Конспект музыкального занятия в старшей группе «Всё дело в шляпе»

5
0
Материал опубликован 13 November 2022

Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 63 «Золота рыбка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

 

комбинированного занятия организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно эстетическое развитие»

(музыка) с использованием ИКТ

для детей старшей группы

на тему «Всё дело в шляпе

 (Тема недели: «Человек и мир вещей»)

 

 

 

 

 

                                                Провела

                                                                                Токтхаева Ольга Алексеевна                                                                               музыкальный руководитель

                                                                          высшей квалификационной категории

                                                                    ГКДОУ д/с № 63 «Золотая рыбка»

 

 

г. Байконур,

ноябрь, 2022г.

 

Тип ООД:

Типовое

Направление: музыка                                 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие

Форма организации: музыкальное занятие

Цель: вызвать двигательную и речевую активность детей и положительные эмоции от встречи с музыкой.

Форма проведения: игровая-иллюстративная (комбинированное)

Задачи приоритетной образовательной области:

Обучающие:

привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.

формировать певческие навыки;

произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню;

формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах индивидуально и в оркестре;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Развивающие:

развивать эмоционально образное восприятие, умение  воспринимать и высказываться о характере музыки;

развивать звуковысотный слух, умение слышать и передавать голосом движение мелодии поступенно вверх и вниз;

развивать слуховое, зрительное внимание и память;

развивать коммуникативные способности детей;

упражнять в умении отчетливо произносить текст песни;

Воспитывающие:

воспитывать  самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.

 

Задачи интегрируемых областей:

ОО «Речевое развитие»

Развивать связную речь детей посредством распевок, песен, ритмических стихотворений. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, обогащать словарь.

ОО «Познавательное развитие»

Закреплять названия головных уборов

ОО «Физическое развитие»

Развивать умение ходить на полупальцах, воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, соблюдать правила поведения в игре.

 ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Воспитывать эстетическое отношение к музыке и окружающему миру.

Словарная работа:

Пассивный словарь: пилотка, ковбойская шляпа

Активный словарь: музыка, игра, ритм, темп, песня, припев, куплет, распевка.

 

Предпосылки учебной деятельности: формировать умение принимать учебную задачу и следовать словесным инструкциям.

 

Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, двигательная, коммуникативная, творческая.

 

Методическое обеспечение:

1. Наглядно-демонстрационный материал:

мольберт;

Коробы для шляп;

Шляпы: ковбойская, соломенная дамская, военная пилотка;

Столы, подставки под шапочки зверят, тканевые накидки;

ТСО (музыкальный центр, ноутбук, проектор, экран);

ИКТ – Презентация: «Всё дело в шляпе!», иллюстрация звучания и вида музыкальных инструментов - барабан, металлофон, ложки, маракасы, бубен, дудочка, подсказки вопросительного знака.

Музыкально-дидактические игры:

«Какой инструмент звучит»;

Музыкально коммуникативная игра:

«Возьми себе, отдай соседу»;

2. Музыкальный материал:

 «Полька» укр.н.м;

 Ритмо – двигательное упражнение «С носка на пятку», «Шаги приставные вперед и назад» А.И. Бурениной, «Аты-баты», «Музыкальный мостик», «Лошадка»;

Распевки «Петя шел», «Листики летят», «Я иду. Море моё»;

Песня «Ярко-ярко солнце светит в этот день» муз. А. Филиппенко;

  Игра на детских музыкальных инструментах «Вот все ребята собрались»

  муз. Ю. Селеверстовой;

  Игра «Танцевальная шляпа» муз. Е. Железновой.

 3. Раздаточный материал:

Шапочки зверят

Детские музыкальные инструменты: бубны, металлофон, мараксы, дудочки, барабаны, ложки;

Шляпы «котелок»;

Мешочки с наполнителем;

Пилотки;

Спортивные палки (лошадки).

Предварительная работа:

разучивание распевок, приветствия, игры «Танцевальная шляпа», музыкально-двигательных упражнений «С носка на пятку», «Шаги приставные вперед и назад», ;

разучивание дидактической игры «Возьми себе, отдай соседу»;

разучивание приемов игры на ложках , металлофоне, дудочке и оркестра «Вот все ребята собрались»;

разучивание ритмо-речевых упражнений «Аты-баты», «Лошадка» индивидуальная работа с детьми: подскоки.

