Конспект НОД по гражданско-правовому воспитанию для детей 6-7 лет «Что такое право?»
Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представление об основном правовом документе, защищающем права ребенка;
- закрепить представление у детей понятия «право», «обязанность»;
- учить детей самостоятельно находить и реализовывать права ребенка в специально созданных проблемных ситуациях на основе сказок.
Развивающие:
- развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
- развивать умение принимать и учитывать мнение других;
- активизировать познавательный интерес у детей, пополнять словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения, способствовать взаимодействию всех участников занятия, игры;
- воспитывать умение слушать.
Предварительная работа:
- дидактические игры: «Имею право», «Права и правила», «Собери и угадай»;
- чтение произведений, сказок, заучивание пословиц, стихов;
- беседы с детьми «Конвенция о правах ребенка»;
- работа с дидактическим материалом: З.К. Шнекендорф «Младшим дошкольникам о правах человека»; Е.Шабельник, Е. Каширцева «Ваши права»;
- знакомство со стендом «Права ребенка».
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно-эстетическое;
- физическое.
Словарь: право, обязанность, закон, конституция, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка.
Материалы и оборудование: Презентация «Конвенция о правах ребенка», Сюжетные картинки на каждого ребенка по четырем сказкам, карандаши, мяч.
Ход занятия.
Дети входят в групповую комнату, говорят «здравствуйте» гостям, друг другу.
Дети свободно становятся полукругом возле экрана.
Воспитатель. Милые дети, вы всех прекраснее на свете, самые любимые, самые красивые, послушные и очень веселые. Вы такие?
Ответы детей.
Воспитатель. И вы имеете на это право. Право быть самыми веселыми, счастливыми, любимыми.
Воспитатель обращает внимание детей на экран, начинает показ слайдов.
Ваше право на счастливую жизнь прописано в этом документе.
Дети не могут защитить себя сами, поэтому многие страны и наша Россия подписали Конвенцию о правах ребенка.
Давайте повторим, кто знает, как называется этот документ?
Ответы детей.
Далее дети рассматривают и обсуждают содержание слайдов, на которых в картинках изображены права ребенка:
- право на защиту ребенка от всех форм жестокого обращения;
- право ребенка на здоровье;
- право на образование;
- право ребенка на игру;
- право на сохранение своей индивидуальности.
Ответы детей.
Практическая работа.
Воспитатель. Ребята, вы молодцы, а сейчас я вас приглашаю поработать за столом. Присаживайтесь.
На столах разложены карандаши, картинки по сюжетам сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь».
Ребята, вы любите сказки?
Какие сказки вы знаете, где говориться о правах сказочных героев.
Ответы детей.
Воспитатель. Кто скажет, зачем люди придумали сказки и для чего их рассказывают детям?
Ответы детей.
Как вы понимаете пословицу « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, вы молодцы.
Дети, теперь, внимательно рассмотрите картинки и подумайте, что их объединяет?
Ответы детей.
После беседы с детьми по сюжету картинок, воспитатель озвучивает задание.
Воспитатель. Ребята, обведите карандашом или раскрасьте героев сказок, чьи права были нарушены.
Воспитатель по завершении работы прикрепляет картинки на доску и вместе с детьми подводит итог выполненного задания о нарушенных правах героев сказок:
- право на жизнь «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
- право на неприкосновенность, «Гуси-лебеди»;
- право на жилье, «Заюшкина избушка»;
- право на свободу выбора, «Маша и медведь».
Воспитатель. Ребята, вы очень хорошо потрудились. Молодцы.
А хотите поиграть?
Становитесь в круг, и мы начнем игру.
Готовы? Молодцы.
Обязанности есть у всех людей и у вас они тоже есть.
Мы сейчас поиграем в игру «Мои обязанности»
Игра «Мои обязанности».
Воспитатель. Я буду вам по очереди бросать мяч, а вы будете ловить мяч и называть свои обязанности, затем бросать мне мяч обратно.
Хорошо?
И так начнем игру.
Ответы детей.
Воспитатель. Вам понравилось играть? Вы отлично справились с заданием, молодцы.
Воспитатель. Ребята, а что мы в группе очень ценим, это самое важное среди людей и в нашей группе - это дружба. А мы с вами дружные ребята?
Ребята, а вы знаете стихи и пословицы о дружбе?
Ответы детей. (Пословицы о дружбе)
- Друг познается в беде.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Новых друзей наживают, а старых не забывают.
- Старый друг лучше новых двух.
- В согласном стаде и волк не страшен.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше занятие, что нового вы сегодня узнали? О чем вы уже знали?
Ответы детей.
Рефлексия. Дети поднимают круги с изображением разных эмоций, как ответы на вопросы воспитателя по правам детей.
Литература.
1. Голицина Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.2. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Данилова Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М., Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. - 2002. - №6.
4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, я имею право». М.: «Издательсьтво Скрипорий 2003», 2007.
5. Соловей С.А. «Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях». Тверское региональное отделение М.: Педагогического общества России. Москва 2005г.
6. Копылова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Кияйкина Наталья Федоровна
Юмашева Антонина Михайловна
Горбачёва Марина Юрьевна
Юмашева Антонина Михайловна
Максакова Наталья Михайловна
Перминова Елена Федоровна
Юмашева Антонина Михайловна
Пользователь удален