Конспект логопедического занятия в 1 классе
Конспект логопедического занятия в 1 классе
Тема: Лексическая тема "Осень"
Цель: Формирование и расширение лексического запаса по теме "Осень", развитие грамматического строя речи и связной речи.
Задачи:
• Коррекционно-образовательные:
-Расширить и активизировать словарный запас по теме "Осень" (названия осенних месяцев, явлений природы, одежды, овощей, фруктов, грибов, перелетных птиц).
-Уточнить и систематизировать представления об осенних изменениях в природе.
-Совершенствовать навыки словообразования (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование прилагательных от существительных).
-Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
-Закреплять навыки составления простых и распространенных предложений по вопросам, по картинке, по опорным словам.
• Коррекционно-развивающие:
-Развивать фонематический слух и восприятие.
-Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
-Развивать связную речь (диалогическую и монологическую).
-Развивать творческое воображение и фантазию.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь к природе, умение видеть и ценить ее красоту.
-Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
-Воспитывать усидчивость, внимательность, умение слушать и выполнять инструкции.
Оборудование:
-Картинки с изображением осенних пейзажей, осенних явлений природы (дождь, ветер, листопад), перелетных птиц, овощей, фруктов, грибов, одежды.
-Осенние листья разных цветов и размеров.
-Муляжи овощей и фруктов.
-Предметные картинки для игр "Что лишнее?", "Четвертый лишний".
-Аудиозапись со звуками осеннего леса (шум дождя, шелест листьев, крик птиц).
-Материал для артикуляционной гимнастики.
-Материал для пальчиковой гимнастики.
-Карточки с опорными словами для составления рассказов.
-Цветные карандаши, бумага.
Тип занятия: Закрепление и систематизация знаний.
Форма организации: фронтальная.
Продолжительность: 40 минут.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Приветствие:
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
-Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте проверим, все ли готовы к занятию? У вас на столе должны быть карандаши, бумага и хорошее настроение!
(Создание положительного эмоционального настроя):
-Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего занятия!
2. Артикуляционная гимнастика
-Логопед: А сейчас мы сделаем зарядку для нашего язычка, чтобы он хорошо говорил! (Проводится комплекс артикуляционных упражнений: "Лопаточка", "Часики", "Качели", "Грибок" под счет или с использованием картинок).
-Логопед: Молодцы! А теперь проговорим чистоговорки про осень:
Осим-осим-осим — осень в гости просим!
Шла-шла-шла — осень к нам пришла!
Ила-ила-ила — осень наступила.
Ёт-ёт-ёт-ёт — дождь на улице идёт.
Ужи-ужи-ужи — на дорогах лужи.
Ят-ят-ят-ят — листья жёлтые летят.
Жат-жат-жат — листья жёлтые кружат.
Тые-тые-тые — листья золотые.
Шат-шат-шат-шат — листья осенью шуршат.
Ла-ла-ла — осень к нам пришла!
Ла-ла-ла- белка желуди нашла.
Ри-ри-ри- ты на листья посмотри.
Це-це-це- осень на крыльце.
Ре-ре-ре — осень на дворе!
Ца-ца-ца — осень у крыльца!
Ном-ном-ном — осень за окном!
3. Введение в тему
-Логопед: Ребята, послушайте внимательно и скажите, какое время года вы услышали? (Включается аудиозапись со звуками осеннего леса).
-Дети отвечают.
- Логопед: Правильно, это осень! А теперь отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
-Логопед: Молодцы! Как вы думаете, ребята, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
-Дети отвечают.
- Логопед: Да, об осени, узнаем много новых слов и составим рассказы.
4. Основная часть
(Расширение словарного запаса):
-Логопед: Посмотрите на картинки. Что вы видите? (На картинках изображены осенние пейзажи, осенние явления природы).
-Дети называют: листья, деревья, дождь, ветер, облака.
-Логопед: Давайте вспомним, как называются осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
-Логопед: Осенью птицы улетают в теплые края, такие птицы называются перелетными. Каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи, скворцы).
-Логопед: Какие овощи и фрукты созревают осенью? (Овощи: картофель, морковь, капуста; Фрукты: яблоки, груши, сливы).
-Логопед: Какие грибы можно собирать осенью? (Подберезовики, подосиновики, опята).
(Игра "Назови ласково"):
-Логопед: Предлагаю поиграть в игру "Назови ласково". Я буду называть слово, а вы будете называть его ласково. Например, лист - листочек. (Дождь - дождичек, солнце - солнышко, облако - облачко).
(Игра "Какой? Какая? Какое?"):
-Логопед: А теперь поиграем в игру "Какой? Какая? Какое?". Я буду называть слово, а вы будете говорить, какой это предмет. Например, осень - осенний. (Лист - лиственный, дождь - дождливый, небо - осеннее).
(Игра "Что лишнее?"):
-Логопед: Посмотрите на картинки. Как вы думаете, что здесь лишнее? (Яблоко, груша, морковь, слива). Почему? (Потому что морковь - это овощ, а остальные фрукты).
( Грамматические упражнения):
-Логопед: Предлагаю составить предложения с этими словами (на экране появляются слова- лист, лес, грибы, птицы, овощи…) (Например: "Желтый лист упал с дерева", "Красные листья лежат на земле", "Мы идем в осеннему лесу").
-Логопед: А теперь посмотрите на картинку. Что вы видите? (На картинке изображен осенний лес).
-Логопед: Попробуем составить предложение по картинке. (Например: "В осеннем лесу много желтых листьев").
(Развитие связной речи):
-Логопед: Я вам предлагаю составить небольшой рассказ об осени. Я вам дам опорные слова: осень, листья, дождь, птицы, урожай.(Дети составляют рассказы, логопед помогает им, задает наводящие вопросы).
-Логопед: Молодцы!
5. Физкультминутка
-Логопед: А теперь давайте немного отдохнем и сделаем зарядку!
(Проводится физкультминутка под музыку: имитация сбора грибов, опавших листьев).
6. Творческое задание
-Логопед: Приступим к самому интересному, я предлагаю вам нарисовать осенний пейзаж. Вы можете нарисовать все, что вам нравится: осенний лес, дождь, листья.
(Рассматривание рисунков)
7. Пальчиковая гимнастика "Осенние листья":
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Листья березы, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (Шагаем пальчиками по столу.)
8. Итог занятия
-Логопед: Ребята, чем мы сегодня занимались? (Мы говорили об осени, узнали новые слова, составляли предложения и рассказы).
-Логопед: Что вам больше всего понравилось на занятии?
-Логопед: Вы сегодня все очень хорошо работали! Молодцы!
-Логопед: До свидания!