Методические приёмы:

организационные: музыкальное приветствие, установка на занятие и хорошее настроение;

мотивационные: игровая завязка (что под накидкой?), проблемные ситуации (не открывается короб, пустой короб), создание ситуации занимательности,

  игровые упражнения «вкусный чай»;

наглядный:

наглядно-слуховой (исполнение и слушание музыки);

наглядно-зрительный: (показ слайдов, совместное исполнение движений, применение презентаций, показ шляп из коробы, схематическое изображение песни);

практический: ритмо – двигательные упражнения , музыкально-дидактические игры , пение распевок, пение песни, игра на детских музыкальных инструментах, игра со шляпами;

словесный: стихотворное развитие сюжета о коробе сошляпами, беседа о шляпах, пояснения, указания с целью предупреждения ошибок, вопросы к детям.

Мотивация: введение детей в игровую ситуацию с музыкальным приветствием с гостями.

 

Технологии, используемые в ООД:

информационно-коммуникационные технологии (наглядный материал в виде слайдов и анимаций);

здоровьесберегающие технологии: создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;

повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности;

элементы программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной (движения под музыку);

игровые технологии (музыкально-дидактические, коммуникативные игры);

личностно-ориентированная технология (педагогическая поддержка, создание ситуации выбора и успеха).

Планируемый результат:

накапливают музыкальные впечатления, устойчивое внимание при выполнении

задания, знают названия музыкальных инструментов, узнают их звучание, улучшают двигательную и речевую активность;

  создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;

  разучивание 1 куплета новой песни с последующим исполнением;

Последующая работа:  продолжение работы над произношением букв и слов в распевках и песнях, освоение музыкально-ритмических движений, работа над развитием певческих навыков и азов игры на музыкальных инструментах, развития художественно-эстетического вкуса.

 

 

 

 

 

Этапы ООД

Содержание

 Подготовительный этап

1.1. Организационный момент

(Развитие слуха,

динамики голоса)

1.2. Мотивация

(Введение детей в игровую ситуацию. Установка на занятие и хорошее настроение)

Перед началом занятия педагог договаривается с гостями как они будут отвечать на приветствие ребят: поступенно вверх, вниз или на одном звуке.

Музыкальный руководитель:

Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня на занятие, давайте с ними поздороваемся музыкально! Звонко и громко пропоём «Здравствуйте гости!» (дети громко пропевают)

А гости вам отвечают так же громко «Здрав-ствуй-те!»

(дети определяют по ответу гостей куда двигалась их мелодия)

Молодцы, ребята! Давайте покажем нашим гостям, как вы выросли, чему научились! Ведь вы уже перешли в старшую группу.

II. Деятельностный этап

 

 

 

 

2.1. Музыкально-ритмические движения (отрабатывание подъема на носки,приставной шаг вперед и назад,пружинка с кружением)

Наглядный метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая завязка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательный элемент

 

 

 

 

 

 

 

 

(отрабатывание маршевого шага, тянуть носок, следить за отмашкой рук)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Артикуляционная игра-упражнение на формирование движений губ )

 

Улыбнитесь! Подтянитесь! Начинаем наше занятие. Руки на пояс все пальчики приклеились. «Вырастаем» -встаем на носочки и под музыку забегаем встаем в круг.

«Осенняя песенка» мп3

 

1. «С носка на пятку».

И.п. Пятки вместе носки врозь «открытый клювик», руки на поясе.

На счет «раз» поднимаемся на носочки, на «два» в и.п.

На «три» соединяем носки «закрытый клювик» и поднимаемся на носки.

На «четыре» опускаемся на всю ступню.

2. «Шаги приставные вперед и назад».

И.п. Пятки вместе носки врозь «открытый клювик», руки на поясе.

На «раз» поднимается согнутая в колене правая нога с оттянутым к полу носком

На «два» ставиться вперед на всю ступню

На «три» поднимается согнутая в колене левая нога с оттянутым к полу носком

На «четыре» ставиться рядом с правой с притопом.

