Конспект НОД «Гроза»
МДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 49 «ЛАДУШКИ»
Тема: Весенняя гроза
Воспитатель:
Воеводина Т.С.
Программные задачи:
Закрепить знания детей о природных явлениях - грозе, громе, молнии;
Обозначить признаки приближения грозы;
Повторить правила поведения во время грозы;
Продолжать учить детей отражать в рисунке свои представления о
явлениях природы;
Закреплять технические навыки и умения;
Воспитывать чувство ответственности за себя, интерес к изучению
природных явлений;
Воспитывать эстетические чувства от соприкосновения с музыкальными и литературными произведениями
Развивать умение высказывать свою точку зрения, развивать внимательность;
Развивать чувство цвета, формы, композиции, творческое воображение,
эстетическое восприятие, речь, кругозор, мелкую моторику.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением грозы, молнии, шаровой молнии, тонированные листы бумаги, краски акварельные, кисти разных размеров, стаканчики с водой, тряпочки, варианты композиций, записи звуков различных явлений природы (раскаты грома, треск молнии, ветер, ураган и др.)
Словарная работа:
Гром, гроза, молния, потемнело, накапливается влага, тучи пыли, порывистый ветер, ливень, электрический разряд,
Предварительная работа:
Знакомство и уточнение знаний детей о грозе и правилах поведения при этом природном явлении, наблюдения в природе за сгущением туч, за началом грозы, ливня; рассматривание репродукций картин («Девятый вал» Айвазовского, «После грозы» Васильева, «Мокрый луг» Васильева, «Дети бегущие от грозы» Маковского)
Ход занятия
Организация: воспитатель приглашает детей за столы, дети рассаживаются, появляется Буратино с «Азбукой» в руках:
Буратино:
- Я не опоздал? Здравствуйте, ребята-дошколята! А я уже в школе учусь! (показывает «Азбуку») Вот, задали стихотворение учить, я то выучил, а о чём оно не пойму… Поможете? Послушайте стихотворение и скажите, о чём оно:
Петух закукарекал,
Заблеяла коза,
Корова замычала:
- Гроза, идёт гроза!
Весь в молниях блескучих,
За речкой, за бугром,
В больших лиловых тучах
Ворочается гром.
(Ответы детей – о грозе, громе)
Буратино:
- О грозе? Ребята, расскажите, что такое гроза? Как она начинается?
Воспитатель:
- Не спеши, Буратино, дети ответят на все твои вопросы!
- Дети, что такое гроза?
- Какие признаки приближающейся грозы вы знаете?
- Как обычно начинается гроза?
Ответы детей:
солнце сильно печет;
в воздухе накапливается влага;
становится тихо и душно;
скапливаются мощные кучево-дождевые облака, они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо;
ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать покрытие крыш у домов;
затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом;
сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.
Буратино:
- Ребята! Какие вы молодцы, как много знаете! А в какое время года чаще бывает гроза?
Ответы детей: (Большое число гроз бывает во вторую половину лета, причём после полудня, когда поверхность земли наиболее нагрета. Гроза является самым ярким летним явлением природы, но иногда бывает зимой.)
Буратино:
- А всегда ли гроза начинается медленно?
Ответы детей: (Гроза может наступить и внезапно. При ясной и тихой погоде небо затягивается тучами. Становиться жарко, воздух становится душным и влажным, начинается сильный порывистый ветер, бывает ливень, сверкает молния и раздается гром.)
Буратино:
- Молния? Это как у меня на рюкзаке (пенале, одежде)?
Воспитатель:
- Нет, у слова «молния» есть и другое значение, что такое молния?
Дети объясняют Буратино другое значение слова «молния»:
- Молния - это электрический разряд, который происходит между облаками. А ещё бывает шаровая молния!
Буратино:
- А почему она так называется? Шаровая молния…
Дети:
- Она так называется, потому что имеет форму шара, вот посмотри, Буратино! (иллюстрация)
Буратино:
- Ребята, а вы сказали что при грозе гремит гром… А это что такое?
Воспитатель:
- Ребята, объясните Буратино, что такое гром?
Ответы детей:
Гром - это звук от разряда. Гром безопасен, он говорит о том, что молния уже миновала.
Буратино:
- Интересно, а гроза – это опасно?
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята?
Ответы детей.
Буратино:
- Чем опасна гроза?
Ответы детей:
Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. Электрические провода могут плавиться, то же может происходить с камнями, песком, кирпичом. Чаще молнии ударяют в предметы,
возвышающиеся среди других. В городе, деревне - это башни, высокие здания, трубы и др. На них для защиты от молний ставят громоотводы.
