Конспект логопедического фронтального занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме «Овощи»
Конспект логопедического фронтального занятия
в подготовительной к школе группе
по лексической теме
«Овощи»
Составила: учитель-логопед
МБДОУ «Белоснежка»
г.Ноябрьск
Кубарькова Н.Н.
Цель: закрепить знания о сборе урожая; чтение русской народной сказки «Мужик и медведь».
Коррекционно-образовательные задачи: расширить и активизировать словарь по теме «Овощи».
Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно-развивающая задача: развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, диалогической речи.
Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Материалы: Картинки с изображением овощей, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», наборное полотно, мяч.
Ход занятия
1.Организационный момент
Логопед: - Здравствуйте ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.
(дети встают в круг, повторяют движения за педагогом)
Дети в огород идут, (маршируют)
А там овощи растут, (поднимают руки вверх)
Дети спинки наклоняют, (наклоняются)
Овощи все собирают (изображают сбор овощей)
Вырос у нас чесночок, (дотрагиваются пальцев при названии каждого овоща)
Перец, томат, кабачок
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка,
Овощи мы собирали, (сжимание и разжимание пальцев на обеих руках)
Ими друзей угощали (передают овощи друг другу).
Логопед: - А теперь мы можем присесть на стульчики. Я думаю, вы уже догадались, о чем мы сегодня с вами побеседуем.
Дети – Об овощах.
2. Беседа об овощах с рассматриванием картины.
(На наборное полотно выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).
Логопед: – Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?
– Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?
3. Игра «Подбери признак»
Логопед: – Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
– Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.
4. Игра с мячом «Один — много».
Дети перебрасывают друг другу мяч и называют какой-нибудь овощ или фрукт. Тот, кто ловит мяч, должен образовать множественное число: огурец — огурцы, груша — груши, кабачок — кабачки.
5. Игра «Назови ласково».
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
6. Физминутка
Предлагаю отдохнуть и выполнить физминутку
Овощи Ослик ходит выбирает, (Обвести глазами круг.)
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
(Зажмурить глаза, потом поморгать)
7. Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь»
Логопед: Молодцы. А теперь предлагаю послушать русскую народную сказку «Мужик и медведь» (Логопед читает, а затем проводит беседу по содержанию)
Логопед: Вы прослушали сказку, а теперь скажите - что посеял мужик?
(Ответы детей.)
Логопед: Ребята скажите, когда мужик собрал урожай репы?
(Ответы детей.)
Логопед: Почему мужику пришлось делиться с медведем?
(Ответы детей.)
Логопед: Как мужик разделил свой урожай?
(Ответы детей.)
Логопед: Почему он его так разделил?
(Ответы детей.)
Логопед: Почему медведь рассердился на мужика?
(Ответы детей.)
Логопед: Что посеял на следующий год мужик?
(Ответы детей.)
Логопед: Что теперь взял себе медведь?
(Ответы детей.)
Логопед: Кто выиграл в этот раз и почему?
(Ответы детей.)
Логопед: Почему у медведя с мужиком вражда пошла?
(Ответы детей.)
8. Игра «Вершки и корешки»
Логопед: Теперь давайте поиграем в игру «Вершки и корешки»
У одних овощей мы едим "вершки", а у других "корешки" Сейчас мы проверим, как вы знаете вершки и корешки. Я вам показываю овощ, а вы поднимают руки вверх («вершки») или опускают вниз («корешки»), показывая, что съедобно, а что нет.
Логопед показывает овощи (помидор, морковь, лук, горох, свекла). Дети отвечают.
9. Заключительная часть. Подведение итогов.
- Молодцы! Итак, сегодня мы с вами говорили сегодня об овощах.
- Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слово:
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто, летом выросла … (капуста)
Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку)
От дождя земля намокла, вылезай толстушка … (свекла)
Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную … (морковку)
Надо поклониться низко, чтобы вытащить …(редиску)
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук)
Просит дедушка Федюшку: «Собери еще … (петрушку)
Вот зеленый толстячок – крупный гладкий … (кабачок)
И красавец великан темно-синий … (баклажан)
- Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо занимались, урожай мы весь собрали. Спасибо за занятие. До свидания!
Логопед. Что вам понравилось на занятии?
Индивидуальные ответы детей.