 

На экране волшебный буквы и качающийся вопросительный знак.

Что это за знак появился на экране? (Вопросительный знак) Видать он хочет нас спросить или обратить внимание наше на что то интересное и необычное.

(Обращаю внимание на короб стоящий в центре зала)

Посмотрите коробок

Кто его оставить мог?

Хотите увидеть?

Хотите узнать?

Что в этом коробе может лежать?

(Пытаюсь открыть)

А крышка то не открывается.

И как же нам быть?

Как же короб нам открыть?

Дети предлагают варианты.

Мы немного поколдуем

На него слегка подуем,

Ну- ка, короб не робей,

Открывайся поскорей!

Крышку открываю

Что найду сейчас узнаю…

(Достаю военную пилотку)

Посмотрите, аты – баты,

К нам приехали солдаты!

 

Что это?(Как называется этот головной убор?)(Пилотка)Кто носит его? (солдаты, военные)

 

А пилотка то не простая!

В этой пилотке спряталось веселое стихотворение, которое нам поможет вспомнить наше упражнение «Аты-баты!» Пилотку надеваем по кругу шагаем.

На право! Вперед шагом марш!

(маршируем по кругу)

Упражнение «Аты баты»

Аты баты, 

Шли солдаты 

Аты баты 

На базар

Аты баты, что купили

Аты баты

Самовар

Аты баты (на месте шагают, лицом в круг)

Сколько стоит (руки вперед)

Аты баты (маршируем)

Сто рублей! (руки вперед, растопырив пальцы)

Аты баты. Заходите (маршируем)

Выпьем чаю поскорей! (приглашают жест руками)

Маршем идут на стульчики садятся лицом к экрану.

Игровое упражнение на формирование движений губ

«Горячий чай»

Дети складывают губы трубочкой и затягивают воздух («горячий чай»), открывают широко рот с произношением звука «а-а-а» (вкусно)

2.2. Слушание –восприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.3. Беседа по прослушанному материалу

 

 

На экране волшебный буквы и качающийся вопросительный знак.

Давайте заглянем еще раз в короб. Тут для нас еще сюрприз.

Шляп на свете много, все они разные по фасону, и по назначению. Одни согревают, другие прячут от солнышка и дождя, третьи помогают играть роли в сценках.

 А еще шляпы делятся на мужские и женские.

Музыкальный руководитель заглядывает в короб, достает женскую шляпку.

Какая это шляпа? Мужская или женская? (Женская)

Да, это женская соломенная шляпка.

 

Женская шляпка! В ней спрятан секрет. Флешка…интересно, что же на ней.

Давайте посмотрю...(«вставляю» флешку в ноутбук)

Ребята! Тут песенка есть! Называется она «Мамин день».

Вот так шляпа молодец! У нас же скоро праздник- День матери.

Давайте послушаем песенку!

Песня «Ярко-ярко солнце светит в этот день!» А.Филиппенко

Ответьте, пожалуйста, про что было песенка? (про маму)

Какая она по характеру? (веселая, радостная, быстрая)

Вам понравилась? (да)

Тогда садимся на машину и поехали скорее учить эту песенку к празднику мам.

2.4. Распевание (Логопедическое упражнение на развитие звука «д» и «р», умение вибрировать губами,

развитие звуковысотного, музыкального слуха, внимания, правильного дыхания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Упражнение для речевого аппарата «Машина»

(«Держат руль», губы делают трубочкой и изображают звук двигателя «бррррр». Перемещаются от экрана на стульчики к пианино).Выучим новую песенку, но сначала надо распеться!

2. «Листики летят, это листопад» на расширение диапазона голосовых связок и мелодичности, умение слышать и передавать голосом движение мелодии поступенно вверх и вниз.(хроматическая гамма)

3. «Ры-ра-ру» логопедическая попевка.

4. «Петя шёл»

Петя шёл, шёл, шёл и горошину нашёл

А горошина упала, покатилась и пропала.

Ох, ох, ох, ох, где то вырастит горох!

