НОД по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой «Г.Х. Андерсен - от гадкого утенка до великого сказочника»

0
0
Материал опубликован 5 June 2017 в группе

Маркова Елена Игоревна

Воспитатель высшей категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 общеразвивающего вида» г. Сосногорска

Тема «Г.Х. Андерсен – от гадкого утенка до великого сказочника»

Среди произведений мировой литературы, постоянно привлекающих внимание читателей, сказки Г.Х. Андерсена занимают почетное место. Это является одним из непреложных свидетельств неувядаемой свежести его лучших произведений, их непреходящей актуальности. Сказки, отражающие жизненный путь писателя, волнуют своим гуманизмом, когда так хочется торжества всего доброго, человечного, светлого над низменным, враждебным человеку. В наши дни научить ребенка сопереживать, сострадать, сочувствовать и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается в данную минуту, особенно важно. И этому как нельзя лучше способствуют сказки датского писателя.

Сказки Г.Х.Андерсена читают и любят и взрослые, и дети. В них есть и философская иносказательность, и психологическая глубина, и жизненная правда, и мораль. Читая произведения сказочника, удивляешься, как он мог так сочинять свои истории, что каждая из них актуальна до сих пор. Приобщение детей к творческому наследию писателя позволяет раскрыть перед маленькими читателями всю гамму человеческих чувств и отношений и понять смысл вечных человеческих ценностей.

НОД Чтение художественной литературы

Цель: формирование читательской культуры дошкольников

Задачи :

Воспитывать устойчивый интерес детей к книге посредством сказок Х. К. Андерсена.

Раскрыть детям биографичность сказок Г.Х. Андерсена.

Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

Расширять кругозор детей.

Развивать активность детей в доступных видах музыкальной деятельности (танцевальные движения).

Обогащать музыкальные впечатления детей при восприятии музыки разного характера.

Совершенствовать речь детей как средство общения.

Ход.

2 апреля мы с вами вместе с детьми из разных стран отмечали праздник - Международный день детской книги. Мы говорили о том, что это за праздник, как он отмечается. Что вы узнали интересного об этом празднике? Сегодня мы продолжим беседу, но ее героем будет не столько книга, сколько человек, который книгу пишет.

«Мастер слова и сюжета. Для него все интересно. Целый мир в его рассказах, разговаривают в сказках вещи, словно человек. Познакомься с ним получше и тебе не будет скучно – вы подружитесь навек». О ком это стихотворение?

И герой нашей беседы – писатель-сказочник Г.Х. Андерсен - выбран мной не случайно, а почему – вы ответите сами. Это датский сказочник, родился он 2 апреля 1805 года, в его день рождения отмечается день детской книги. Что бы вы хотели узнать из нашей беседы об этом писателе? На мой взгляд, важно не только читать то, что придумал писатель, важно еще и знать, как он жил, где, кто его родители, как он учился, как стал писателем.сказки мы уже прочитали. Как можно их охарактеризовать: как веселые приключения или как серьезные истории для детей? А почему Андерсен писал именно такие серьезные, иногда даже грустные и печальные истории? Как появились герои его сказок и все те события, которые с ними произошли?

Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю послушать как жил этот великий сказочник. Андерсен говорил, что его судьба похожа на судьбу гадкого утенка, а события и герои сказок взяты из настоящей жизни. Так ли это, мы сейчас узнаем.

Воспитатель читает рассказ. Перед детьми портрет Г.Х. Андерсена, картинки, иллюстрирующие историю его жизни.

«Давным-давно, двести лет назад в Дании, в маленьком городке Оденсе в небольшой каморке в семье башмачника и прачки родился мальчик. Это был единственный их сынок, они его очень любили и баловали. Отец читал ему вслух разные книги, вырезал из дерева игрушки, пел песни, гулял по лесу. Несмотря на то, что отец и мать все время работали, семья никак не могла вырваться из бедности. У башмачника была заветная мечта: он хотел жить в уютном доме с палисадником и розовыми кустами.

