришли? – А что значит живой, одушевлённый? Выделим корень в слове одушевлённый – -душ-(Тот, кто живёт, дышит, имеет дух, дыхание,способность к движению). -Прочитайте правило в учебнике на стр. 45. Оцените точность своих прогнозов. - Как вы оцениваете теперь свой уровень продвижения в данной теме? |
Дети выполняют задания игры сначала самостоятельно, а затем происходит коллективное обсуждение результатов. В ходе выполнения возникают несколько вариантов распределения предложенных слов на группы на основе уже изученного материала, таким образом ещё раз систематизируются и обобщаются уже изученные знания детей по теме: «Имя существительное». Наряду с изученными параметрами, появляется ещё одна классификация (распределение имён существительных на две группы: одушевлённые и неодушевлённые), на основе актуализации и опоры на знания полученные детьми ещё во 2 классе. + КАТЕГОРИЯ ОДУШЕВЛЁННОСТИ И НЕОДУШЕВЛЁННОСТИ. + Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. +Нет. Потому что о категориях одушевлённости и неодушевлённости мы говорили ещё во 2 классе. + Известно, что отнесение имен существительных к одушевленным или неодушевленным связано с разделением человеком окружающего мира на живое и неживое. Как нам известно, все одушевлённые (живые объекты) обладают рядом существенных признаков: дышат, питаются, растут, размножаются, рождаются и умирают. В курсе предмета русский язык мы говорили ещё об одном признаке одушевлённости- неодушевлённости- это вопросы. К одушевлённым именам существительным можно поставить вопрос кто? А к неодушевлённым именам существительным- вопрос- что?
Итог на доске: берёза? +!
роза? +! тюльпан? +! Из таблицы убирают слова, вызвавшие у них противоречия и сомнения в сторону. + Теперь мы уже сомневаемся, в какую группу отнести слова берёза, роза, тюльпан. Ведь с одной стороны все эти слова отвечают на вопрос что? Значит, относятся к неодушевлённым именам существительным. А с другой стороны все предметы, которые эти слова называют, обладают признаками живых (одушевлённых) существ: дышат, питаются, растут, размножаются , рождаются и умирают. Значит, эти существительных должны быть отнесены по этому критерию к одушевлённым. + Тема нашего сегодняшнего урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». -Записывают тему урока у себя в тетрадях. +Нет не достаточно, ведь у нас возникло неразрешимое пока противоречие. + Уточнить и расширить свои представления о категориях одушевлённости, неодушевлённости имён существительных : выяснить, почему к одним словам мы задаём вопрос кто? А к другим что? + 1. Вывести формулу, которая позволила бы точно, без всяких сомнения определить категорию одушевлённости/неодушевлённости имён существительных. То есть открыть ещё одну тайну русского языка (так как блок, в котором мы сегодня работаем называется «Как устроен наш язык»). Исследовать, почему известные нам способы отнесения существительных к одушевлённым или неодушевлённым не всегда действуют. Поупражняться в применении формулы определения одушевлённости/неодушевлённости на практике.
дышат питаются растут размножаются рождаются умирают
5. Движение темы Одушевлённые – значит живые… Сообщение учащегося. М.В.Ломоносов, создатель первой русской грамматики, назвал этот знак «троеточие».Многоточие, поставленное в конце предложения, подсказывает, что мысль недосказана, недоговорена. – Итак, в процессе работы мы должны дооформить, то есть продолжить мысль в виде размышления, рассуждения. Одушевлённые – значит живые… В мире нас окружают разные предметы. Среди них есть те, которые живут, дышат, двигаются. Значит они живые или одушевлённые. + книга, иней, автобус., п.ч. …. самостоятельный ( в совместно распределённой деятельности) выход учащихся на новую задачу через «интеллектуальный конфликт». РАБОТА В ПАРАХ СМЕННОГО СОСТАВА. ИТОГ: + 1. Вывести формулу, которая позволила бы точно, без всяких сомнения определить категорию одушевлённости/неодушевлённости имён существительных. То есть открыть ещё одну тайну русского языка (так как блок, в котором мы сегодня работаем называется «Как устроен наш язык»). + Нам удалось вывести точную формулу одушевлённости/неодушевлённости.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ
Дышат питаются растут размножаются рождаются умирают
+ Его результаты полностью совпали с мнением учёных, авторов учебника, профессоров, значит в ходе исследования мы пришли к правильным выводам.