со смещением на пол-тона, перемещаются вверх:

-по фразам пропевают: мальчики, девочки.

5. «Я иду. Море моё» упражнение на распевание гласных букв и правильная постановка губ.

2.5. Пение

 

(Новый материал. Работа с мнемо таблицей)

 

 

 

  

Этапы разучивания песни

1. Познакомить с песней

2. Разобрать текст песни

3. Разучить текст песни по фразам без музыкального сопровождения

4. Соединить текст с музыкой по фразам

 5. Соединить фразы в куплет с музыкальным сопровождением

6. Пропеть 1 куплет и припев песни

Голосочек мы с вами разогрели, теперь можно и песенку учить.

Для того, чтобы быстрее запомнить текст песни, я предлагаю записать его при помощи символов. (Составление схематичной таблицы).

Разучивание слов 1 куплета и припева песни (возможно с показом элементов движений)

  по схеме;

  по фразам;

  по музыкальным предложениям под фортепиано.

Песня «Ярко-ярко солнце светит в этот день!» А.Филиппенко

1. Ярко-ярко солнце светит в этот день,
Помнят дети все на свете мамин день!
Припев:
А еще есть у нас песенка такая:
Будь всегда весела, мама дорогая.


2. Хорошенько в доме сами уберем,
И подарки милой маме поднесем.
Припев.
3. Много дел всегда у мамы и забот,
Помогать мы будем маме круглый год.

Проблемная ситуация

(стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности)

 

 

 

2.6. Музыкальные упражнения

(Упражнение на координацию движения, умение ходить на полупальцах)

 

 

 

 

 

 

 

(Умение работать в коллективе, развитие внимание и ловкости и ритмослуха)

 

 

 

На экране волшебный буквы и качающийся вопросительный знак.

Коробка пуста. А что же нам делать ребята тогда? Может еще коробок поискать? Где нам его найти?...(замечают коробку в кругу стульчиков). О! Да это же музыкальный островок! Пройти можно туда только через музыкальный мостик, на носочках и только по белым или черным музыкальным дощечкам.

Упражнение на координацию движения, умение ходить на полупальцах «Музыкальный мостик»

(проходят на пальчиках по напольному синтезатору. Садятся на стульчики стоящие по кругу. На стульях (через раз) разложены мешочки с песком. В центре круга стоит короб со шляпами.)

Музыкальный руководитель пытается открыть короб, но он не открывается.

Что же делать? (Надо поиграть)

Точно! Надо поиграть друг другу мешочек передавать. Музыку слушать внимательно менять движения обязательно.

Музыкально коммуникативная игра на коллективную совместную деятельность «Возьми себе отдай соседу» :

(дети вместе с педагогами под музыку передают мешочки (8 шт. на 13 человек) против часовой стрелки. Со сменой музыкальной фразы дети выполняют движения: 1 – хлопают, 2- топают, 3 – круговой массаж спинки соседу с права, потом с лева)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Отрабатывание прямого галопа)

Музыкальный руководитель открывает короб вытаскивает записку читает

«На полянку отправляйтесь, и в зверюшек превращайтесь!»

А как на полянку нам попасть? Шляпа может подсказать!

Как называется эта шляпа? (Ковбойская шляпа)

На чем передвигаются ковбои? (На лошадях)

Отлично! Нас уже заждались лошадки. Садитесь верхом и отправляемся прямым галопом на полянку!

(Воспитатель помогает раздавать по ходу спортивные палки «лошадки» , дети «садятся на лошадей» и прямым голопом скачут по кругу)

Упражнение «Лошадка»-прямой галоп

И.П. правая нога вперед.

Скачут на палочках проговаривая стих:

Иго-го-го, иго-го-го, еду, еду далеко -2 раза.

Цок-цок-цок-цок, я лошадка серый бок -2 раза.

2.7. Музыкально-дидактическая игра

(совершенствовать навык различения звучания музыкальных инструментов, развитие тембрового слуха)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.8. Игра на детских музыкальных инструментах (развитие ритмослуха, умение работать в коллективе, закрепление названий инструментов, развитие внимания на слух)

На полянку прискакали и лошадок всех собрали. (отдают воспитателю).

