Конспект НОД по гражданско-правовому воспитанию для детей 6-7 лет «Что такое право?»

14
8
Материал опубликован 21 May 2020 в группе


Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей представление об основном правовом документе, защищающем права ребенка;

- закрепить представление у детей понятия «право», «обязанность»;

- учить детей самостоятельно находить и реализовывать права ребенка в специально созданных проблемных ситуациях на основе сказок.

Развивающие:

- развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;

- развивать умение принимать и учитывать мнение других;

- активизировать познавательный интерес у детей, пополнять словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения, способствовать взаимодействию всех участников занятия, игры;

- воспитывать умение слушать.

Предварительная работа:

- дидактические игры: «Имею право», «Права и правила», «Собери и угадай»;

- чтение произведений, сказок, заучивание пословиц, стихов;

- беседы с детьми «Конвенция о правах ребенка»;

- работа с дидактическим материалом: З.К. Шнекендорф «Младшим дошкольникам о правах человека»; Е.Шабельник, Е. Каширцева «Ваши права»;

- знакомство со стендом «Права ребенка».

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное;

- познавательное;

- речевое;

- художественно-эстетическое;

- физическое.

Словарь: право, обязанность, закон, конституция, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка. 

Материалы и оборудование: Презентация «Конвенция о правах ребенка», Сюжетные картинки на каждого ребенка по четырем сказкам, карандаши, мяч.

Ход занятия.

Дети входят в групповую комнату, говорят «здравствуйте» гостям, друг другу.

Дети свободно становятся полукругом возле экрана.

Воспитатель. Милые дети, вы всех прекраснее на свете, самые любимые, самые красивые, послушные и очень веселые. Вы такие?

Ответы детей.

Воспитатель. И вы имеете на это право. Право быть самыми веселыми, счастливыми, любимыми.

Воспитатель обращает внимание детей на экран, начинает показ слайдов.

Ваше право на счастливую жизнь прописано в этом документе.

Дети не могут защитить себя сами, поэтому многие страны и наша Россия подписали Конвенцию о правах ребенка.

Давайте повторим, кто знает, как называется этот документ? 

Ответы детей.

Далее дети рассматривают и обсуждают содержание слайдов, на которых в картинках изображены права ребенка:

- право на защиту ребенка от всех форм жестокого обращения;

- право ребенка на здоровье;

- право на образование;

- право ребенка на игру;

- право на сохранение своей индивидуальности.

Ответы детей.

Практическая работа.

Воспитатель. Ребята, вы молодцы, а сейчас я вас приглашаю поработать за столом. Присаживайтесь.

На столах разложены карандаши, картинки по сюжетам сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь».

Ребята, вы любите сказки?

Какие сказки вы знаете, где говориться о правах сказочных героев.

Ответы детей.

Воспитатель. Кто скажет, зачем люди придумали сказки и для чего их рассказывают детям?

Ответы детей.

Как вы понимаете пословицу « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, вы молодцы.

Дети, теперь, внимательно рассмотрите картинки и подумайте, что их объединяет?

Ответы детей.

После беседы с детьми по сюжету картинок, воспитатель озвучивает задание.

Воспитатель. Ребята, обведите карандашом или раскрасьте героев сказок, чьи права были нарушены. 

Воспитатель по завершении работы прикрепляет картинки на доску и вместе с детьми подводит итог выполненного задания о нарушенных правах героев сказок:

- право на жизнь «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

- право на неприкосновенность, «Гуси-лебеди»;

- право на жилье, «Заюшкина избушка»;

- право на свободу выбора, «Маша и медведь».

Воспитатель. Ребята, вы очень хорошо потрудились. Молодцы.

А хотите поиграть?

Становитесь в круг, и мы начнем игру.

Готовы? Молодцы.

Обязанности есть у всех людей и у вас они тоже есть.

Мы сейчас поиграем в игру «Мои обязанности»

Игра «Мои обязанности».

Воспитатель. Я буду вам по очереди бросать мяч, а вы будете ловить мяч и называть свои обязанности, затем бросать мне мяч обратно.

Хорошо?

И так начнем игру.

Ответы детей.

Воспитатель. Вам понравилось играть? Вы отлично справились с заданием, молодцы.

Воспитатель. Ребята, а что мы в группе очень ценим, это самое важное среди людей и в нашей группе - это дружба. А мы с вами дружные ребята?

Ребята, а вы знаете стихи и пословицы о дружбе?

Ответы детей. (Пословицы о дружбе)

- Друг познается в беде.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 

- Новых друзей наживают, а старых не забывают. 

- Старый друг лучше новых двух. 

- В согласном стаде и волк не страшен. 

Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше занятие, что нового вы сегодня узнали? О чем вы уже знали?

Ответы детей.

Рефлексия. Дети поднимают круги с изображением разных эмоций, как ответы на вопросы воспитателя по правам детей.

Литература.

1. Голицина Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
2. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Данилова Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М., Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. - 2002. - №6.
4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, я имею право». М.: «Издательсьтво Скрипорий 2003», 2007.
5. Соловей С.А. «Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях». Тверское региональное отделение М.: Педагогического общества России. Москва 2005г.
6. Копылова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю, Антонина Михайловна, за ценный материал!!!

23 May 2020

Спасибо Наталия Федоровна, за добрый отзыв.

23 May 2020

Спасибо за работу!

24 May 2020

Спасибо, Марина Юрьевна.

24 May 2020

Спасибо за интересное и полезное занятие!

24 May 2020

Спасибо, очень интересное занятие!

24 May 2020

Спасибо большое.

24 May 2020

Спасибо, Антонина Михайловна, за очень полезное и интересное занятие для детей. Обязательно возьму его себе в копилку.

25 May 2020