Конспект НОД по экологии для детей 4- 5 лет по теме: «Что таит в себе осень золотая» (с использованием ИКТ, нетрадиционной техники рисования «отпечаток» воздушными шарами, здоровьесберегающими технологиями)
Пояснительная записка к презентации
Конспект НОД по экологии для детей 4- 5 лет по теме: «Что таит в себе осень золотая» (с использованием ИКТ, нетрадиционной техники рисования «отпечаток» воздушными шарами, здоровьесберегающими технологиями)
Воспитатель: Субботина Н.В.
Цель: Формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе и в жизни животных в лесу
-Дать детям представления о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью
- Закрепить знания детей признаков живой и неживой природы
- Тренировать в отгадывании загадок, умении не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь
- Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «отпечаток» воздушными шарами
- Учить делать воздушными шарами отпечатки на листе бумаги, смешивая краски или наносить одну поверх другой
- Способствовать развитию двигательной активности посредством игр: «По тропинке в лес идём», «Ёжик выбился из сил»
Развивающие:
- Развивать речь детей, мелкую моторику, воображение, ритмичность движений
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам) и богатству родной природы
- Воспитывать любовь к природе
- Воспитывать умение работать дружно
Здоровьесберегающие:
- Закреплять умение правильно выполнять самомассаж при помощи массажного мяча «Су- Джок»
- Учить правильно, выполнять дыхательное упражнение: «Лесной воздух»
- Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности
Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы
Образовательные области: «Познание», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Художественно – эстетическое развитие»
Предварительная работа: Чтение художественной литературы экологического направления, разучивание загадок об осенних явлениях. Наблюдение на прогулках за явлениями неживой природы.
Материал: презентация, ноутбук, акварельная бумага А-4, гуашь, ёмкость для разведения гуаши, воздушные шары, салфетки, музыкальная колонка, фонограмма песен, корзинка – 3 штуки, муляжи грибов - по количеству детей, орехи - по количеству детей, султанчики красного и желтого цвета - по количеству детей, массажные мячики - по количеству детей, карточки с правилами поведения в лесу, три листочка с заданиями.
Ход НОД:
Под музыку дети входят в группу, становятся полукругом на ковре.
- Ребята, отгадайте загадку:
«Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья» (Осень)
- Правильно, осень. Осень красивое время года, сейчас нам Саша расскажет стихотворение про осень.
- Осень, осень за окошком:
Дождик сыплется горошком,
Листья падают шурша.
Как ты Осень хороша!
(дети проходят к мультимедийной доске и садятся на стульчики)
Презентация:
1 слайд: Признаки осени
2 слайд: Посмотри на эту картинку. Какая необычная природа! Какие разноцветные листья – красные, желтые, оранжевые! Почему все такое пестрое? Это значит, наступила осень! Давай вспомним признаки осени!
3 слайд: Осенью листья на деревьях меняют свой окрас. Становятся желтыми и красными.
4 слайд: Листья опадают на землю. Так деревья готовятся к зиме. Падение листьев называется листопад
5 слайд: Осенью меняется погода: становится холоднее, идут дожди. Вокруг много луж
6 слайд: Мы надеваем осеннюю одежду: резиновые сапоги и непромокаемые курточки,
берем с собой на улицу зонтики
7 слайд: Дует сильный ветер, солнышко светит все реже
8 слайд: Осенью перелетные птицы улетают в теплые края
9 слайд: Некоторые звери ближе к зиме уходят в спячку, например, медведи укрываются в берлоге
10 слайд: Животные готовят запасы на зиму - например, мышки и белочки
11 слайд: В конце осени некоторые животные меняют свой окрас. Например, зайцы меняют серенькую шубку на белую, а белочки из рыжих становятся серыми
12 слайд: Осенью насекомые засыпают
13 слайд: В лесу появляется много грибов
14 слайд: А ещё осенью мы собираем урожай, овощей и фруктов
15 слайд: В конце осени становится холоднее, чаще идут дожди, а после выпадает снег.
16 слайд: Ребята, назовите признаки осени
17 слайд: Лесовичок
«Здравствуйте, ребята! Я Лесовичок, злая Баба Яга заколдовала моих друзей – лесных жителей, и спрятала их в сказочный сундук. Мне без них очень скучно! Ребята, я прошу найти сундук, чтобы спасти моих друзей. Помогите мне, пожалуйста! Я оставил вам в лесу три листочка с заданиями Бабы Яги. На каждом листочке будет свое задание, за каждое выполненное задание вы получите ключик». Вы должны собрать три ключика и открыть сказочный сундук!»
- Ну, что, ребята, поможем Лесовичку? (Да)
- Для этого нам нужно отправиться в осенний лес.
- Вы готовы? (Да)
Игра: «По тропинке в лес пойдём»
18 слайд: Осенний лес
- Вот мы и пришли в осенний лес. Посмотрите, как красиво!
- Как хорошо в лесу! Какой в лесу чистый воздух. Давайте мы с вами подышим этим воздухом
Дыхательное упражнение: «Лесной воздух»
Дети кладут ручки на живот, делают вдох носиком, надувая живот, как шарик, а выдох выполняют ртом, не спеша – 3 – 4 раза
- Молодцы, ребята, подышали чистым воздухом. Но нам с вами пора отправляться дальше, но прежде, чем пойдем дальше, давайте вспомним, как нудно вести себя в лесу. Какие правила необходимо соблюдать.