Называют слова по очереди, закрепляют изученный материал, доказывают свою точку зрения, обосновывают её с т.з. 1 задачи урока. + 2 з. Исследовать, почему известные нам способы отнесения существительных к одушевлённым или неодушевлённым не всегда действуют. РАБОТА В ПАРАХ ПО ИНСТРУКЦИОННЫМ ТАБЛИЦАМ. + 2 з. Исследовать, почему известные нам способы отнесения существительных к одушевлённым или неодушевлённым не всегда действуют. + Вывод: Лингвисты считают сейчас одушевлёнными только тех, кто…(продолжите мою мысль дальше) умеет двигаться: людей, насекомых, зверей. +Они изображают «неживой мир»:растительный мир, предметный мир. -Читают правило в учебнике на стр. 45. Оценивают точность своих прогнозов. + Мы пришли к правильному выводу.ЗНАЮ, УМЕЮ, МОГУ ПРОВЕРИТЬ РАБОТУ ДРУГОГО Сигнализируют (оценивают) свой уровень с помощью волшебныхсветофорчиков. ЗНАЮ, УМЕЮ, МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ДРУГИМ ЗНАЮ И УМЕЮ ЗНАЮ, НО НЕ УМЕЮ НУЖНА ПОМОЩЬ |
Познавательные -анализ -сравнение -обобщение Познавательные. (сравнение, распределение на группы) Познавательные: Работа со знаками – символами Формирование личностных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте. Регулятивные (формулирование темы урока, цели, задач урока) Познавательные (актуализация знаний) Познавательные (повторение понятия «одушевлённость/неодушевлённость», алгоритма определения данной категории) Регулятивные (удержание цели) Регулятивные (прогнозирование) Регулятивные (контроль за действиями партнера) Регулятивные (оценка) Познавательные (формулирование вывода) Регулятивные (удержание цели) Регулятивные -планирование, -самоконтроль Познавательные -анализ -сравнение -обобщение Познавательные -моделирование Регулятивные самопроверка и самооценка Формирование регулятивных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка Формирование коммуникативных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе. Формирование познавательных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться: - формулировать правило на основе выделения существенных признаков; - выполнять задания с использованием материальных объектов, схем; - проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ; - строить объяснение в устной форме по предложенному плану; - строить логическую цепь рассуждений Формирование регулятивных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка Формирование коммуникативных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе. Формирование регулятивных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка Формирование познавательных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться: - формулировать правило на основе выделения существенных признаков; - выполнять задания с использованием материальных объектов, схем; - проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ; - строить объяснение в устной форме по предложенному плану; - строить логическую цепь рассуждений Формирование коммуникативных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фрагмент решения частных задач- окончательное осмысление, уточнение (конкретизация), «наполнение» нового способа действия многообразием решаемых им задач, отработка открытого способа действия при решении частных задач. Фрагмент контроля и коррекции- формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиском путей их устранения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная и групповая форма работы: учащиеся самостоятельно и в группе выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку и взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
-Как вы считаете, теперь вам подвластны все тайны великого русского языка по данной теме? - Какой же пункт нашего плана остался, не выполнен? 7. Закрепление. -Как можно решить данную задачу? - А что интереснее? Что полезнее? Что сложнее? Почему? - Итак, наша задача – составить задания по теме. Какими умениями мы овладевали в данной теме? -Как удобнее выполнять данное задание?. - Итак, используя опорные категории и картинки со словами каждая группа выберет определённую группу из предложенных слов, придумает и выполнит с ними задания по теме урока. 1. Названия предметов живой природы 2. Названия богов. Названия мифических существ.(Бог, Домовой) 3. Названия фигур в играх (дамка, конь) 4. Названия игрушек, механизмов, изображений человека (кукла, робот, снеговик) 5. Названия предметов неживой природы 6. Названия растений 7. Названия планет по имени богов 8. Собрание людей (толпа, народ) |
