Конспект музыкального развлечения «Край родной, навек любимый!» (старший дошкольный возраст)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Малыш»
Конспект музыкального развлечения
«Край родной, навек любимый!»
(старший дошкольный возраст)
Составила: Музыкальный руководитель
Мальцева А.О.
МГО,2020
Цель: закрепление и обобщение знания детей о Кузбассе;
Задачи:
способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Кемеровской области - Кузбасса;
развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности;
развивать интерес и любознательность детей в процессе ознакомления с географической картой;
обогащение музыкального слуха детей разнообразием интонации музыки народов Кузбасса.
ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
Звучит фоновая музыка Д.Кабалевского «Край родной, навек любимый!» (слайд 1)
На экране проектора появляется Даша-путешественница, звучит заставка к м/ф «Даша-путешественница».
(слайд 2) Звучит р.н.м. «Во поле берёзка стояла». На экране – карта России.
Из-за экрана выходит настоящая Даша (взрослый).
ДАША:Как же я долго путешествовала! Где я только не побывала: и в Америке (слайд 3), и в Европе(слайд 4), и в Австралии (слайд 5), и в Африке(слайд 6). Везде хорошо, да дома лучше!
ВЕД.:Здравствуй, Даша!
ДАША: Здравствуйте!
ВЕД.:А где твоя родина, Даша?
ДАША: Живу я в России ! (слайд 7)
Как велика моя земля,
Как широки просторы ! (слайд 8)
Озёра (слайд9),реки(слайд10) и поля (слайд11)
Леса (слайд12), и степь (слайд 13), и горы(слайд 14).
Раскинулась моя страна от севера (слайд 15) до юга (слайд 16),
Когда в одном краю весна (слайд 17) ,
В другом –снега и вьюга (слайд 18).
Живём мы в радостном краю (слайд 19),
И знать его должны мы -
Страну Российскую свою, свой светлый край любимый! (слайд 20).
Песня «Моя Россия» м.Г. Струве, сл. Н.Соловьёвой
ВЕД. : Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой родной дом, твоя родная земля. И где бы ты ни был, всегда будешь вспоминать свою землю. Даша , а где в России ты родилась?
ДАША: (Задумывается)
ВЕД. : Даша, а наши дети могут тебе о своём крае рассказать!
Дети:
1.Есть в России уголок особый,
Где природа радует наш глаз
Имя носит гордое и звучное.
Знают в мире все - Кузбасс!
2.Это тонны угля и металла,
Это реки, горы и леса.
И, конечно, замечательные люди,
Создающие земные чудеса!
3.Горжусь, что я живу в Кузбассе!
Кузбасс - земля особенного рода,
Ее не спутать ни с какой другой.
И днем и ночью жаркая работа
Кипит и на земле и под землей.
Хранит земля несметные запасы.
Щедры поля родимой стороны.
От ритма жизни нашего Кузбасса
Зависит состояние страны.
И сталью, и углем богата
Родная сторонка моя
Любимая, как хороша ты,
Кузнецкая наша земля!
О.Жилина.
Песня «Мы дети твои, Кузбасс"» Авторская песня для старших дошкольников.
Автор - Наталья Васильевна Спиридонова, музыкальный руководитель МБДОУ № 118, г.Кемерово
Аранжировка - Игорь Четвертных
ДАША: А где же на карте находится Кемеровская область- Кузбасс? (слайд 21).
ВЕД. : Вот, Даша, наш любимый Кузбасс! (слайд 22).
3 РЕБЁНОК: Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьется оно
И отчизна внимает
Рабочему ритму
Кузнецкого края.
И в будни эпохи
И в каждом из нас
Пульсирует гордое имя -
Кузбасс.
Г. Юров
ВЕД.: Даша, а хочешь с нами попутешествовать по нашей малой Родине?
ДАША: Хочу! А как называется ваша малая Родина?
ВЕД. Дети, как называется наша с вами малая Родина? (ответы детей)
Да, правильно. Наша малая Родина – Кемеровская область - Кузбасс(слайд 23)
ДАША: А чей это герб?
ДЕТИ: Это герб нашего областного города Кемерово
ВЕД.:И это, Даша, первая остановка на нашем пути (слайд 24). Геральдическое описание герба города Кемерово:
«В пересечённом червлёном и чёрном поле - узкий золотой пояс в виде двух расходящихся и вписанных головок хлебных колосьев, из-за которого вниз выходит также золотое зубчатое колесо (о двух видимых косвенно спицах); посередине всё накрыто серебряной ретортой с горлышком, наклонённым влево».
Фигуры герба города Кемерово символизируют исторически сложившиеся главные направления промышленного развития города:
- реторта - химическую промышленность;
- зубчатое колесо – машиностроение;
- колосья - плодородие земли, связанное с применением минеральных удобрений, вырабатываемых на химических предприятиях города.
Применённые в гербе цвета символизируют:
червлень (красный цвет) – труд, мужество, энергию и силу;
черный цвет - мудрость, а также основное богатство области, центром которой является город Кемерово, – каменный уголь;
серебро (белый цвет) – чистые помыслы, надежность и доброту;
золото (жёлтый цвет) – богатство и процветание.