К сожалению, мечте башмачника не суждено было сбыться. Он ушел на войну в солдаты, а когда вернулся, был болен и слаб и вскоре умер. Теперь все заботы легли на плечи матери. Каждый день она отправлялась на поиск работы: шила, стирала, пилила дрова, но получала за это гроши. Пока мать работала, мальчик трудился по хозяйству, а, закончив,вырезал фигурки из бумаги и разыгрывал спектакли в домашнем кукольном театре, который когда-то смастерил ему отец.

Мальчик был худой, с маленькими глазками и огромным носом. Друзей у него не было. Дело том, что он любил сочинять удивительные истории, в которых главным героем был он сам, а потом рассказывал эти истории соседским мальчишкам, чтобы позабавить их,но те только смеялись, а когда он возвращался из школы, дразнили, и даже били. Добежав до дому, мальчик забивался в угол и плакал.

В 10 лет и ему пришлось идти работать, потому что тех денег, которые зарабатывала мать, по-прежнему не хватало. Когда ему исполнилось 14 лет, мать решила отдать его в ученики к портному, а мальчик стал упрашивать ее, чтобы она отпустила его в город Копенгаген. «Что ты там собираешься делать?» - спросила мать. «Я прославлю тебя». И матушка отпустила его,он сел на корабль, и поплыл в Копенгаген, всего с несколькими монетками в кармане, в город, где у него никого не было, никто не мог ему помочь. Трудно ему пришлось в жизни. Мальчик часто голодал, а зимней одежды так и вовсе не было. Он учился в школе, где учителя его били, а ученикибыли из богатых семей и не хотели с ним дружить. Единственной подружкой была девочка Сара. Однажды она даже подарила ему белую розу. Мальчик продолжал сочинять свои удивительные истории.

Прошло время, он вырос, много путешествовал по миру, побывал в разных странах, узнал и увидел много нового и интересного.Историй, которые он сочинял, становилось все больше, они были увлекательными и очень нравились детям. Вскоре их стали печатать в книгахи продавать в книжных магазинчиках. Король Дании за прекрасные сказки наградил его орденом, а на площади города ему поставили памятник. Так сын бедной женщины исполнил свое обещание: прославил свою матушку тем, чтостал великим и знаменитым сказочником».

Такова история жизни Г.Х. Андерсена. Похожа ли она на его сказки? Чем? Проводится беседа – сравнение жизни Андерсена и его сказок с использованием иллюстраций.

Что можно сказать о его жизни: легкой ли она была?

Нет: семья была бедной, и в сказках герои тоже бедные люди – Герда и Кай, стойкий оловянный солдатик.

Андерсен был не очень красив – на героя какой сказки он похож? Его обижали в детстве, он был не похож на других в том, что сочинял истории. В школе его тоже били, и никто с ним не дружил, потому что он был бедный. Тоже было и с гадким утенком. «Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою».

Отец Андерсена был башмачник – и мы встречаем красные башмачки у Герды.

Мать много работала – и в сказке «Пятеро из одного стручка» бедная женщина тоже ходила на поденную работу.

О чем мечтал отец Андерсена? В какой сказке описывается домик с цветником?

Вот отец Андерсена уходит на военную службу, и мы встречаем солдатиков в сказках. Что это за сказки?

Андерсен вырезал из картона фигурки и разыгрывал с ними спектакли, в какой сказке есть такие же фигурки.

В Копенгагене у Андерсена появилась подружка Сара, в какой сказке он потом расскажет о дружбе мальчика и девочки?

Вот Андерсен пускается в морские путешествия и в сказке «Дюймовочка» он рассказывает о прекрасной стране, куда принесла ласточка девочку – это Греция, которая когда-то очень понравилась писателю.

А вот и король – ведь Дания – королевская страна. И в сказках встречаются королевские семьи: в «Снежной королеве», «Огниво», «Новый наряд короля».

Вывод беседы: свою жизнь Андерсен описал в сказках.

А сейчас пришло время отправиться в сказки Андерсена. А сопровождать нас будет музыка П.И. Чайковского. У меня в руках волшебная брызгалка. Кто ее здесь оставил для нас? А для чего? Чтобы мы могли превращаться в сказочных героев. Давайте же скорее воспользуемся волшебной брызгалкой. Итак, встречаем.

