Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Освобождение принцессы из Кощеева царства»
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
«Освобождение принцессы из Кощеева царства»
Учитель-логопед Садыкова Альфия Наильевна
Логопед и дети встают на коврик полукругом.
Орг. Момент:
Л.: «Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай,
Друга называй по имени,
Комплименты называй.»
Л.: - Ребята, а вы любите сказки? (да)
С каких слов обычно начинаются сказки? (жили-были…, в некотором царстве, в некотором государстве… и т.д.)
- Какая может быть сказка? (…весёлая);
- А если в ней есть волшебство? (волшебная);
- Если в ней есть добро? …… и т.д. (добрая, загадочная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, необычная, мудрая, радостная…..).
Л.: Вы молодцы, ребята…Посмотрите, какую я вам сегодня принесла книгу сказок. Хотите её посмотреть? (да, хотим). А имя главного героя из этой сказки вы отгадаете по первым звукам слов: Игла, Ваза, Арбуз, Ноты. (Иван).
Логопед открывает книгу, а в ней пустые страницы, только один лист с изображением Ивана (он вырезан и прикреплён).
Л.: Ой, ребята! А где же сама сказка?!... Иван говорит какие-то слова, прочитаем их.
«В моё волшебное королевство ворвался злой Кощей Бессмертный и украл мою прекрасную принцессу Марьюшку. Он увёз её в своё Кощеево царство и заточил в золотую клетку! А вместе с ней и сказка моя пропала!...»
(на слайде появляется изображение Кощеева царства, которое будет на протяжении всего занятия, с клеткой, в которой заточена Марьюшка)
- Л.: Ребята, как жаль. Ивану одному не справиться, не вызволить из заточения Марьюшку. Что же делать? (надо помочь Ивану). А вы все хотите помочь Ивану? Тогда мы постараемся это сделать. Освободить Марьюшку из Кощеева царства можно только выполнив задания, приготовленные Кощеем. А задания эти в волшебных ларцах. Откроем первый ларец и попробуем справиться с заданием? (да)
Л.: - Ребята, присаживайтесь за столы (дети сели).
1. - Открываем первый ларец. Ребята, первое задание Кощея: нужно выложить звуковой анализ слова «принц» при помощи звуковых обозначений (перед этим можно провести звуковой ряд с фишками, на слух). (на доске выложено слово «принц»).
(логопед ходит м-у рядами и помогает, при необходимости, контролирует процесс. Помощь соседа, если потребуется. Кто первый справится – идёт к доске, выкладывает правильный вариант).
Л.: Ребята, вы молодцы, легко справились с первым заданием. (слышится волшебный звук –Иванушка на слайде продвинулся выше к замку Кощея).
Л.: Открываем второй волшебный ларец. Следующее задание Кощея –
2. «Назови героя сказки».
Л.: Думай, смекай, на вопрос быстро отвечай!
- Какой герой очень любил обувь и его за это прозвали? (кот в сапогах);
- Какая героиня сказки получила своё имя благодаря головному убору? (Красная Шапочка);
- Кто жил в Африке и пугал маленьких детей? (Бармалей);
- Назовите имя трудолюбивой девочки, которой помогла добрая фея? (Золушка);
- Кто та маленькая девочка, которую из беды выручила ласточка? (Дюймовочка);
- Кто родился в Италии? Он не просто мальчик-лук, а надёжный, верный друг. (Чиполлино);
- Кто мальчишку с длинным носом из полена смастерил? (папа Карло);
- Как зовут друга Малыша, который живёт на крыше? (Карлсон).
Л.: Молодцы, ребята, и тут легко справились. (волшебный звук, Иванушка ещё выше).
Физминутка «Сказка».
Л.: А теперь вставайте дружно, в сказки поиграть нам нужно!
- В тёмном лесу есть избушка (дети шагают).
Стоит задом наперёд (дети поворачиваются).
В той избушке есть старушка (грозят пальцем).
Бабушка Яга живёт (грозят пальцем другой руки).
Нос крючком (показывают пальчиком),
Глаза большие (показывают),
Словно угольки горят (покачивают головой).
Ух, сердитая какая! (бег на месте).
Дыбом волосы стоят (руки вверх).
3. Л.: Ребята, вы готовы открыть следующий ларец с заданием от Кощея? (да).
Открывается следующий, третиц, ларец. (письменная работа в тетрадях).
А следующее задание Кощея: составить схемы предложения:
Сказки учат добру.
Добро всегда побеждает зло.
(взаимопроверка – поменяться тетрадями с соседом и проверить др. у др. Кто первый правильно выполнит схему – идёт к доске и чертит, остальные проверяют).
4. «Дом сказочных героев».
Открываем следующий, последний ларец. Л.: Нужно заселить героев разных сказок в домики.
В сказках очень много разных героев, мы в этом убедились. У нас они живут дружно по соседству др. с другом в трёх домиках. Чтобы узнать, кто, где живёт, надо имена героев поделить на слоги. Сколько слогов в имени, столько окошек в их домике. Как узнать, сколько в слове слогов? : сколько в слове гласных – столько и слогов. А для того, чтобы быстрее выполнить это задание, нам нужно поделиться на три группы по 4 человека. Первая команда заселяет героев в первый домик (2 слога); вторая команда – во второй (три слога); третья команда – в третий (4 слога).
(Стоят три мальберта с домиками, у которых разное количество окон (2, 3, 4). Дети делятся на три команды. На столе разложены картинки с разными героями сказок, дети прикрепляют «заселяют жильцов» в соответствующие домики. ).
(сказочные герои: лиса, заяц, Айболит, Буратино, Водяной, Карлсон, козлята, Чиполлино, медведь, колобок, Бармалей, Дюймовочка,…).
Затем все отходим, всав в полукруг и проверяем правильность заселения сказочных героев по домикам (проверяем хлопками).
(волшебный звук – Иван добрался до Марьюшки. На слайде счастливые Иван и Марьюшка держатся за руки).
Итог занятия:
Л.: Ребята, какие вы молодцы! Как вы думаете, помогли мы Ивану освободить Марьюшку? (да, помогли).
А как мы ему помогали? (ответы детей по всему НОД).
Рефлексия.
Л.: Что в сказках всегда побеждает? (добро).
Чему нас учат сказки? (добру, взаимопомощи и т.д.).
Что вам было легко?
А что трудно? Что именно было трудно?
Посмотрите, а картинки в книге сказок все вернулись на свои места. Я вам оставлю эту книгу в группу, чтобы вы смогли её посмотреть и почитать.
Спасибо вам за вашу дружную работу. Попрощайтесь с нашими гостями.