+ Да, так как мы уточнили представление о категории одушевлённости/неодушевлённости, провели исследование и вывели точную формулу определения одушевлённости/неодушевлённости и поупражнялись в применении этой формулы на практике. Ещё мы поработали в группах сменного состава, научились проверять работу других по данной теме и доказывать свою точку зрения. +3 з. Поупражняться в применении формулы определения одушевлённости/неодушевлённости на практике. 7. Закрепление. + Составить самим задания или выполнить готовые задания. + Работая в позиции учителя, мы учим себя,то есть учимся. + В группах. Дети выбираю 1 из заинтересовавших их групп слов и работать с ней, доказывая разными из выше перечисленных способов их одушевлённость и неодушевлённость, распределяя в группе обязанности. |
Познавательные (сравнение) Моделирование Регулятивные (прогнозирование) Коммуникативные (умение договариваться) Познавательные (следование алгоритму) Регулятивные (контроль за действиями партнера) Регулятивные (оценка) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фрагмент контроля и коррекции- формирование всех видов действий контроля, работа над причинами ошибок и поиском путей их устранения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. |
– А сейчас попробуем разнести результаты исследований групп в итоговый кластер по теме урока (составление памятки «Одушевлённые/неодушевлённые имена существительные»). – Откройте учебник на стр. 46. , рассмотрите таблицу, прочитайте вывод. Что можете сказать? -А как называются слова первого и второго столбика? Над какой темой работали на уроке? Какую цель ставили? Удалось ли достигнуть цели урока? Благодаря чему, решению каких задач? – Как вы считаете, являются ли наименования одушевлёнными или неодушевлёнными?. – Как вы думаете, легко ли разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Рассмотрим это на конкретных примерах. Решим грамматическую задачу. «Найти третий лишний». 1. Капуста, газета, шофёр. - А завершить наш урок мне хотелось бы строками стихотворения С.Есенина . … Заколдован невидимкой, Дремлет лес Под сказку сна, Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку Природа – это волшебник. Она не только дарит нам радость, но и создаёт удивительные вещи. Надо только нагнуться и поискать их. – Какой художественный приём использует автор? – Какой полезный совет можно извлечь из этого текста? (Автор напоминает нам, что нужно бережно относиться ко всему живому, что тебя окружает.Надо быть внимательными и наблюдательными к окружающему миру.) «Возьмите на заметку!» В художественной литературе и в фольклоре широко используется ПРИЁМ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ –изображения неживых существ как живых. Вспомните, что в сказках умеют говорить не только золотая рыбка, муха-цокотуха, но и зеркальце. Примеры: «И стоит себе лес, улыбается», «Уж небо осенью дышало», «дремлет чуткий камыш». - Как вы теперь с высоты своего опыта считаете, делает ли приём олицетворения имена существительные одушевлёнными? - Давайте же попробуем оценить уровень продвижения в данной теме ещё раз. (лесенка). -Кто догадался над какой темой мы будем продолжать работать завтра? -Верно, об этом мы поговорим завтра. |
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ дышат питаются растут размножаются рождаются умирают