ДАША: (слайд 25) А это чей герб ребята?
ДЕТИ : Это герб Новокузнецка.
ВЕД.: Мы остановились в славном городе металлургов, в городе Новокузнецке.
Звучит фоновая музыка «Гимн металлургов».
ВЕД. : Расскажите, ребята , Даше , что мы видим на экране.
ДЕТИ: (слайд 26) Трудно представить Новокузнецк без проспекта Металлургов. Он не только пролегает через всю центральную часть города, а, без преувеличения можно сказать, пересекает всю его историю. (слайд 27) А это сад металлургов
Сталевары у входа в Сад Металлургов стоят тут с тех самых 1930-х годов... (слайд 28) Это рабочий -металлург.(слайд 29 ) Это завод КМК.
4 РЕБЁНОК:
Металлург – это гордо!
Металлург - это смело!
Лишь, ему по плечу
Это жаркое дело.
ДАША: А это чей герб ? (слайд 30)
ДЕТИ: Это герб Прокопьевска– жемчужина Кузбасса, третий по величине город Кемеровской области, центр каменноугольной, электротехнической и легкой промышленности.
ВЕД.: Правильно. Следующая наша остановка в славном городе Прокопьевск.
ДЕТИ: Быть шахтером непросто,
Ты же – смел и силён,
Отступать уже поздно,
Ты ведь в шахту влюблен!
Труд шахтера — самый сложный труд
От того-то в шахту и берут
Самых смелых, крепких и надежных,
Тружеников умных, осторожных.
Игра «Шахтеры»
(На камазах подъезжаете к угольному карьеру, совочком загружаете 1 уголек в машину, и везете уголь к вагону, разгружаете, и передаете камаз следующему игроку)
ВЕД.: Славится этот город своими шахтёрами (слайд 31), Монумент «Шахтерская слава».
ВЕД. : Ребята, чей это герб? (слайд 32).
ДЕТИ: Это герб города Междуреченска.
ВЕД. : Ребята, посмотрите это в один из красивейших заповедников Кузбасса, а в каком из них, мы увидим на слайдах.
Слайд 33,34 (поочерёдно) Одна из достопримечательностей Кузбасса это – Поднебесные Зубья, который расположен вблизи города Междуреченск.
Поднебесные Зубья - это красивейшее место, где расположены самые высокие горы. Как вы думаете, ребята, почему эти горы называют Поднебесные зубья?
Дети: Они похожи на зубья.
ВЕД. : Правильно ребята. Они действительно похожи на зубья, царапающие облака и самые высокие из них вершины называют: Большой Зуб. Здесь очень красиво. На склонах этих гор очень много растений и деревьев.
На территории нашей области растут такие деревья как ёлка, берёза, дуб, сосна.
СЛАЙД 35 Посмотрите на эти камни красивые, их называют курумниками.
СЛАЙД 36 В горах очень красиво, зимой очень много снега, поэтому на Поднебесных зубьях всегда очень много туристов, зимой катаются на лыжах, летом просто путешествуют, любуются природой, сплавляются по горным рекам.
Ребята, обратите внимание кто-то оставил следы. Как вы думеете эти следы принадлежат человеку? а чьи это следы?
Это следы животных, которые обитают на территории заповедника. Давайте пройдём поэтим следам. Что вы видите? (конверт). Да конверт, в нём что находится, так это же загадки
Дидактическая игра «Найди и покажи»
Вед.: Ребята я вам буду загадывать загадки про животных обитающих в лесах Кемеровской области, а вы должны показать ребенка в шапочке этого животного.
1. Зимой спит,
Летом ульи ворошит? (медведь)
2. На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть? (волк)
3. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (заяц)
4. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (лиса)
ВЕД. : Молодцы ребята, а сейчас приглашаю вас отдохнуть.
Физминутка
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками (встают и смотрят в верх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели (поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали, (машут крыльями, и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла. (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам. (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
И нисколько не устали. (идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)
Хоровод «На горе – то калина»
ДАША: Вижу на нашем пути опять чьё-то жильё (шорская изба,слайд 37). И оттуда музыка льётся весёлая.
Шор. нар. танец «Шория»
ВЕД.: Ребята, какой народ проживает в этой избе?
ДЕТИ: Издавна живут шорцы в живописных южных районах Кузбасса по берегам рек. Красива и щедра природа этих мест. А название народа произошло от имени одного из крупных родов, жившего на реке Шоре. Нелегкой была жизнь таежных охотников, потому и назвали они себя шорцами, от слова “шор” - печаль. Сильные и выносливые, работоспособные шорцы талантливы от природы. Русские в старину называли шорцев “Кузнецами” за их умение плавить железо и изготавливать из него предметы домашнего обихода. От этого и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Но не только этим славился этот народ. Исконные охотники, металлурги, кузнецы, шорцы оставили нам в наследство богатый фольклор, настоящий кладезь народной мудрости.
