12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Болотина М.К.48

План – конспект

логопедического занятия занятия

в 1 классе для учащихся с ФФН


 

Тема занятия: Путешествие звука « Р»

Цели:

Коррекционно-образовательные: ввести «р» в активный словарь детей, автоматизация «р» в слогах, словах, предложениях, различать твердые и мягкие согласные звуки, развивать фонематический слух;

Коррекционно- развивающие: развивать функции языкового анализа и синтеза, памяти, внимания, мышления, расширять словарный запас;

Коррекционно- воспитательные: прививать любовь к родному языку, к своему краю, воспитывать дружественные отношения между детьми.


 

Планируемые УУД:

познавательные:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

-осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия;

коммуникативные:

-осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;

-самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения;

личностные:

-положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

-фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

-с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;

-ориентироваться на понимание причин своих успехов и  неудач;

-самостоятельно оценивать собственную деятельность;

регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия для выполнения задания;

Оборудование: картины «Горы», ворота, животные, корзинки, картина «Фруктовый сад», раздаточный материал для работы в парах- текст о рыси, пособие-лабиринт «Тропинка», зеркала, цифры, звуковые схемы, элементы букв, картинки Снегурочка, Дед Мороз, Бармалей, мяч, смайлики.

I.Орг. момент.

1,2,3 повернись и в животных превратись.(изображение сердитого тигра, покажите, как он грозно рычит.(Р-р-р-р)

1,2,3 повернись и в собаку превратись.( .(Р-р-р-р)

1,2,3 повернись и в трактор превратись(Др-р-р-р)

Как заводится трактор? (Др-р-р-р)

1,2,3 повернись и в машину превратись(Тр-р-р-р).

Какое у вас настроение? Поднимите руку те, у кого хорошее настроение. Поднимите руку те, у кого не очень веселое настроение.


 

II .Актуализация знаний.

Вы догадались , какой звук будете изучать?(Мы будем изучать звук «р»).

Послушайте присказку:

В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук «р» .

Артикуляция звука «р». Возьмите зеркала и давайте подготовимся к его произнесению.

Упражнения:

-Лошадка.

-Грибок.

-Гармошка.

-Вспомните артикуляцию звука «р»

-Что участвует при его произнесении? (Зубы и язык образуют преграду для воздуха, язык дрожит).

2. Характеристика звука «р» (звук «р»-согласный, звонкий.)

III. Этап закрепления знаний.

3.Произношение звука «р» в слогах.

Итак, звук «р» жил в горах. Вокруг рычали звери.( Произнесение звука «р» тише, громче.) Это были звуки, с которыми нельзя было подружиться. Стало звуку грустно. Решил он отправиться к ребятам в 1 класс, где дети учатся его произносить. Отправился он в дорогу. Мы с вами будем ему помогать.

Перед нами горы. (Картина «Горы»).Звуку «р» надо перебраться через горы Отправьте ему на помощь гласные звуки.

Прилетели звуки «а»,»у». «ы», «о». Какие слоги получились?

(Ра, ру, ры. Ро).

Получилось заклинание: Ры-ру-ро-ра -расступилась гора!

Повторите, изобразите.

Расступилась гора. А за ней огромные: ТА-ВО-РО(Картина «Ворота»)

Что я перепутала? Как надо правильно произнести?

Упал звук «р» , поранил руку и кричит: «Ох, рана!»

Какое слово можно составить из этих 2-х слов?(Охрана).

Чтобы охрана пропустила звук «р» через ворота, надо сказать особые слова.

4. Подбор антонимов.

Я буду называть слова, которые обозначают качества и поступки людей, а вы -наоборот. (Игра с мячом).

Зло-…(добро), лень-…(трудолюбие), трусость-…(храбрость), грусть-…(радость).

Ура! Ворота открылись! За воротами звери. Если угадаете, как они называются они помогут звуку «р», укажут дорогу.

5.Развитие языкового анализа и синтеза:

а) В названии какого животного 1й звук «ть», а последний -звук «р»?(Тигр)

Сколько в слове слогов? Почему? (Дети показывают цифры).