ДЕТИ В ГРУППАХ ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ И ПРЕДСТАВЛЯЮТ РАБОТЫ СВОИХ ГРУПП. + Группы пришли к правильным выводам, освоили тему урока. +Выводы: Все имена существительные делятся на неодушевлённые и одушевлённые. Одушевлённые существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО? + Не всегда, можно ошибиться. Решаю грамматическую задачу. +Олицетворение. Автор сравнивает природу с живым волшебником. +Автор напоминает нам, что нужно бережно относиться ко всему живому, что тебя окружает. Надо быть внимательными и наблюдательными к окружающему миру. + Опять противоречие. Мнения учащихся разделяются и это хорошо ЗНАЮ, УМЕЮ, МОГУ ПРОВЕРИТЬ РАБОТУ ДРУГОГО Сигнализируют (оценивают) свой уровень с помощью волшебныхсветофорчиков. ЗНАЮ, УМЕЮ, МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ДРУГИМ ЗНАЮ И УМЕЮ ЗНАЮ, НО НЕ УМЕЮ + Мы будем разгадывать тайны русского языка в теме : «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». А целью урока будет: исследовать приём олицетворения и его влияние на категорию одушевлённости/неодушевлённости имён существительных. |
Коммуникативные УУД развивать через вербальные способы общения в малых группах. Развитие логических УУД через сравнение, сопоставление, обобщение. Коммуникативные УУД: умение аргументировать свой выбор с помощью ораторского искусства. П (наблюдение, сравнение) П (выдвижение предположений, их обоснование) Р (планирование действий) Р (самооценка) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фрагмент развёрнутого оценивания- предъявление результатов освоения способа действия и его применение в разных конкретно- практических ситуациях, формирование разных способов и форм действия оценки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. |
– Подведём итоги нашего лингвистического исследования (т.е. научного изучения) темы. Сделаем научный вывод по опорным словам. -Чему научились: – К какому разряду существительных относятся: – Во всех случаях речь идёт об одушевлённых предметах, кроме слова труп! |
+ Окружающий мир богат и разнообразен. Нас окружают живые и неживые предметы. Одушевлённые – это те, которые имеют способность двигаться. Они отвечают на вопрос кто? 1. Мы узнали, что одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? А неодушевлённые – на вопрос ЧТО? + Деление существительных на одушевлённые и неодушевлёнными не всегда совпадает с научным представлением о живой природе. 1. Названия фигур в шашках, шахматах (дамка,пешка конь, ферзь)? |
Регулятивные -выполнение плана -самооценка -удержание цели. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Домашнее задание. Выставление оценок. |
Для чего это надо знать? |
Способ и формат оценивания результатов работы учащимися: при подведении итогов работы учащимися оценивается: Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом. Умение действовать согласно инструкции. Оцениевание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного листа наблюдения и оформляется в форме экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задач урока : распределение работы между учащимися внутри группы, организация дискуссий, взаимодействие учащихся в ходе работы, действия членов группы при моделировании конечного результата, а также устанавливается, в какой степени организация работы внутри группы повлияла на получение результата и делается общий вывод об уровне работы в малой группе. |
Регулятивные -выполнение плана -самооценка -удержание цели. |
Приложение 1 (отсканированные страницы учебника).
Приложение 3 (инструкционные карты, памятка составленная на уроке)
В.п. = Р.п. (во МН.ЧИСЛЕ) |
В.п. = И.п. (во МН.ЧИСЛЕ) |
Приложение (картинки и карточки для работы в группах)
ПРОДАВЕЦ
ЛИСА
РОЗА
КНИГА
БЕРЁЗА
ШМЕЛЬ
ЖИРАФ
АВТОБУС
ТЮЛЬПАН
ИНЕЙ
ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
РОД
ЧИСЛО
ПАДЕЖ
СКЛОНЕНИЕ
НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
СОБСТВЕННЫЕ
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ
ЗНАЧЕНИЕ-ПРЕДМЕТ
КТО?
ЧТО?
ОДУШЕВЛЁННЫЕ
НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ
ДЫШАТ
ПИТАЮТСЯ
РАСТУТ
РАЗМНОЖАЮТСЯ
РОЖДАЮТСЯ
УМИРАЮТ
Р.п.=В.п
(во мн.ч)
И.п.=В.п
(во мн.ч)
Названия предметов живой природы
Названия предметов неживой природы
Названия растений
Собрание людей
(толпа, народ)
Названия богов, мифических существ.
(Бог, Домовой)
Названия фигур в играх (дамка, конь)
Названия игрушек, механизмов, изображений человека
(кукла, робот, снеговик)
Названия планет
МЕРТВЕЦ
ПОКОЙНИК
ТРУП
Серова Т.Л. Урок+ презентация Одушевленные и неодушевленные
RAR / 58.86 Мб
Серова Т.Л. г. Вологда МОУ СОШ №3
PPT / 4.36 Мб