Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ч"
Тема занятия: «Звук и буква Ч»
Цели:
- Коррекционно – образовательные: закрепление правильного произношения звука «ч». Расширение словарного запаса.
- Коррекционно – развивающие: развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза. Развитие общей и артикуляционной моторики.
- Коррекционно- воспитательные: формирование самостоятельности и отвественности.
Оборудование: предметные картинки, таблицы с сочетаниями «ча» и «чу», конверты для выкладывания слов и предложений.
Ход занятия.
- Оргмомент.
- Сядут те дети, кто назовёт слова со звуком «ч» в начале слова, а сейчас те, кто назовёт слово со звуком «ч» в середине слова, потом в конце.
2. а) Ребята, давайте вспомним как мы произносим звук «ч», артикуляцию звука «ч»:
- Губы у нас слегка выдвинуты вперёд и округлены.
- Кончик языка за бугорками касается нёба.
- Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.
- Спинка языка поднята.
- Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.
- Горло не дрожит, нет голоса.
б) А сейчас давайте произнесём звук «ч»:
- Есть ли преграда , когда мы произносим этот звук?
- Где воздух встречает преграду?
- Значит, какой это звук – гласный или согласный?
- Дрожит ли при произнесении звука горлышко?
- Значит, звук звонкий или глухой?
- Запомните, ребята, звук «ч» : согласный, глухой, всегда мягкий.
в) Назовите предметы по картинкам: чайник, туча, меч.
- Определите место звука «ч» в этих словах.
- А сейчас поиграем в игру «Поймай шарики»: ловим звуки и соединяем их в слова:(ч),(а),(й); (т),(у),(ч),(а).
г) Ребята, звук «ч» обозначается буквой Ч.
Полдуги приставим к палочке,
Вот построение Ч у Галочки.
3.Физминутка.
-Ребята, вы, наверное, устали? Давайте поиграем немного.
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
Смотри скорей , который час:
Тик-так, тик- так.
Налево – раз, направо – раз ( Ноги вместе, руки на
Мы тоже можем так. поясе. На счёт раз наклони
Тик-так,тик-так. те голову к правому плечу
потом к левому)
( Сначала дети наклоняют голову то к одному плечу, то к другому плечу. Потом раскачиваются в такт маятника)
4.А сейчас берём конверты с буквами.
- выкладываем слоги : ча,чо,чу,чи.
- Запоминаем:
ЧА пиши с буквой А
ЧУ пиши с буквой У
- А сейчас выложим слова : чай, чашки,час.
- Молодцы! Справились.
- Сейчас будет сложная работа. Выкладываем предложение и читаем: Дети пили чай. Девочка играет в мячик.
5.Хорошо. Следующее задание.
- Вы должны прочитать предложение, а затем составить(устно) аналогичные предложения, но с местоимением (мы). Например:
- Я хочу играть в мячик. Новое: Мы хотим играть в мячик.
- Я хочу сделать тачку.
- Вовочка хочет иметь часы.
- Леночка хочет слепить чашку.
- Танечка хочет научиться читать.
6.Итог занятия.
- С какой буквой мы сегодня познакомились? Что нового узнали на занятии?
Тема занятия: «Звук и буква Ч»
Цели:
- Коррекционно – образовательные: закрепление правильного произношения звука «ч». Расширение словарного запаса.
- Коррекционно – развивающие: развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза. Развитие общей и артикуляционной моторики.
- Коррекционно- воспитательные: формирование самостоятельности и отвественности.
Оборудование: предметные картинки, таблицы с сочетаниями «ча» и «чу», конверты для выкладывания слов и предложений.
Ход занятия.
- Оргмомент.
- Сядут те дети, кто назовёт слова со звуком «ч» в начале слова, а сейчас те, кто назовёт слово со звуком «ч» в середине слова, потом в конце.
2. а) Ребята, давайте вспомним как мы произносим звук «ч», артикуляцию звука «ч»:
- Губы у нас слегка выдвинуты вперёд и округлены.
- Кончик языка за бугорками касается нёба.
- Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.
- Спинка языка поднята.
- Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.
- Горло не дрожит, нет голоса.
б) А сейчас давайте произнесём звук «ч»:
- Есть ли преграда , когда мы произносим этот звук?
- Где воздух встречает преграду?
- Значит, какой это звук – гласный или согласный?
- Дрожит ли при произнесении звука горлышко?
- Значит, звук звонкий или глухой?
- Запомните, ребята, звук «ч» : согласный, глухой, всегда мягкий.
в) Назовите предметы по картинкам: чайник, туча, меч.
- Определите место звука «ч» в этих словах.
- А сейчас поиграем в игру «Поймай шарики»: ловим звуки и соединяем их в слова:(ч),(а),(й); (т),(у),(ч),(а).
г) Ребята, звук «ч» обозначается буквой Ч.
Полдуги приставим к палочке,
Вот построение Ч у Галочки.
3.Физминутка.
-Ребята, вы, наверное, устали? Давайте поиграем немного.
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
Смотри скорей , который час:
Тик-так, тик- так.
Налево – раз, направо – раз ( Ноги вместе, руки на
Мы тоже можем так. поясе. На счёт раз наклони
Тик-так,тик-так. те голову к правому плечу
потом к левому)
( Сначала дети наклоняют голову то к одному плечу, то к другому плечу. Потом раскачиваются в такт маятника)
4.А сейчас берём конверты с буквами.
- выкладываем слоги : ча,чо,чу,чи.
- Запоминаем:
ЧА пиши с буквой А
ЧУ пиши с буквой У
- А сейчас выложим слова : чай, чашки,час.
- Молодцы! Справились.
- Сейчас будет сложная работа. Выкладываем предложение и читаем: Дети пили чай. Девочка играет в мячик.
5.Хорошо. Следующее задание.
- Вы должны прочитать предложение, а затем составить(устно) аналогичные предложения, но с местоимением (мы). Например:
- Я хочу играть в мячик. Новое: Мы хотим играть в мячик.
- Я хочу сделать тачку.
- Вовочка хочет иметь часы.
- Леночка хочет слепить чашку.
- Танечка хочет научиться читать.
6.Итог занятия.
- С какой буквой мы сегодня познакомились? Что нового узнали на занятии?
Шкавро Светлана Анатольевна