Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой родного народа «Одежда русичей»
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой родного народа «Одежда русичей»
Цель: Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей об истории русского национального костюма (символическое значение вышивки, способы украшения, учить детей сравнивать, описывать, делать выводы.
Развивающие: способствовать развитию речи, активизировать словарь детей словами: орнамент, оберег, вышивка, узор; способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа, расширять кругозор, развивать любознательность.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за ее культуру.
Предварительная работа: рассматривание одежды на иллюстрациях к русским сказкам, на репродукциях картин русских художников, заучивание и разбор пословиц об одежде, рисование “Девочка в русском сарафане”, аппликация “Хоровод вокруг березки”.
Предметно-развивающая среда: русский народный костюм для каждого ребенка (разные варианты) и воспитателя, иллюстрации с изображением одежды разных сословий, рисунки с изображением элементов вышивки, предметы русской национальной одежды с вышивкой, карточки с изображением русской национальной и современной одежды на каждого ребенка.
Ход занятия.
1. Беседа
В группу входят дети, одетые в русские национальные костюмы, приветствуют гостей (родителей).
Дети: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!
Воспитатель: Какие странные гости к нам пожаловали! И одеты чудно и здороваются по-особенному. Откуда же вы прибыли, гости дорогие?
Дети: Из прошлого, из Древней Руси.
Воспитатель (в русском национальном костюме). Что же такое – Древняя Русь?
– Что означает слово предки?
– Вы сказали, что наши предки были славяне. Какими они были?
– Кто мне скажет, что означает слово славяне?
– Чем занимались наши предки?
– Как же зовут вас, гости дорогие?
(Дети представляются: "Настенька, Аленушка, Ярослав. ")
– Какие красивые, ласковые и нежные имена. И наряд-то на вас необычный!
Дети: Да! Так одевались наши предки, древние русичи.
Чтение детьми стихотворения с использованием иллюстраций.
1-й ребенок:
Вот в какой чудной одежде
Русичи ходили прежде
И бояре и дворяне,
Горожане и крестьяне
2-й ребенок:
Кто в сорочках и в портках,
Кто в коротких зипунах,
И такие франты были,
Длинный охабень носили,
Рукавами до земли
Пыль по улице мели.
3-й ребенок:
А зимой, в мороз трескучий
Надевали шубу, две,
А боярыня бывало,
По три шубы надевала.
Воспитатель: А во что одеты вы?
Каждый ребенок описывает свой наряд.
Воспитатель: Давайте отдохнем и про лапти споем.
2. Физминутка “Лапти” (повторяется 2 раза)Лапти, да лапти, да лапти мои, Выставление поочередно правой и левой ноги на пятку.
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои Хлопок в ладоши, наклон вниз.
Эх, лапти мои, лапти липовые!
Вы не бойтесь ходитё, Шаг вправо, притоп, шаг в лево.
Тятька новые сплетё Притоп (2 раза)
Эх, ну! Тьфу! Руки вверх, хлопок над головой (на слово “тьфу” резко опускаем руки вниз).
Воспитатель приглашает детей к окну в мир знаний, где висят русские национальные костюмы: сорочка, кафтан, сарафан, передник, косоворотка, душегрейка.
3. Рассказ воспитателя.
– Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой.
– Каких цветов ткань использовалась для пошива одежды?
– А что символизировал каждый цвет?
Дети показывают и рассказывают:
– Белый цвет – это свет и чистота;
– Желтый цвет – это солнце, богатство;
– Голубой цвет был символом неба, молодости;
– Красный – тепла, праздник, радостное настроение;
– Коричневый означал землю-кормилицу.
Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, на всех вещах есть узор (вышивка). По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки – обереги располагались в определенных местах: на рукавах, у выреза на вороте, на подоле. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегали легкие и сердце. Узоры на подоле не давали злой силе подобраться снизу.
Вы заметили, какой красивый узор украшает вашу одежду. Он называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл.
Показ и объяснение.
– Знак солнца. Обозначает плодородие, счастье, благополучие.
– Засеянное поле. Он приносит счастье, богатство и достаток.
– Знак земли – кормилицы.
– На что похож этот знак? (На волны, на реку.) Знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.
– знак огня, обозначает тепло, ласку.
– этот знак обозначает землю, пропитанную водой.
– Также русские мастерицы вышивали и другие символы (знаки): цветы, деревья, птиц.
Давайте рассмотрим узоры на одежде в нашем “окне знаний” и на ваших костюмах (рассматривание, беседа).
4. Дидактическая игра “Что лишнее”?
На карточке из четырех ячеек изображено 3 предмета старинной одежды и 1 предмет современной одежды.
– Посмотрите внимательно на карточку, рассмотрите, что на ней нарисовано и попробуйте определить какая одежда лишняя и почему?
5. Стихотворение
Россия… как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю,
Степей задумчивую грусть!
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь!
(С. Васильев)