Конспект занятия по развитию речи у ребенка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна
НОД по развитию речи у ребенка младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Тема: «Игрушки».
Цель: Стимулирование речевой активности ребенка.
Задачи:
1.Улучшение понимания речи.
2.Развитие силы речевого выдоха.
3.Развитие мелкой моторики.
4.Расширение активного словарного запаса.
5.Стимулирование фразовой речи (простая фраза).
Ход занятия:
Организационный этап.
Приветствие ребенка – прохлопывание приветствия по слогам с помощью бубна. Сначала говорит педагог, затем повторяет ребенок.
Основной этап.
1)Выполнение артикуляционной гимнастики перед зеркалом с помощью книги Нищевой Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика». Упражнения «Бегемот», «Слоник», «Собачка устала», «Собачка улыбается», «Часики»).
2)Упражнение для развития силы речевого выдоха: «Буря в стакане».
Оборудование: стакан, с кипяченой водой, трубочки для коктейля, или прозрачный вымытый корпус от ручек предварительно.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Ты когда-нибудь видел бурю в стакане! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие пузырьки. А если подуть сильно, то получается целая буря!
3)Игра «Покажи и назови».
Понадобятся игрушки – зайка, мишка, кукла, машина. Педагог показывает и называет игрушки – мишку, зайчика, куклу, машинку. Затем спрашивает у ребенка- Где кукла? Вот. Где мишка? Ответ ребенка: «Вот». Соотнести игрушки с картинками. Ребенок накладывает игрушку на картинку.
Затем используется схема . По ней педагог с ребенком прогаваривают простую фразу: «Вот кукла», «вот мишка» , «вот зайка», «вот машина».
4)Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
5) Игра «Покатай игрушку».
Для игры понадобиться машина и игрушки – кукла, зайка, мишка.
Инструкция: принеси зайку (куклу, мишку, машинку). Посади игрушку в машинку. Покатай, скажи «кукла едет» (мишка, зайка). Можно еще и повторять звукоподражания: «би-би», когда машина везет игрушку. Спросить ребенка: «Как машина гудит? Би-би». Затем, повторить вместе с ребенком: «Би-би».
Заключительный этап.
1)Повторение изученной темы.
Инструкция: кто сегодня к нам в гости приходил? Кукла, машинка, зайка, мишка.
Где кукла? Вот кукла. Где мишка? Вот мишка. Где машина? Вот машина.
2)Завершение занятия.
Педагог проговаривает и отстукивает по бубну слоги: «Пока, (имя ребенка)», затем ребенок проговаривает слово «Пока».
Литература:
1.Бардышева Т.Ю. Я буду говорить. 110 задания для развития речи детей 2-3 лет с ЗРР/Т.Ю. Бардышева. – Москва: Скрипторий, 2003 – 136с.
2.Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. — Москва : Теревинф, 2007.
3.Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь!/О.И. Крупенчук – СПб: Изд.дом «Литера», 2017 – 32с.