Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буквы Е, Ё»
Конспект НОД
по обучению грамоте
в подготовительной группе
«Буквы Е, Ё»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить с буквами Е, Ё;
— учить соотносить букву и звуки.
— обучать чтению слогов с буквами Е, Ё ;
— учить детей делить слова на слоги;
Коррекционно-развивающие:
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
— развивать фонематические процессы;
— формировать навык письма букв Е, е.
— развивать зрительное восприятие.
- развивать связную речь
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.
— воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.
Оборудование: предметные картинки, буква Е - Ё, тетради, раскраски.
Ход занятия:
Орг. момент:
Учитель-логопед (воспитатель): «Сядет тот, кто стоит за …, перед…, слева от…, справа от…, ближе всех к…, дальше всех от меня… и т. д. »
2 Развитие артикуляционной моторики.
«Покусать верхнюю губу»
«Покусать нижнюю губу»
«Окошко» (рот) открыть — закрыть.
3. Сообщение темы занятия.
Учитель-логопед (воспитатель): предлагает отгадать загадки и определить первые буквы в отгадке:
Немытое в рот Ни за что не возьмёт.
И ты будь таким, Как чистюля .... (Енот) (на доску вывешивается картинка)
Учитель-логопед (воспитатель): Сколько слогов в слове «енот»? Назовите первую букву в слове.
Ответы детей.
Учитель-логопед (воспитатель): Правильно – «Е». Послушайте следующую загадку
Лесом катится клубок, У него колючий бок,
Он охотится ночами За жуками и мышами. (Ёж.) (на доске картинка ежа).
Учитель-логопед (воспитатель): Сколько слогов в слове «ёж» Назовите первую букву в слове.
Ответы детей.
Учитель-логопед (воспитатель): «Сегодня мы познакомимся с буквами «Е» и «Ё». Детям демонстрируются буквы.
4. Знакомство и сравнение букв:
А теперь сравним буквы Е и Ё.
Учитель-логопед (воспитатель): В чём сходство, в чём различие этих букв.
Ответы детей.
Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер не просто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Я хочу рассказать вам ребята, откуда у буквы Ё взялись сверху две точки.
Однажды буква Е пошла в лес – решила навестить своих друзей: енота и ёжика, которые жили под старой елью. Вдруг подул сильный ветер. Деревья закачались. Букве Е стало страшно, но до ели она все-таки добежала, еле-еле успела. Ель тоже качалась от ветра. Не удержались на ней две шишки, оторвались и упали прямо на букву Е. И у буквы Е выросли две шишки от удара. И превратилась она в другую букву и закричала: «О-ё-ё-ё-й!»
Учитель-логопед (воспитатель): На что по вашему похожа буква Е (Ё)? (ответы детей).
«Е» похожа на расчёску,
Сделать может всем причёску…
Учим, учим букву «Е» -
Вот и выучили все.
Как без Е сказать, что ел,
Как без Е сказать, что сел,
Дети тоже с буквой Е,
Значит Е, нужна везде!
Из каких одинаковых элементов состоят буквы Е и Ё? (- Из четырех палочек).
Правильно. Эти палочки одинаковые? (- Нет, разные). Чем они различаются? (- Одна палочка вертикальная, а остальные горизонтальные).
Верно. Палочки одинаковой длины? (- Нет. Вертикальная палочка длинная, а горизонтальные – короткие).
— Молодцы. Посмотрите, как пишется буква Ё. Сначала мы проводим вертикальную палочку. Затем – горизонтальные.
Демонстрируется написание букв Е Ё на доске.
Учитель-логопед (воспитатель): Теперь, ребята, давайте напишем буквы Е и Ё перед собой на столах. Дети «пишут» пальчиком заданную букву на столе.
Буквы Е и Ё - это гласные буквы, они смягчает согласные , которые стоят перед ней.
3. Чтение слогов на доске:
Уточняем мягкое звучание согласных.
5. Игра «Раздели слова на слоги, найди буквы» . (с картинками) Картинки: ЁЖИК, МЁД, ЛЁД, ЁЛКА (ЕЛЬ), ЁРШ, ПЕНЁК, ЗВЕРЁК, КОТЁНОК, КОЗЛЁНОК, ЖЕРЕБЁНОК, РЕБЁНОК и др . - Где спряталась буква Ё в этих словах?
- Найдите картинки в названии которых 2 слога, 3 слога, 4 слога.
6. Развитие связной речи:
Логопед предлагает детям составить предложение с любым из понравившихся слов картинок) с буквой Е
Пересказ рассказа.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю послушать рассказ. Он называется «Ёжик». Слушайте внимательно и запоминайте его.
Детям прочитывается рассказ: Алёша шёл по лесу. За ним бежал Бобик. Бобик залаял. Алёша увидел ёжика. Ёжик лежал около ёлки. Алёша положил ёжика в кепку. Долго жил ёжик у Алёши.
Детям задаются следующие вопросы по содержанию прослушанного текста:
— О ком этот рассказ?
— Где шёл Алёша?
— Кто еще был с Алёшей?
— Что произошло в лесу?
— Где находился ёжик?
— Что сделал Алёша?
— Чем закончилась история?
Затем детям предлагается пересказать текст «Ёжик»( по-одному).
- У вас в тетради карточки с буквами. Посмотрите на них внимательно и обведите красной ручкой буквы, которые мы сегодня учили.
9. Итог занятия:
- С какими буквой мы сегодня познакомились?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
10. Рефлексия Детям раздается раскраски енота и ёжика.
— Если вам понравилось занятие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.
4