Конспект логопедического занятия: Работа над распространением предложений по теме «Транспорт»
Конспект логопедического занятия
Презентация к занятию
PPTX / 2.59 Мб
/data/files/w1636564283.pptx (Презентация к занятию)Тема: Работа над распространением предложений по теме «Транспорт»
Цель: формирование навыка составлять распространенное предложение, используя картинки, опорные слова.
Задачи:
-уточнить и расширить словарь по теме «Транспорт»;
-совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, зрительную, образную память, мелкую моторику;
- развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционный аппарат;
- воспитывать любовь и интерес к письменной речи;
- формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе;
- сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса
Технологии: игровые, здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика).
Оборудование: ПК, презентация «Составление распространённых предложений», ручки, тетради, наборы слов, индивидуальные зеркала, шнурки, картинки-силуэты, оценочные смайлики.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сядем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Ребята посмотрите, сегодня у нас гости. Улыбнемся нашим гостям!
Актуализация знаний, создание проблемы и способов ее решения
Ребята, вам хочу показать письмо. Раньше люди писали друг другу письма, вкладывали в конверт и уносили на почту. Оттуда письма различными видами транспорта отправлялись к адресату. Мой сын на летних каникулах переписывался с другом из другого города. Однажды, он получил письмо, в котором некоторые слова были не видны. Может стирающаяся ручка подвела….
Прочитаем это письмо.
Привет, мой друг!
Сейчас нельзя ходить в театры и кино, но можно посетить интересные мероприятия, глядя в монитор компьютера. Вчера я побывал на необычной выставке транспорта.
Я видел разные модели. ------ ------- плыл ------ теплоход. ------- автобус проезжал ------- --------.
В любое время суток транспорт был в движении. ------ самолет летел --------. -------- поезд мчался ---- ------.
Я в восторге от увиденных моделей! Хочу посетить выставку еще раз.
Вам понятен смысл? А красивые ли те предложения, где стерлись слова? Почему? Догадались, чем будем заниматься на занятии? (восстанавливать предложения, добавлять слова в предложения, распространять предложения)
Какую тему затронул друг в письме. Про что мы будем говорить? (транспорт)
Какой вы знаете наземный транспорт? А воздушный? А водный?
Артикуляционная гимнастика
Чтобы хорошо говорить, четко внятно все произносить, давайте потренируем наши язычки и губки. Представим, что наш язычок -машина, которая стояла в гараже, а потом выехала.
«Заборчик», «Улыбочка», - машина стоит в гараже, ворота закрыты и …открылись, машина-язычок выехала; «Часики»-машина едет вправо, влево (в верху); «Качели»- машина поднялась в гору и съехала с горы; «Лопатка»- машина остановилась, отдыхаем; и поехали в гараж «Часики»- влево, вправо(внизу) и заехали в гараж- спрятали язычок в рот.
Открытие нового знания
Вот мы и приехали к нашему первому заданию, что мы видим? (Простые предложения)
Вот посмотрите, какие слова остались из нашего рассказа. Что из этих слов можно образовать? (простые предложения)
Плыл теплоход.
Автобус проезжал.
Самолет летел.
Поезд мчался.
Давайте дополним наши предложения словами, сделаем их более красивыми. Знаете ли вы какой бывает теплоход, самолет, а поезд? Давайте составим словосочетания.
Задание: составить из слов словосочетания и записать в тетрадь. Слова, написанные на карточках, раздаются ученикам.
Быстроходный теплоход
Междугородный автобус
Рейсовый самолет
Скорый поезд
Работа с предложением
Задание: необходимо вставить словосочетания в предложения и записать.
Плыл быстроходный теплоход.
Проезжал междугородный автобус.
Летел рейсовый самолет.
Мчался скорый поезд.
Физминутка
Ребята, давайте поиграем и вспомним различные виды транспорта. Сейчас я вам буду называть транспорт, а вы будите его изображать (воздушный транспорт-вы изображаете ветер-дуете, наземный транспорт- топаете, водный транспорт – делаете движения пловца.
Развитие мелкой моторики и ориентации на листе
Задание: необходимо выложить из шнурка контур машины, корабля, самолета, автобуса и т.д. Если это сложно, то можно поработать с силуэтами транспорта. Наложить шнурок по контору транспорта.
Работа с предложением.
Распространение предложения с помощью картинки.
Задание: необходимо дополнить предложение словом-картинкой. Предложения записать в тетрадь.
Картинки: река, горы, ночь, поезд
По реке плыл быстроходный теплоход.
Междугородный автобус проезжал мимо гор.
Рейсовый самолет летел ночью.
Скорый поезд мчался в Москву.
Итог
Давайте сейчас сравним, какие были предложения и какие они стали после нашего дополнения их словами. Ребята, как изменились предложения?
А сейчас послушаем какое получилось письмо.
Дополнительное задание
Давайте еще попробуем составить предложения. Детям раздаются слова, из которых необходимо составить предложения.
Почтовый автомобиль доставил посылки в отделение связи. Ценное письмо было отправлено воздушным транспортом.
Рефлексия
Ребята, возьмите наклейку и приклейте в тетрадь «автобус», если тема занятия вам понятна, «автомобиль», если у вас остались вопросы по теме