Посмотрите какая ярмарка шапочек сегодня!

Выберите ту шапочку которая вам сегодня больше нравиться. В кого вы хотите превратиться сегодня.

 (Дети по желанию выбирают шапки-маски и превращаются в зверят. Пока дети надевают шапочки

воспитатель ставит стол и короб с инструментами)

Садитесь на полянке. На столе пусто.. на чем же будут играть наши зверята музыканты? Тут еще короб есть на нем написано: Угадайте по звучанию название инструмента, тогда он и появиться.

Голос какого инструмента прозвучит называете, а он появиться на столе.

На экране звук инструмента, после тога как дети называют звук какого инструмента прозвучал на экране появляется сам музыкальный инструмент и педагог кладет такой же на стол.

 

Музыкально-дидактическая игра

«Какой инструмент звучит»

(Дети прослушивают голоса музыкальных инструментов).

1 – звук барабана

2 – звук дудочки

3 – звук маракасов

4 – звук ложек

5 – звук металофона

6 – звук флейты

Ну, вот! Все инструменты сегодня появились! Давайте поиграем на них. Слушайте внимательно кто какой инструмент берет. Играйте ритмично. Слушайте музыку.

 Далее играет музыка все поют первую строчку, а вторую поет музыкальный руководитель, а дети кого назвали выходят к столу и играют на том инструменте, который был назван в песенке муз.руководителем. В конце играют все вместе на тех инструментах, на которых играли.

Игра на детских музыкальных инструментах

«Вот все ребята собрались» мп3

Дети стоят вокруг стола. На столе музыкальные инструменты на 13-14 детей: барабан-2 шт, ложки-3 пары, бубен-3 шт, металлофон-1, маракас-3 шт, дудочка -1-2шт.

1. Вот все ребята собрались и музыка звучит.

  Вот Зайки палочку берут и в барабаны бьют.

2. Вот бубен Ёжики берут, ладошкой в бубен бьют.

3. Вот ложки Лисоньки возьмут ритмично ими бьют

4. Волчата маракас берут, ритмично им трясут.

5. Цыплята дудочку берут и в дудочку дудят.

6. Металлофон Медведь бери по ноткам постучи.

7. Возьмите кто на чем играл, сыграем дружно в раз!

2.9. Игра музыкальная

 

 

(Познавательная информация)

Хорошо играли , дружно, все теперь сложить нам нужно!

(Снимают шапки зверят складывают в короб)

Ой! Тут еще шляпы появились...Это женские или мужские шляпы? (Мужские)

Их называют «coco» - «котелок».

Какая то грусная шляпка мужская...

Чтобы Шляпе было весело у нас,

Поиграем со шляпой мы сейчас!

 

Шляпы всегда и всех удивляют,
Примерить шляпку каждый желает.
А я предлагаю вам поиграть.
Шляпку надеть и в ней станцевать.            

Игра "Танцевальная шляпка" (со словами)

муз. Е. Железновой. мп3

Под музыку дети передают друг другу 2 шляпы. Когда музыка смолкает, тот, у кого в руках шляпа  выходит в середину круга и танцует, далее прогуливается по кругу).

 III. Рефлексивный этап

Музыкальный руководитель.

Давайте присядем на полянке, передохнём.

Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Какие шляпы помогали нам сделать занятие еще интересней? (пилотка военная, ковбойская шляпа, соломенная летняя женская шляпка , мужская шляпа «котелок», шапочки для ролей)

Какую песню разучили с вами? О чем в ней пелось?

На каких инструментах мы играли?

Что вам понравилось?

Было ли что то для вас трудно исполнимое сегодня?

 

Было все чудесно и красиво!

Скажем шляпам всем: «Спасибо!»

Со шляпами и гостями прощаемся

И в группу возвращаемся.

Лошадку взяли

И прямым галопом в группу поскакали!

 

​​​​​​​

n1668359273.jpg
x1668359263.jpg
e1668359250.jpg
u1668359238.jpg
h1668359223.jpg
k1668359199.jpg
x1668359172.jpg
Комментарии
Комментариев пока нет.