Конспект логопедического занятия подкрепленный презентацией «Составление распространенных предложений»
Пояснительная записка к презентации
АДМИНИСТРАЦИЯ КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТОЛПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
307442, с. Толпино, Кореневский район, Курская область, тел. 8(471 47) 3-23-18,
Email: korenevsk796@mail.ru
Технологическая карта
фронтального логопедического занятия
Тема: «Составление распространенных предложений»
Лексическая тема: «Сказка»
Разработала: учитель-логопед
Фомина Екатерина Александровна
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О. учителя-логопеда |
Фомина Екатерина Александровна |
|||||||||||
Группа (класс, логопедическое заключение) |
1 класс Логопедическое заключение: ОНР. |
|||||||||||
Тема занятия |
ТЕМА: «Составление распространенных предложений». Лексическая тема: «Сказка». |
|||||||||||
Тип занятия по дидактическим целям |
Урок «Совершенствования знаний, умений и навыков» |
|||||||||||
Тип занятия по этапам формирования навыка |
«Тренировочный» урок |
|||||||||||
Тип занятия по используемым приемам активации познавательного интереса и познавательной деятельности |
«Урок-путешествие» |
|||||||||||
Тип занятия по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса |
Урок «Коллективного способа обучения», «Работа в малых группах» |
|||||||||||
Используемые технологии |
Технология на основе деятельностного подхода. Здоровьесберегающие технологии. Информационно-коммуникативные технологии Технология поэтапного формирования умственных действий |
|||||||||||
Цель занятия |
Отрабатывать умение составлять распространенные предложения по сюжетным картинкам и по опорным словам, используя «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия». |
|||||||||||
Задачи |
Образовательные |
Коррекционно-развивающие |
Воспитательные |
|||||||||
Составление распространенных предложений по сюжетным картинкам и по опорным словам; дифференцирование понятий «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия». |
Развитие умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли; развитие и коррекция речевой деятельности, внимания, мышления, памяти. |
Создание условий, обеспечивающих положительный интерес к изучаемой теме. |
||||||||||
Универсальные учебные действия |
Личностные УУД: |
Регулятивные УУД: |
Коммуникативные УУД: |
Познавательные УУД: |
||||||||
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. |
- Развивать умение высказывать свое предположение; - учить принимать и сохранять учебную задачу. |
- Развивать умение слушать и понимать других; - учить работать в паре; - учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. |
- Развивать умение находить и структурировать информацию; - развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц; - на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам; - находить ответы на вопросы в тексте. |
|||||||||
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение |
Аппаратное обеспечение: компьютер. Базовая презентация «Составление распространённых предложений». |
|||||||||||
Этап |
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||
I. Орг. момент |
- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
|||||||||||
1 мин |
Вступительное слово учителя-логопеда. Слайд 1, 2, 3 |
Фронтальная |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на «путешествие по сказке». - Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Звуки с буквами пришли, Чтоб порядок навести. Я рада этой новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! - Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну. Хотите со мной? - Тогда послушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные, смелые рыцари». - Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно пройти испытания, выполнив правильно все задания. Вы готовы? |
Здороваются. - Да. - Ответы учащихся. |
||||||||
2 мин |
Артикуляционные упражнения «В гостях у бабушки с дедушкой». Показ образца выполнения упражнения, ИКТ. Слайд 4,5 |
Фронтальная |
- Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке. Толстые внуки приехали в гости («Толстячки») С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки») Толстые внучки приехали тоже, («Толстячки») С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышки») Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, («Улыбочка») Поцеловать они всех потянулись. («Трубочка») Утром проснулись – в улыбочку губы, – («Улыбочка») Чистим мы все свои верхние зубы. («Чистим зубы») Влево и вправо, внутри и снаружи, – С нижними зубками тоже мы дружим. Губки сожмём мы и рот пополощем, И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики», «Самовар») Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопатка») Дуем на блинчик – не в щёчки, не мимо. («Дуем на лопаточку») Блинчик жуём, завернём и надкусим («Жуём блинчик») Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье») Чашки поставим, чтоб чаю налили («Чашечка») На нос подули – мы чай остудили. («Фокус») Чаю попили – никто не обижен («Не разбей чашечку») Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губы снаружи по кругу») Показывает образец правильного выполнения упражнений. - Первая преграда успешно преодолена. Следуем дальше. |
Выполняют артикуляционную гимнастику с индивидуальными зеркалами. |
||||||||
5 мин |
Пальчиковая гимнастика + Кенезиологические упр. Слайд 6 |
Фронтальная |
- Новую преграду нам помогут преодолеть наши пальчики. Ребята как вы думаете для чего нужно пальчикам упражняться? - Ну а теперь приступим. 1 упр. «Шарик» 2. упр. «Замок» 3. упр. «Кисточка» (зеркальное рисование) 4. упр. «Кулак, ребро, ладонь» 5. упр. «Домик» 6. упр. «Карандаш» 7. упр. «Пальчики ложатся спать» Показывает образец правильного выполнения упражнений. |
Ответы учащихся. Выполняют артикуляционную гимнастику. |
||||||||
II. Этап Актуализации знаний |
- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания); - закреплять знания понятий «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия», и о составлении предложений. |
|||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
||||||||
2 мин |
Практические. |
Фронтальная |
- Сядет тот, кто назовет по одному слову-«предмету», слову-«признаку», слову-«действию» и составит с ними предложение. |
Звонок, громкий, звенеть. Прозвенел громкий звонок. |
||||||||
3 мин |
Графический диктант. Слайд 7 |
Фронтальная |
- Ребята, дорога до волшебного царства проходит через лес. И чтобы не заблудиться в лесу, нужно выбрать правильную дорогу. Следующая преграда – графический диктант. Давайте все вместе нарисуем правильную тропинку. Вы готовы? Что нужно для успешного написания графического диктанта? - Тогда слушайте внимательно. На парте у каждого лежит листок. Возьмите его, видите на нем точку? Это начало тропинки. Поставьте ручку на данную точку и слушайте внимательно мои инструкции: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. Дальше продолжите рисунок самостоятельно. |
Внимательно слушать, не отвлекаться и вспомнить право-лево. Пишут графический диктант. |
||||||||
III. Усвоение новых знаний и способов действия. |
- учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться); - предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить; - выбирают способ построения НЗ (как?) – метод уточнения (из ранее изученных действий), или метод дополнения (введение нового способа действий); - определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи); - обсуждение вариантов решения, предложенных учащимися. |
|||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации дея-ти уч-ся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
||||||||
6 мин |
Наглядно-демонстрационные. Слайд 8. |
Фронтальная |
- Следующее испытание у вас перед глазами. Посмотрите на слайд. Как вы думаете, глядя на эти картинки, что можно по ним придумать? - Правильно ребята. Так как вы думаете, чем же мы сегодня займёмся на занятии? |
- Истории, сказки, предложения. - Будем составлять предложения. |
||||||||
2 мин |
Проговаривание чистоговорок. Слайд 9. |
Фронтальная |
- Но сначала нам нужно настроить наш ротик на правильное проговаривание предложений, поэтому повторяйте за мной следующие чистоговорки: Ла-ла-ла – сказка к нам пришла. Мы-мы-мы – удивились мы. Де-де-де – королевство в беде. Ать-ать-ать – будим всех спасать. Ца-ца-ца – у нас получится |
Проговаривают чистоговорки. |
||||||||
IV. Этап Физминутка |
- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
|||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
||||||||
3 мин |
Дыхательная гимнастика. Слайд 10. |
Фронтальная. |
- В волшебном саду сказочного царства растёт волшебная яблоня. Кто съест яблоко, тот становится умным, Но подойти к яблоне можно, только выполнив определённые дыхательные упражнения. Ребята, а как вы думаете полезны ли детям дыхательные упражнения? 1. упр. «Цветок распускается» И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Выполнение: вдох – медленно подняться на носки, развести локти в стороны (цветок распускается). Возвращение в и. п. – выдох. Медленно, 4-6 раз. 2. упр. «Лес шумит» И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнение: наклон вправо – вдох, наклон в лево – выдох, в и.п. – выдох. Выполнять 4-5 раз. 3. упр. «Грибок» И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).Выполнение: медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, отводя голову назад – вдох (грибок вырос). 5-7 раз. 4. упр. «Травушка колышется» И.п.: основная стойка, руки опущены вниз. Выполнение: поднять руки вверх, плавно, покачивая кистями рук – вдох. Опустить руки вниз – выдох. 4-5 раз. 5. упр. «Радуга, обними меня» И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнение: разводим руки в стороны – вдох, обнимаем руками плечи – выдох. 4-5 раз. Показ образца выполнения упражнения. |
-Да. Правильное дыхание влияет на здоровье и правильность речи. Координация слов с движениями. |
||||||||
V. Этап Закрепления. |
- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий; - проговаривание выполнения вслух. |
|||||||||||
Длительность этапа |
и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
3 мин |
Составление предложений из группы слов с опорой на картинки. Слайд 11. |
Групповая |
- Следующее испытание итоговое. Ответственность большая. Поэтому предлагаю поработать в группах. Я сейчас вам раздам конверты со словами, из которых вам нужно будет составить красивые и правильные предложения. Картинки на слайде вам помогут. Ребята будьте внимательны, так как от вас сейчас зависит порадуются ли солнцу жители сказочного королевства или будут вечно мокнуть под дождём. - Молодцы! Вы помогли жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотрите, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что вы такие умницы! Скажите, что вам понравилось больше всего? В какие игры играли? |
Работают в группах по карточкам. Составляют из слов предложения, смотря на тематическую картинку. Ответы учащихся. |
||||||||
VI. Этап Рефлексия. |
- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». |
|||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
||||||||
2 мин |
Аналитико- Синтетические. Слайд 12. |
Фронтальная |
- Ребята а сейчас возьмите пустые смайлики, которые лежат у вас на партах и нарисуйте солнышко, если вы считаете, что хорошо работали на занятии и у вас всё получилось; или дождик, если у вас не совсем всё получилось и есть ещё над чем поработать. |
Рисуют (солнышко или дождик) и оценивают себя. |
||||||||
Итог занятия |
1 мин. |
Заключительное слово учителя-логопеда. Слайд 13,14. |
Фронтальная |
- Вот и всё на сегодня. Наше путешествие закончилось. Мне приятно было с вами путешествовать по сказочной стране. Спасибо за внимание. До свидания, ребята. |
Прощаются. |