Правила поведения в лесу (работа с карточками)
Запрещено разжигать костёр без взрослых, огонь опасен для человека и обитателей леса.
Не бросать мусор, чтобы не загрязнять природу.
Не бить стекло, чтобы не пораниться самому и не нанести вред обитателям леса.
Не обижать диких животных, они опасны в разъярённом состоянии.
Не забирать детёнышей животных, они могут быть переносчиками опасных заболеваний.
Не трогать гнёзда птиц, птенцов, яйца.
- Ой, ребята, а кто это прячется под ёлкой?
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы? (Заяц)
19 слайд: Заяц
20 слайд: Заяц белый и серый
- Ребята, зайчик готовится к зиме? (Да, зайчик меняет осенью серую шубку на белую)
- Правильно, заяц линяет, шерсть у него вырастает теплая, чтобы зимой ему было тепло)
- Зачем зайчику белая шубка? (чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу)
- Зайцы делают запасы на зиму? (нет)
- Ребята, давайте поиграем с зайчиком
Разминка «Мы – осенние листочки»
«Мы — осенние листочки» (качаем головой вправо-влево).
«Мы на веточках сидели» (медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз)
«Дунул ветер — мы цепочкой» (поворачиваемся в сторону).
«Друг за другом полетели» (бегаем по комнате на носочках).
«Полетели, полетели, и на землю сели» (присаживаемся на корточки).
«Ветер снова набежал» (встаём на носочки, тянемся вверх руками).
«И листочки все поднял, повертел их, покрутил» (кружимся вокруг себя на месте).
«И на землю опустил» (снова садимся на корточки).
21 слайд: ключ
- А вот и первый ключ!
Отгадайте загадку:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу. (Белка)
- Правильно, это белка.
22 слайд: белка
- Где живет белка? (белка живет на дереве, в дупле)
- Ребята, белка осенью готовится к зиме? (Да)
23 слайд: Белка рыжая и серая, грибы, орехи, шишки, дупло
- Интересно, как она это делает? (белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая)
- Какая шерсть вырастает у белки? (серая, теплая)
- Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? (чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой)
- Как еще белка готовится к зиме? (делает запасы)
- А что запасает белка? (белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы)
- Ребята, давайте поможем белочке, соберем ей грибы к корзинку. Собирать грибы нужно, лишь те что «съедобные»
Игра: «Собери грибочки»
- А эти грибы, почему вы не взяли? (они ядовитые)
24 слайд: ключ
- А вот и второй ключ!
- Ой, ребята, а это что за зверек?
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – не одной (Ёжик)
25 слайд: Ёжик
- Правильно, ребята это ёжик.
- А вы знаете, что ёжик делает осенью? (ёжик спит всю зиму, но перед тем как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться. Ёжик любит ягоды, грибы)
26 слайд: Норка ёжика
- На зиму ёжик устраивает себе норку из травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает.
- Ребята, ёжик хочет с вами поиграть
Игра: «Ёжик» (с массажными мячами «Су – Джок»)
На слова «Ёжик выбился из сил» — катаем мяч по рукам.
На слова «Мы потрём ему бока» — катаем мячик по своим бокам.
На слова «А потом разгладим ножки» — катаем мяч по своим ножкам.
На слова «А потом почешем брюшко» — катаем мяч по животу.
На слова «Пощекочем возле ушка» — катаем по шее
На слова «Ёж в лесочек убежал, нам «спасибо» пропищал» — ладонью покатать мяч по
столу с нажимом.
27 слайд: Листопад
- Ребята, скоро осень закончится. А у ёжика было много дел, и он не успел утеплить свою норку. Давайте ему поможем, раскрасим для него много листочков (дети подходят к столу)
- Какого цвета бывают листья осенью? (желтые, красные, оранжевые)
- Правильно, сегодня мы будем заниматься необычным рисованием. Вместо кисточек мы возьмем воздушные шары. Обмакнем шарик в гуашь и прижмем его к бумаге.
- Посмотрите, остается отпечаток? (да)
- Это и будут листочки (воспитатель берет шарик, окунает его в гуашь и заполняет отпечатками лист бумаги)
- Но перед тем как вы приступите к работе, давайте подготовим наши ручки
Пальчиковая игра: «Шарик»
Шарик мы в руках сжимаем,
И ладошки разминаем.
Не дадим ему скучать
Будем им мы рисовать -2 раза
- Дети выполняют самостоятельно задания. Воспитатель помогает тем, кто не справился с заданием.
- Молодцы, ребята, ежик будет очень рад.
28 слайд: ключ
29 слайд: 3 ключа, сундук,
30 слайд: Лесовичек, заяц, белка, ёжик.
- Спасибо вам ребята, вы спасли моих друзей! Вы выполнили все задания! Приходите к нам в лес ещё! До свидания!
- Ребята, мы помогли Лесовичку, но нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте скажем волшебные слова: «Глазки закрыли, покружились, и в детском садике очутились!»
Итог:
- Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
- Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, белочка передала вам подарок (воспитатель показывает корзинку с орехами)
Под музыку дети выходят из группы.