б )Звуки «рассыпались»:ж, р, ы, ф, а.(жираф). Дети показывают и объясняют.

в )Названия животных с перепутанными слогами: дил-кро-ко, ру-кен-гу, ра-зеб, ран-ба, че-па-ре-ха..

Какое еще животное, название которого начинается со звука «р»? Давайте о нем прочитаем в парах.(Дети читают рассказ о рыси в парах ).

В одной книге на картинке Юра увидел рысь.

-Папа, расскажи мне про рысь, -просит Юра.

-Давай вместе расскажем о рыси.

-Рысь-это дикая кошка.

-Посмотри, Юра, какая окраска у этой рыси.

-Эта рысь рыжая с черными пятнами.

-А на ушах у рыси кисточки.

IV.Гимнастика для глаз.

Прилег звук «р» под дерево и заснул. Упражнения для глаз.

6. Какие цветы он увидел?(Картина «Фруктовый сад»-розы, ромашки, нарциссы, астры).

Какие фрукты висят на деревьях?( Груши. персики).

Какие это деревья?(Грушевые, персиковые).

На этой лозе растет виноград. Какая лоза?(Виноградная).

Наелся звук «р» и увидел овощи. Давайте поможем ему собрать их в 2 корзинки. («р», «рь»)

Помидоры редис

Огурцы репка

Картофель перец

Горох редька

Звук «р» увидел арбуз. Что это? (Арбуз-это ягода).

Какие еще предметы на этой картине содержат в названиях звук «р»? (крыша, кирпич, грабли, забор, ворона).

7. Идет звук «р» дальше, видит знак.

Направо -к Бармалею попадешь, налево-в Рыжий город. Покажите, где лево-право.

Пошел звук «р» направо к Бармалею, слышит кто-то плачет. Кто?

Я буду называть слова без звука «р» (Дед Мо-оз, Снегу-очка, мальчик -ома). Бармалей забрал у них звук «р», чтобы стать еще более злым. Надо помочь им.

-Разгадать «зашифрованные слова», где заменить 1й звук на звук «р».

(Хобот-робот, танец-ранец, забота-работа, жакетка-ракетка, нога -рога, лама-рама, козы-розы, мука-рука, мак- рак, кот-рот.

-Надо сказать ему ласковые слова, чтобы Бармалей вернул нашим героям звук «р».

Каким он должен быть?(Добрым, хорошим, радостным).

Кем он станет им?(Другом).

-Дед Мороз предлагает вам запомнить пословицу: дружба и братство дороже богатства.

Освободил Бармалей Снегурочку, деда Мороза, Рому. А звук «р» пошел дальше.

V.Физкультминутка.

Ра-ра-ра, на дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, собирате детвору.

Ры-ры-ры, покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, очень рада детвора.

8. Вышел звук «р» к необычной тропинке, которая ведет в «Рыжий город». (Пособие-лабиринт «Тропинка». Дети, проговаривая слово «тропинка», должны пройти по лабиринту).

Кто поможет звуку «р» пройти по тропинке?

9.И вот звук «р» в Рыжем городе. Чтение рассказа Г.Юдина «Рыжий город». Что было рыжим?(Реки, дома, рыбаки, улицы, люди и т.д.)

Прошел звук по городу и оказался у нас в школе.

-Надо с ним познакомиться. Давайте расскажем звуку «р» , в какой стране вы живете, городе , назовем № школы, на какой улице стоит наша школа.

-Расскажите стихи, которые вы учили при его произношении.

-А теперь звук «р» обзначим на письме буквой «Р». Сложите из элементов строчную букву «р». Она состоит из длинной наклонной линии и короткой линии с закруглением влево и вправо. Напишите в воздухе букву «р».

IV. Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу. Поднимите руки, у кого хорошее настроение. А теперь возьмите смайлы.

Поднимите желтый смайлик, если было все понятно и интересно.

Поднимите зеленый смайлик, если было немного сложно.Поднимите красный смайлик, если было очень сложно трудно.

Поаплодируйте себе и своим одноклассникам

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.