Урок-путешествие по русскому языку «Существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)
Конспект учебного занятия
Город: Магнитогорск
МОУ «СОШ»№ 66
Учитель Сафина Аниса Мансуровна
Класс 5
Предмет Русский язык
Тема учебного занятия: Урок-путешествие. Существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Цели урока:
1) Формирование представления об именах существительных, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы;
2) Развитие умения различать существительные одушевленные и неодушевленные.
3) Воспитание внимания, трудолюбия, интереса к урокам русского языка.
Оборудование: Карта путешествия
Наглядность
Таблицы
Учебный класс с демонстрационным проектором
Дидактические материалы: Презентация.
Ход учебного занятия.
- Организационный момент.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Приветствие учащихся и гостей. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Знакомство с картой путешествия.
|
Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа: знакомство с картой путешествия. - Начинаем путешествие.
|
Знания: Знание правила поведения на уроке, подготовка к уроку;
Умения: Умение готовиться к уроку, умение сконцентрироваться на теме урока;
Методы: словесный
Формы: фронтальная
2. Работа в тетрадях. (БЛОК АКТУАЛИЗАЦИЯ.) Путешествие.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Учитель: Предлагаю отправиться в путешествие вот на этом замечательном корабле (СЛАЙД) Но для того чтобы подняться на палубу корабля, необходимо сделать записи в бортовом журнале. Взяли тетради, ручки – записываем число. ШЕСТОЕ ФЕВРАЛЯ КЛАССНАЯ РАБОТА -Вот мы и на палубе. Теперь вперёд - покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути. ! (ОСТАВИЛИ ДВЕ СТРОЧКИ, ПОСТАВИЛИ ТОЧКУ)
|
Учащиеся записывают в тетрадях число. |
3. «Остров Незнайки».
- Первая наша остановка – «Остров Незнайки». Здесь нас ждет Незнайка. Он, как всегда, что-то не понял. Поможем ему? (СЛАЙД) Учащиеся выполняют задание. - Давайте зачитаем выписанные вами словосочетания. 1 –В 2-В Молодцы! - Но Незнайка не знает, что же обозначают имена существительные и на какие вопросы отвечают? (ПРЕДМЕТ, КТО? ЧТО?) - Правильно. По местам. Плывём дальше.
|
1) –Работа в тетрадях. Задание: Из данных словосочетаний выпишите словосочетания типа: Х 1 вариант – «Сущ. + Прил.» Х 2 вариант – «Сущ. +Сущ.» Во мгле холодной Спускаться вниз В синюю высь Помощь другу Спокойное море Дневник матроса Подниматься в гору На борт корабля
|
4. «Остров Ошибок».
- Наш корабль приближается к острову «Ошибок». - Но что это? Нас пытаются захватить пираты! (СЛАЙД) Они хотят нам помешать. Чтобы оторваться от них, нужно решить ребус и выполнить задание. (СЛАЙД) - !Проверяем: Зачитайте свои предложения. Обратите внимание на свои записи. Каким членом предложения является слово (АКУЛА) у 1 варианта? А у 2 варианта? ? – Какой вывод можно сделать по этой работе? (Имя существительное в предложении может быть подлежащим или дополнением, а может быть обстоятельством. МОЛОДЦЫ!! ВЕРНО!) - Плывём дальше.
|
Задание: Составьте и запишите в тетрадях предложения с данным словом по схемам, подчеркните слово АКУЛА как член предложения. 1 В – 2 В- (Пример: 1. Огромная акула плывёт в океане. 2. Мы поймали огромную акулу.)
|
5. Остров «Кто? Что?». (ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК)
- Мы приближаемся к острову «Кто? Что?». На нем живут два добродушных весёлых дельфина. Одного зовут – КТО, а другого – ЧТО. Они очень любознательные. Хочется им узнать как можно больше об имени существительном. -Поможем им? (СЛАЙД)
|
Знакомятся с жителями острова, выполняют задания. Задание: распределите имена существительные в два столбика: КТО? ЧТО? Кит, берег, брызги, чайка, дно, акула, матрос, небо, звёзды, океан, море, русалка.
|
6. Физическая минутка.
- Вы устали, давайте бросим якорь и немного отдохнем. - Встали и повторяем за мной.
Волны плещут в океане. (волны) Что там чудится в тумане? (козырёк) Это мачты кораблей. Пусть плывут сюда скорей. Мы по берегу гуляем Мореходов поджидаем. (ходьба на месте) Ищем ракушки в песке (наклоны) И сжимаем в кулачке. Чтоб побольше их собрать, Надо чаще приседать Сядем дружно на песок. Продолжаем наш урок. (сели за парты)
|
Учащиеся повторяют за учителем движения. |
7. Продолжение.
- Сверим ваши записи со слайдом. (СЛАЙД) КТО? ЧТО? Кит Берег Чайка Брызги Акула Дно Матрос Небо Русалка Звёзды Нептун Океан Море
|
Учащиеся проверяют выполнение работы, сопоставляя со слайдом. |
8. Новый материал. (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК)
- Сейчас, ребята, мы с вами познакомимся с двумя понятиями, о которых вы ещё не говорили, но, возможно, уже слышали. - Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. (СЛАЙД) Имена существительные одушевленные служат названиями живых существ (людей, животных, птиц…) и отвечают на вопрос КТО? Имена существительные неодушевленные служат названиями неживых предметов, а так же предметов растительного мира и отвечает на вопрос ЧТО? - У вас на столах есть памятка - подсказка по данной теме. Так вот руководствуясь данной памяткой, давайте выполним такое задание: (СЛАЙД) -Вывод. - Плывём дальше.
|
Учащиеся слушают учителя и наблюдают за слайдами. (картинки) Задание: Какое слово в каждой строчке лишнее: Ø Школьник, директор, птица, учитель, доска, биолог; Ø Мастерская, топор, станок, слесарь, молоток, отвертка; Ø Леший, растение, русалка, кукла, ангел; Ø Водяной, водитель, вода, водолаз.
ПАМЯТКА – ПОДСКАЗКА.
|
9. Рифы.
-До «Плавучего острова» осталось совсем немного. Но что это – РИФЫ. Сделаем небольшую передышку. - Вывод: Автор стихотворения «одушевляет» явления и предметы неживой природы, которые в разговорной речи являются неодушевлёнными. - Перенос свойств одушевленных предметов на неодушевленные называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. Например: Незримо по лесам поёт и бродит осень. (И. Бунин.) Дремлет бор. (В. Луговской.) Море смеялось. (М. Горький.) -Вывод: Далее при анализе поэтического текста вы будете всегда находить изобразительные средства.
|
Задание: Найдите и выпишите из стихотворения имена существительные. Определите, одушевленные они или нет: Волны мчатся и грохочут, Ветер свищет в небесах. Мачты гнутся и скрипят. Ждут ответа от ребят. Ученики слушают учителя и следят за слайдами. |
10. Заключение. (БЛОК ОБОБЩЕНИЕ)
- Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? - Запишите самостоятельно тему сегодняшнего урока. - Как она звучит? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ и НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ). - Ну что ж, завершается наше путешествие. Вот и «Плавучий остров». А на нём чудо дерево растёт Чудо, чудо, чудо-расчудесное. Ни листочки на нём, Ни цветочки на нём, А буквы из азбуки, Вкусные, сладкие! Дома: У вас на партах лежат листочки, на них домашнее задание. Подпишите свой листочек и завтра сдайте своему учителю. - Спасибо вам за урок. Наше путешествие закончилось.
|
Учащиеся обобщают материал по теме. Получают домашнее задание. |