Конспект НОД «Гроза»

4
0
Материал опубликован 16 September 2018

МДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 49 «ЛАДУШКИ»

Тема: Весенняя гроза

Воспитатель:

Воеводина Т.С.

Программные задачи:

Закрепить знания детей о природных явлениях - грозе, громе, молнии;

Обозначить признаки приближения грозы;

Повторить правила поведения во время грозы;

Продолжать учить детей отражать в рисунке свои представления о
явлениях природы;

Закреплять технические навыки и умения;

Воспитывать чувство ответственности за себя, интерес к изучению
природных явлений;

Воспитывать эстетические чувства от соприкосновения с музыкальными и литературными произведениями

Развивать умение высказывать свою точку зрения, развивать внимательность;

Развивать чувство цвета, формы, композиции, творческое воображение,
эстетическое восприятие, речь, кругозор, мелкую моторику.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением грозы, молнии, шаровой молнии, тонированные листы бумаги, краски акварельные, кисти разных размеров, стаканчики с водой, тряпочки, варианты композиций, записи звуков различных явлений природы (раскаты грома, треск молнии, ветер, ураган и др.)

Словарная работа:

Гром, гроза, молния, потемнело, накапливается влага, тучи пыли, порывистый ветер, ливень, электрический разряд,

Предварительная работа:

Знакомство и уточнение знаний детей о грозе и правилах поведения при этом природном явлении, наблюдения в природе за сгущением туч, за началом грозы, ливня; рассматривание репродукций картин («Девятый вал» Айвазовского, «После грозы» Васильева, «Мокрый луг» Васильева, «Дети бегущие от грозы» Маковского)

Ход занятия

Организация: воспитатель приглашает детей за столы, дети рассаживаются, появляется Буратино с «Азбукой» в руках:

Буратино:

- Я не опоздал? Здравствуйте, ребята-дошколята! А я уже в школе учусь! (показывает «Азбуку») Вот, задали стихотворение учить, я то выучил, а о чём оно не пойму… Поможете? Послушайте стихотворение и скажите, о чём оно:

Петух закукарекал,

Заблеяла коза,

Корова замычала:

- Гроза, идёт гроза!

Весь в молниях блескучих,

За речкой, за бугром,

В больших лиловых тучах

Ворочается гром.

(Ответы детей – о грозе, громе)

Буратино:

- О грозе? Ребята, расскажите, что такое гроза? Как она начинается?

Воспитатель:

- Не спеши, Буратино, дети ответят на все твои вопросы!

- Дети, что такое гроза?

- Какие признаки приближающейся грозы вы знаете?

- Как обычно начинается гроза?

Ответы детей:

солнце сильно печет;

в воздухе накапливается влага;

становится тихо и душно;

скапливаются мощные кучево-дождевые облака, они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо;

ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать покрытие крыш у домов;

затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом;

сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.

Буратино:

- Ребята! Какие вы молодцы, как много знаете! А в какое время года чаще бывает гроза?

Ответы детей: (Большое число гроз бывает во вторую половину лета, причём после полудня, когда поверхность земли наиболее нагрета. Гроза является самым ярким летним явлением природы, но иногда бывает зимой.)

Буратино:

- А всегда ли гроза начинается медленно?

Ответы детей: (Гроза может наступить и внезапно. При ясной и тихой погоде небо затягивается тучами. Становиться жарко, воздух становится душным и влажным, начинается сильный порывистый ветер, бывает ливень, сверкает молния и раздается гром.)

Буратино:

- Молния? Это как у меня на рюкзаке (пенале, одежде)?

Воспитатель:

- Нет, у слова «молния» есть и другое значение, что такое молния?

Дети объясняют Буратино другое значение слова «молния»:

- Молния - это электрический разряд, который происходит между облаками. А ещё бывает шаровая молния!

Буратино:

- А почему она так называется? Шаровая молния…

Дети:

- Она так называется, потому что имеет форму шара, вот посмотри, Буратино! (иллюстрация)

Буратино:

- Ребята, а вы сказали что при грозе гремит гром… А это что такое?

Воспитатель:

- Ребята, объясните Буратино, что такое гром?

Ответы детей:

Гром - это звук от разряда. Гром безопасен, он говорит о том, что молния уже миновала.

Буратино:

- Интересно, а гроза – это опасно?

Воспитатель:

- Как вы думаете, ребята?

Ответы детей.

Буратино:

- Чем опасна гроза?

Ответы детей:

Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. Электрические провода могут плавиться, то же может происходить с камнями, песком, кирпичом. Чаще молнии ударяют в предметы,

возвышающиеся среди других. В городе, деревне - это башни, высокие здания, трубы и др. На них для защиты от молний ставят громоотводы.

В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.

Буратино:

- Ой, наверное, страшно бывает во время грозы!!!