В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.
Буратино:
- Ой, наверное, страшно бывает во время грозы!!!
- Что же делать, если началась гроза?
Воспитатель:
- Буратино, мы тебя научим правильно вести себя во время грозы, молнии!
Дети называют по 1 правилу безопасности. Буратино может спрашивать детей, что нужно делать, если гроза застала на улице, в поле, в водоёме, на велосипеде и т.д.
Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы
1 .Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении;
Закройте окна, двери. Выключите телевизор, радио, электроприборы,
телефон;
Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании;
Если гроза застала в поле, лучше переждать в овраге или лечь;
металлические предметы из рук выбросить, нельзя бежать по полю,
прятаться под высоким деревом, укрываться в стогу сена;
В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими
деревьями;
Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и
отходите подальше от воды;
Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде, прекратите движение,
покиньте его и отойдите на 30 шагов, переждите грозу;
Если вы едете в машине, автобусе нужно оставаться в них, закрыть окна,
остановиться;
При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухое место,
подальше от воды. Если вам удобнее сидеть, то постарайтесь сжать колени
вместе, обхватите их руками, опустите голову пониже;
Во время грозы не бегайте.
Буратино:
- Спасибо, теперь я правила поведения хорошо запомню и буду их выполнять!
Воспитатель:
- Вот и хорошо. Давай, Буратино, вместе с детьми послушаем звуки природы и поиграем в игру «Послушай, узнай, ответь»!
Проводится игра «Послушай, узнай, ответь»!
Звучат различные звуки природы (ветер, дождь, пение птиц, гром, гроза и т.д.) Дети и Буратино слушают, узнают, что обозначает этот звук, отвечают.
Воспитатель:
- Молодцы! Вы были внимательны и всё правильно отгадали!
Буратино:
-А ещё я знаю стихи.
Воспитатель:
- Я тоже подготовила стихотворение о грозе. Давай, Буратино, проверим детей, смогут ли они определить состояние погоды, настроение автора стихов?
(Воспитатель и Буратино читают стихи «Весенняя гроза» Ф. Тютчева, «Буря» С. Есенина, «После грозы» А. Блока)
Буратино:
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
(Ф. Тютчев)
Буратино:
- Какие эмоции испытывает автор?
Воспитатель:
Буря
Дрогнули листочки, закачались клёны,
С золотистых веток полетела пыль...
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль...
Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу,
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу...
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревёт сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.
(С. Есенин)
Воспитатель:
- Какое настроение хотел передать поэт?
Буратино:
После грозы
Под величавые раскаты
Далёких, медленных громов
Встаёт трава, грозой примята,
И стебли гибкие цветов...
Последний ветер в содроганье Приводит влажные листы.
Под ярким солнечным сияньем Блестят зелёные кусты.
(А. Блок)
Буратино:
- Какой момент грозы описывает автор?
- Расскажите о настроении автора…
Воспитатель:
- В стихах можно все чувства и эмоции, которые испытывает человек, своё состояние и состояние природы.
Проводится динамическая пауза «Какой бывает ветер»
Пауза проводится по правилам «Волшебных превращений». Дети «превращаются» в деревья. Воспитатель направляет движение их рук, корпуса словесными формулировками:
Лёгкий ветер гнёт, колышет листочки - работают кисти рук и пальцы;
Умеренный ветер гнёт веточки - покачивание корпуса и рук;
Сильный ветер гнёт деревья до земли - наклоны корпуса и взмахи рук.
Воспитатель:
- А теперь я хочу предложить вам, чтобы вы сами нарисовали
«Весеннюю грозу». Сами придумайте интересную композицию, что вы
хотите нарисовать - грозу над городом или в лесу, в поле...
- Посмотрите, я приготовила для вас несколько композиций с изображением грозы.
- Какие краски вы будете использовать в своей работе? (ответы
детей)
- Почему?
Теперь немного подумайте и приступайте к работе. Буратино, и ты попробуй изобразить грозу вместе с детьми! (Во время работы воспитатель подходит к детям, помогает советом)
Пора заканчивать работу (готовые рисунки воспитатель размещает на
доске)
- Посмотрите, сколько различных композиций у вас получилось!
Молодцы все! И ты, Буратино, постарался! А для ваших родителей мы оформим выставку ваших рисунков, которую так и назовём «Весенняя гроза».
- Скажите, что сегодня на занятии вам понравилось больше всего? Что запомнилось? Почему?
Дети делятся своими впечатлениями, воспитатель заканчивает занятие.