ВЕД. : Очень долго мы сидели,
Не играли, не шумели.
Чтобы косточки размять,
Нам бы надо поиграть.
в игру «Волк и табун»
ВЕД.: А следующая наша остановка, в чьей избе?(слайд 38)
ДЕТИ: В избе Шапкая, где много сказок.
Инсценировка «Сказочник Шапкай»
АВТОР: Дочь Шапкая Анначак ученье окончила, сама учительницей стала. Домой приехала.
АННАЧАК: - Ты, отец, прожил трудную жизнь, теперь отдыхать будешь.
ШАПКАЙ: - Не совсем я старый, - Как я без работы жить буду? Ночью - спи, днём - лежи. Спина болеть будет. Зачем ты хочешь, чтобы руки мои пустыми стали? О чём думать буду, если работы нет?
АВТОР: Три года спорили дочь с отцом.
АННАЧАК : - Нынче зимой я тебя никуда не пущу!
АВТОР: А Шапкай лыжи налаживает, на охоту идёт.
АННАЧАК: - Нынче летом никуда не пойдёшь!
АВТОР: А Шапкай с геологами в тайгу собирается. Потом время взяло своё. Уволился Шапкай из геолого-разведочной партиии. Рано утром стоял он на берегу Мрас-Су. По реке плыли последние льдины. Две большие лодки подходили к противоположному берегу.
ШАПКАЙ: - Э-гей! - Обождите! Я с вами поеду!...
АВТОР: Но разведчики голос Шапкая услышали, а слов не поняли. Начальник партии обернулся, рукой помахал:- В гости к нам приходи! - услышал Шапкай.
АВТОР:Долго стоял на берегу Шапкай, на далёкие синие горы смотрел, жизнь свою вспоминал.
ШАПКАЙ:- "Однако старый стал я... - Как теперь без работы жить буду?"
АВТОР: Домой пришёл, скучный сидел, трубку курил. Анначак, дочка, смотрела, смотрела...
АННАЧАК: - Иди, отец, к нам в школу сторожем работать.
ШАПКАЙ : - А что же, пойду. Колокольчиком звенеть, ребят с перемены звать - тоже важная работа.
АВТОР: И стал Шапкай в школе сторожем работать. Школа каменная, двухэтажная. Стоит на косогоре. Если вверх посмотришь - новый рудник увидишь. Если под гору посмотришь - горную речку увидишь. Шапкай на рыбалку не один ходит, ребят с собой берёт.
Горит костёр. Над густыми тальниками дым плывёт и поднимается вверх, к красным скалам. Ребятишки хворост для костра запасают. Дров мало, а шуму много.
ШАПКАЙ : - «Однако рассердится на них нужно».
АВТОР: В это время из кустов озорник Паслей вышел. Идёт, сгорбившись, на правую ногу прихрамывает. Точь-в-точь как Шапкай ходит. В руках у Паслея таёжный цветок – огонёк.
- Перемена кончилась! - кричит Паслей. - Не слышите разве: перемена кончилась! - А сам машет, машет цветком.
ШАПКАЙ:- Мой урок начинается, - опять сегодня меня сказки рассказывать заставят.
АВТОР: А ребятишки Шапкая окружили:
ВСЕ ВМЕСТЕ: - Дедушка Шапкай, рассказывай скорей!
АВТОР: - Усадили Шапкая в середину, сами вокруг расселись.
И начал им старый Шапкай сказки рассказывать, легенды петь...
Песня Шапкая
ДАША: Какая интересная сказка! А кто написал эту сказку?
ДЕТИ: Это не сказка, а шорский эпос. И написал его Софрон Тотыш
ДАША: (слайд 39) А это чей герб?
ДЕТИ: Это герб города Мыски. Мы здесь родились и растём.
5 РЕБЁНОК: Мыски свои я очень люблю,
Природу родную я берегу.
Пусть горы радуют наш взгляд
И реки быстрые журчат.
Пусть птицы поют,
Деревья шумят
И радуют взрослых и малых ребят!
Пусть процветает мой город родной!
Мыски, горжусь я тобой!
ВЕД.: Вот и вернулись мы, Даша, на свою малую Родину, в город Мыски.
«Частушки о родном крае»
ВЕД. : Дети, а куда бы вы пригласили Дашу в нашем городе?
ДЕТИ: На плошадь Ленина(слайд 40), в дом культуры (слайд 41), река Мрас-су(слайд 42), парк «Сказки Шапкая» (слайд 43), в историко-этнографический музей (слайд 44)…
ДАША: Как мне понравилась ваша малая Родина! Но мне пора домой. До свидания!
(Под музыку уходит из зала)
6 РЕБЁНОК: Я узнал , что у меня есть огромная семья,
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок.
Речка, небо голубое , это всё моё родное!
Слышишь песенку ручья – это родина моя!
7 РЕБЁНОК: Родились мы в этом месте, в садик ходим и растём,
И гордимся, что все вместе в Мысках мы живём! (слад 45)
ПЕСНЯ « Край, в котором ты живёшь»
Дети под музыку обходят зал по кругу и выходят.