Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Новый год»
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Новый год»
Цель: активизация и расширение словаря по теме “Новый год.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать грамматический строй речи;
- обогащать и расширять словарь прилагательными;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать внимание, мышление, память.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать усидчивость на занятиях;
- создать положительный эмоциональный фон.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Доброе утро ребята! Отгадайте загадки, и вы узнаете тему нашего занятия.
Вот идёт какой-то дед, в шубу тёплую одет. На плече его – мешок, В бороде его – снежок. (Дед Мороз)
Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими, нарядная, забавная! На новый год я главная! (Новогодняя ёлка)
Она в серебро с жемчугами одета, Волшебная внучка Волшебного деда. (Снегурочка)
Какая игрушка стреляет, как пушка? (Хлопушка)
Расписные цепи эти – из бумаги клеят дети. (Гирлянды)
- Ребята, а с чем связаны все эти предметы? Когда мы их встречаем?
- Правильно, в Новый год!
2. Дыхательная гимнастика – «Ах как пахнет елочка (мандарин)!»
Вдох носом, а на выдохе произносим фразу «Ах как пахнет елочка (мандарин)!»
Артикуляционная гимнастика
«Снежные комочки» («Толстячки»), «Снеговик» (беззвучное произношение звуков А О У), «Снежколеп» («Чашечка»), «Катаем снежки» («Конфетка»), «Горка», «Катаемся с горы налево и направо, вверх-вниз» («Часики» и «Качели»).
3. Дидактическая игра «Так бывает или нет?»
- Я сейчас вам буду рассказывать про новый год, а вы будете хлопать в ладоши, если я ошибусь. На новый год дарят подарки.
На новый год приходит Дед мороз и Снегурочка.
Мы встречаем Новый год летом.
На новый год мы наряжаем ёлку.
Мы украшаем ёлку овощами.
На новый год мы водим хороводы вокруг елки.
Мы встречаем Новый год зимой.
Дед Мороз носит зеленую шубу.
У деда мороза белая борода.
3. Дидактическая игра «Назови ласково»
Шар – шарик
Звезда – звёздочка
Ёлка – ёлочка
Хлопушка – хлопушечка
Подарок – подарочек
снег-снежок; мороз-морозик; снегурка-снегурочка; снеговик-снеговичок; игрушка-игрушечка; снежинка-снежиночка.
4. Игра "Наряжаем елку"
- Ребята, вспомните, что является главным украшением нового года?
А сейчас, друзья, сыграем
В интересную игру:
То, чем елку наряжаем,
Я детишкам назову.
Вы послушайте внимательно,
И ответьте обязательно,
Если мы вам скажем верно,
Говорите "Да" в ответ.
Ну, а если вдруг - неверно,
Говорите смело "Нет!"
Разноцветные хлопушки?
Одеяла и подушки?
Раскладушки и кроватки?
Мармеладки, шоколадки?
Шарики стеклянные?
Стулья деревянные?
Плюшевые мишки?
Буквари и книжки?
Бусы разноцветные?
А гирлянды светлые?
Снег из ваты белой?
Ранцы и портфели?
Туфли и сапожки?
Чашки, вилки, ложки?
Конфеты блестящие?
Тигры настоящие?
Шишки золотистые?
Звездочки лучистые?
5. Д/и «Из чего игрушка»
игрушка
из стекла – стеклянная.
Из бумаги – ...(бумажная)
Из фарфора – … (фарфоровая)
Из пластмассы – … (пластмассовая)
Из дерева – … (деревянная)
Из картона - … (картонная)
6. Игра «Один много»
Скажите, чего много под Новый год?
Снег – много снега
Лёд – много льда
Снежинка – много снежинок
Снежок – много снежков
Гирлянда – много гирлянд
Звезда – много звёзд
Мандарин – много мандаринов
Подарок – много подарков
Игрушка – много игрушек
Улыбка – много улыбок
Шар, свеча, праздник, елка,
7. Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, отпустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали.
И на месте побежали.
8. Игра «Какой? Какая? Какие?»
Снеговик (какой) – большой, белый, круглый, веселый…
Ёлка (какая?) – нарядная, высокая, блестящая…
Гирлянда (какая) – новая, красивая, блестящая, разноцветная…
Мишура (какая) – блестящая, новогодняя, серебристая…
Игрушка (какая) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…
Подарок (какой?) – красивый, большой (маленький), неожиданный…
Дед Мороз (какой) – сказочный, огромный, добрый, веселый…
Снегурочка (какая) – красивая, добрая, веселая…
9. Игра «А какой он Новый год?»
Если радость он несёт- радостНЫЙ
Если долго- долго ждут – долгожданНЫЙ.
Удивляет всех ребят –удивительНЫЙ.
Волшебство во всех домах – волшебНЫЙ.
Чудеса подарят детям – чудесНЫЙ.
10. Упражнение «Закончи предложение!».
На улице выпал белый… (снег);
Наступила холодная … (зима);
На окнах мороз рисует… (узоры);
Мы катаемся с горы на… (санках);
Мы нарядили новогоднюю … (ёлку);
Под ёлкой мы нашли много… (подарков);
На ёлке загораются разноцветные… (фонарики);
Новый год чудесный… (праздник).
11. Пальчиковая гимнастика «На елке»
Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
И плясали, и резвились, (Ритмичные удары кулачками.)
После добрый Дед Мороз («Шагают» по столу средним и указательным)
Нам подарки преподнес. (пальцами обеих рук.)
Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг.)
В них же — вкусные предметы: (Ритмичные хлопки в ладоши.)
Конфеты в бумажках синих, (Загибают пальчики на руках, начиная с больших.)
Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин.
12. Подведение итогов занятия.
- Что мы с вами сегодня делали? О каком празднике говорили? А какой это праздник? Наше занятие закончено, можете отдыхать.