- Что же делать, если началась гроза?

Воспитатель:

- Буратино, мы тебя научим правильно вести себя во время грозы, молнии!

Дети называют по 1 правилу безопасности. Буратино может спрашивать детей, что нужно делать, если гроза застала на улице, в поле, в водоёме, на велосипеде и т.д.

Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы

1 .Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении;

Закройте окна, двери. Выключите телевизор, радио, электроприборы,
телефон;

Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании;

Если гроза застала в поле, лучше переждать в овраге или лечь;
металлические предметы из рук выбросить, нельзя бежать по полю,
прятаться под высоким деревом, укрываться в стогу сена;

В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими
деревьями;

Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и
отходите подальше от воды;

Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде, прекратите движение,
покиньте его и отойдите на 30 шагов, переждите грозу;

Если вы едете в машине, автобусе нужно оставаться в них, закрыть окна,
остановиться;

При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухое место,
подальше от воды. Если вам удобнее сидеть, то постарайтесь сжать колени
вместе, обхватите их руками, опустите голову пониже;

Во время грозы не бегайте.

Буратино:

- Спасибо, теперь я правила поведения хорошо запомню и буду их выполнять!

Воспитатель:

- Вот и хорошо. Давай, Буратино, вместе с детьми послушаем звуки природы и поиграем в игру «Послушай, узнай, ответь»!

Проводится игра «Послушай, узнай, ответь»!

Звучат различные звуки природы (ветер, дождь, пение птиц, гром, гроза и т.д.) Дети и Буратино слушают, узнают, что обозначает этот звук, отвечают.

Воспитатель:

- Молодцы! Вы были внимательны и всё правильно отгадали!

Буратино:

-А ещё я знаю стихи.

Воспитатель:

- Я тоже подготовила стихотворение о грозе. Давай, Буратино, проверим детей, смогут ли они определить состояние погоды, настроение автора стихов?

(Воспитатель и Буратино читают стихи «Весенняя гроза» Ф. Тютчева, «Буря» С. Есенина, «После грозы» А. Блока)

Буратино:

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

(Ф. Тютчев)

Буратино:

- Какие эмоции испытывает автор?

 

Воспитатель:

Буря

Дрогнули листочки, закачались клёны,

С золотистых веток полетела пыль...

Зашумели ветры, охнул лес зеленый,

Зашептался с эхом высохший ковыль...

Плачет у окошка пасмурная буря,

Понагнулись ветлы к мутному стеклу,

И качают ветки, голову понуря,

И с тоской угрюмой смотрят в полумглу...

А вдали, чернея, выползают тучи,

И ревёт сердито грозная река,

Подымают брызги водяные кручи,

Словно мечет землю сильная рука.

(С. Есенин)

Воспитатель:

- Какое настроение хотел передать поэт?

 

Буратино:

После грозы

Под величавые раскаты

Далёких, медленных громов

Встаёт трава, грозой примята,

И стебли гибкие цветов...

Последний ветер в содроганье Приводит влажные листы.

Под ярким солнечным сияньем Блестят зелёные кусты.

(А. Блок)

Буратино:

- Какой момент грозы описывает автор?

- Расскажите о настроении автора…

Воспитатель:

- В стихах можно все чувства и эмоции, которые испытывает человек, своё состояние и состояние природы.

Проводится динамическая пауза «Какой бывает ветер»

Пауза проводится по правилам «Волшебных превращений». Дети «превращаются» в деревья. Воспитатель направляет движение их рук, корпуса словесными формулировками:

Лёгкий ветер гнёт, колышет листочки - работают кисти рук и пальцы;

Умеренный ветер гнёт веточки - покачивание корпуса и рук;

Сильный ветер гнёт деревья до земли - наклоны корпуса и взмахи рук.

Воспитатель:

- А теперь я хочу предложить вам, чтобы вы сами нарисовали
«Весеннюю грозу». Сами придумайте интересную композицию, что вы
хотите нарисовать - грозу над городом или в лесу, в поле...

- Посмотрите, я приготовила для вас несколько композиций с изображением грозы.

- Какие краски вы будете использовать в своей работе? (ответы
детей)

- Почему?

Теперь немного подумайте и приступайте к работе. Буратино, и ты попробуй изобразить грозу вместе с детьми! (Во время работы воспитатель подходит к детям, помогает советом)

Пора заканчивать работу (готовые рисунки воспитатель размещает на
доске)

- Посмотрите, сколько различных композиций у вас получилось!
Молодцы все! И ты, Буратино, постарался! А для ваших родителей мы оформим выставку ваших рисунков, которую так и назовём «Весенняя гроза».

- Скажите, что сегодня на занятии вам понравилось больше всего? Что запомнилось? Почему?

Дети делятся своими впечатлениями, воспитатель заканчивает занятие.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.