Конспект логопедического занятия «Путешествие в город Звукоград» (1 класс)
Цель: обследование изолированного звукопроизношения свистящих [с][з][ц], шипящих [ш][ж][ч] и звука [р], обследование мелкой моторики руки в процессе игровой деятельности.
Задачи: 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук;
2.Развивать артикуляционную моторику;
3.Автоматизировать произношение свистящих и шипящих звуков;
4.Развивать психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление.
5.Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: зеркала, музыка природы в формате мр 3, карта города Звукоград на каждого ребёнка, картинки для артикуляционной гимнастики, простой карандаш, цветные карандаши, ручка.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
-К нам в школу пришло письмо из города Звукограда от Звуковичка. Давайте прочитаем его. Вот что он пишет: (зачитывание письма)
-Ну что, ребята, как вы думаете надо помочь жителям Звукограда? (ответы детей) Вы готовы отправиться в путешествие по Звукограду? (ответы детей) Но прежде, чем отправиться в путешествие мы должны размять свои язычки и сделать несколько упражнений. Поставьте зеркала в рабочее положение.
2.Артикуляционная гимнастика (с зеркалами)
Упражнение «Заборчик - трубочка»
Упражнение «Горочка»
Упражнение «Чашечка»
Упражнение «Качелька»
Упражнение «Лошадка»
3.Основная часть.
- Ну, вот сейчас мы точно готовы отправиться в путешествие по Звукограду. Закрывайте глазки и мы совершим волшебное перемещение (все закрывают глаза, играет музыка «Звуки природы», открывается доска с маршрутом города)
- Открывайте глазки. Вот мы и в Звукограде. А что вы слышали сейчас? Какие звуки природы? (ответы детей) Перед вами карта Звукограда(такая же как на доске), посмотрите внимательно на неё. Вы слышали, как бежит ручеёк?
А) Первым встречает нас ручеёк. Он просит вместе с ним спеть его песенку. Послушайте, какую песенку он поёт «С-С-С-С». Давайте вместе пропоём песенку ручейка (поём песенку ручейка) Ручеёк просит вас, ребята, раскрасить его по направлению стрелки. Каким цветным карандашом будем его раскрашивать? (ответы) Берём синий (голубой) карандаш и закрашиваем ручеёк по направлению. Молодцы все справились с заданием.
Б) А вот и следующий житель уже нас встречает. А чтоб узнать, кто это, надо угадать загадку.
Это вовсе не пчела,
Нос - точёная игла,
Писк его всех раздражает,
Очень больно он кусает.
Кто это? (комар). Комар просит пропеть его песенку. А поёт он так: «З-З-З». Какая эта песенка: звонкая или глухая?(ответы детей)Давайте вместе пропоём его песенку. Посмотрите на комарика - грустную песенку поёт комар, а почему, как вы думаете? ( нет крылышка у комарика) Давайте поможем комарику вернуть крылышко. Возьмите простой карандаш и нарисуйте комарику ещё одно такое же крылышко (рисуют) Молодцы, ребята, помогли комарику! Комарик благодарит вас за помощь.
В) И снова мы отправляемся в путешествие. И на этот раз ждёт и просит нас о помощи представительница женской половины класса «Птиц», угадайте кто это. Вот как она рассказывает о себе:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная я птица,
А зовут меня…(синица)
А какую песенку поёт синичка? (цццццццц). Давайте все дружно пропоём её песенку.
Посмотрите на синичку и догадайтесь, о какой помощи она нас просит? (надо по пунктирной линии нарисовать веточку) Возьмите простой карандаш и выполните это задание. Молодцы! помогли синичке.
Г) Дальше отправляемся в путешествие по Звукограду.(включаю музыку «Шипение змеи») Ой!!! кто то шипит в кустах (шшшшш). Как вы думаете чья это песенка? (да, это песенка змеи). Давайте вместе пошипим, как змейки (шшшш). Давайте поможем змее, надо заштриховать её чешуйки, чтоб она стала красивой. Сначала штриховка по направлению сверху справа вниз, а затем по направлению сверху слева вниз (выполнение задания). Молодцы, все хорошо справились с заданием.
Д) Отправляемся на встречу с другим жителем Звукограда. Догадайтесь, кто так говорит.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь!
Вы догадались, кто это? (жук). Какой звук чаще других встречался в этом стихотворении и почему? (ответы). А кто догадался какую песенку поёт жук? Давайте вместе её пропоём (жжжж) Посмотрите внимательно на жука. Как вы думаете о чём он нас просит, о какой помощи? Он просит провести полоски на его панцире. Возьмите в руки карандаши и сверху вниз проводим полоски. Рад жучок, что мы ему помогли.
Е) И снова мы отправляемся в путь. Следующий житель Звукограда встречает нас в травке. Отгадайте загадку и догадайтесь кто это.
В зелёном мундире
В траве на лугах
Живёт музыкант
На длинных ногах.
Кто это? (кузнечик). А какую песенку поёт кузнечик? (ччччч). Давайте пропоём её все вместе. Кузнечик просит нас нарисовать на его мундире кружочки. Возьмите ручки и нарисуйте кружочки. Хорошо, умницы!
Ж) Последний житель нас ждёт, не дождётся. Догадайтесь кто это.
Уши чуткие торчком,
Хвост взлохмаченный крючком.
У дверей она лежит,
Дом хозяйский сторожит.
Кто это? (собака). А как собака рычит? Давайте порычим вместе с собакой. (ррр). Посмотрите на собачку. Она просит нас продолжить узоры по образцу. Взяли ручки в руки и дописываем узор.
4.Итог занятия.
Наше путешествие закончилось. Итак, каких жителей Звукограда мы встретили и какие песенки пел каждый житель? (ручеёк, комарик, синичка, змея, жук, кузнечик, собака). Как мы помогли нашим героям? (ответы детей)