Звучит музыкальное произведение «Марш солдатиков» П.И. Чайковского.

Идут, маршируют игрушечные солдатики. А из каких сказок Андерсена может доноситься такой марш? Мальчики, встаньте в строй, вы - королевские солдатики. На месте шагом марш. Солдатики, стой, раз, два. Разойдись. Хороши были солдатики в строю.

А теперь давайте послушаем, как Андерсен рассказывает о своем герое:

«Лодочка то ныряла, то взлетала на гребень волны, то ее кружило на месте, то несло вперед. Оловянный солдатик в лодочке весь дрожал - от каски до сапога, - но держался стойко, как полагается настоящему солдату: ружье на плече, голова кверху, грудь колесом». Что можно сказать о характере солдатика? Ответы детей: смелый, решительный, отважный, бесстрашный, храбрый, стойкий, терпеливый, выносливый. Несмотря на то, что солдатик игрушечный, Андерсен наделяет его характером настоящего солдата.

А сейчас пора брать в руки брызгалку, ведь нас ждет новое превращение.

Звучит музыкальное произведение «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Как называется это музыкальное произведение? Кто затевает с нами разговор? Какая героиня может танцевать, перелетая с цветка на цветок? С каким цветком ее сравнивал Андерсен? Дюймовочка – дитя цветка, сама, словно цветок и оказавшаяся в стране эльфов среди чудесных цветов. За что Андерсен так любит свою героиню? (за ее доброту, трудолюбие). В чем ее доброта? Послушаем, как Андерсен об этом рассказывает: «Дюймовочке не спалось ночью. Она встала с постели, сплела из сухих былинок большой славный ковер, снесла его в галерею и завернула в него мертвую птичку; потом отыскала у полевой мыши пуху и обложила им всю ласточку, чтобы ей было потеплее лежать на холодной земле». За доброту любит Андерсен Дюймовочку и награждает ее за это путешествием в страну эльфов. Девочки, исполните вальс цветов страны эльфов.Спасибо, девочки, за вальс.

А нам пора в следующую сказку.

Звучит музыкальное произведение «Новая кукла» П.И. Чайковского.

Это веселая, задорная музыка. Она рассказывает, как в далеком датском городке играютдети. Кто же они? Девочки пригласите мальчиков играть в ладошки, как играли Кай и Герда. Мальчики, хотели бы вы иметь такую подругу, как Герда? Почему? Послушайте разговор северного оленя и лапландки о Герде.

«Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Ей служат и люди и животные! Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила – в её милом, невинном детском сердечке». Нам есть чему поучиться у Герды.

А я вновь беру в руки брызгалку Оле –Лукойе.

Звучит музыкальное произведение « «Венгерский танец» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.

 Это отрывок из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Величественная музыка. Героя, какой сказки мы представляем, слушая эту музыку? Выставляется картинка лебедя. Почему я поставила рядом с Г.Х. Андерсеном картинку лебедя? Гадкий утенок стал прекрасным лебедем, а несчастный мальчик - великим сказочником.

Вот и закончилась наша сказка об Г.Х.Андерсене.

Что же он хочет сказать читателю с помощью своих героев? (Надо помогать в беде, заботиться о тех, кто в этом нуждается, нельзя плохо относиться к окружающим).

Если бы вы писали послание детям планеты,то с какими героями сказок Г.Х.Андерсена вы бы советовали им познакомиться?

Конечно, сегодня нам не удалось встретиться со всеми героями, ведь одних только сказок Г.Х.Андерсен написал около 170, а героев в них и того больше. Но, может быть, уже завтра вы захотите познакомиться с новой сказкой, а, когда повзрослеете, будете читать более сложные и трудные сказки Г.Х.Андерсена. Но всегда его книги будут учить вас доброте и справедливости, сочувствию и состраданию, любви и преданности, а это - то главное, чего я хочу вам пожелать в вашей будущей взрослой жизни.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации