Образовательный проект по ознакомлению детей с историей, культурой и традициями марийского народа «Марийцы - народ Поветлужья»
«Марийцы - народ Поветлужья»
Образовательный проект по ознакомлению детей с историей, культурой и традициями марийского народа, ранее заселявшего территорию родного Костромского края.
Вид проекта: познавательно-творческий, игровой
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Участники проекта: школьники, учитель-логопед, педагог-психолог, сотрудники Шарьинского краеведческого музея, родители.
Возраст детей: 6-8 классы
Актуальность проекта:
На заседании Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Владимир Путин выразил пожелание, чтобы подрастающее поколение «осознало себя частью огромной прекрасной страны, чтобы любило свою Родину, знали ее во всем многообразии природы и географии, истории, культуры, традиций наших народов. Россия обладает самобытным, уникальным наследием наших народов. Все это, безусловно, общее богатство, и оно должно быть доступно каждому жителю нашей страны, каждому гражданину страны, всем, кто живет на этой земле».
В наших силах помочь детям понять и постичь не только культуру других народов, но и погрузиться в историю своего родного края, узнать, кто и когда заселял наши земли в средние века. Познать традиции, обычаи этих народов и попробовать воплотить их в наше время. Через любовь к своему родному краю у детей формируется чувство патриотизма к Родине, преданность ей.
Обращение к краеведческим материалам (с использованием «Пушкинской карты») дает возможность на доступном и наглядном материале донести до детей нравственные нормы и ценности, формирует и развивает коммуникативную функцию речи. Данный проект позволяет активизировать умственную деятельность учащихся, формировать культуру речевого поведения и успешную социализацию.
Проблема. У учащихся уровня основного общего образования недостаточно сформировано представление о истории малой Родины – Поветлужье.
Гипотеза. Если школьники ближе познакомятся с историей, культурой и традициями марийского народа, жившего прежде на территории Поветлужья, то это позволит обеспечить дальнейшее формирование межэтнической коммуникационной культуры обучающихся и их родителей.
Главная цель проекта:
Создание условий для ознакомления и формирования у детей интереса к культуре и традициям народов Поволжья, заселявших территории Костромского края с древних времен на примере марийского народа. Формирование основ толерантной культуры личности.
Задачи:
Образовательные:
Сохранение и развитие культурных традиций национальностей, проживающих на территории Костромской области.
Формирование ценностей многонационального исторического, культурного наследия России и Костромской области.
Знакомить детей с культурой марийского народа, местами их распространения на Костромской земле.
Формировать у детей элементарные представления об истории через знакомство с предметами быта, изделия прикладного искусства, реконструкцию образа жизни людей.
Побуждать детей к использованию в речи фольклора (пословиц, поговорок).
Коррекционно-развивающие:
Совершенствовать развитие коммуникативной функции речи детей.
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы быта, изделия народных промыслов, названия ремесел; прилагательными, характеризующими качества характера людей. Умение применять их в речи.
Развивать восприятие и зрительную память.
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Совершенствовать умение вести диалог между учителем и ребенком, воспитывать культуру речевого общения.
Воспитательные:
Воспитывать гордость за свой край, за свою Родину.
Формировать у детей умение понимать человека другой национальности, эмоционально откликаться на наличие обычаев, традиций других народов, проявлять сопереживание.
Продолжать развивать культуру поведения, соблюдение правил техники безопасности, адаптация к условиям новой среды.
Развивать физическую активность, ловкость, быстроту и силу через разучивание народных игр.
Методы:
Наглядные (презентации, выставки, экскурсии и т.д.)
Словесные (беседа, конкурсы и т.д.)
Практические (познавательно-речевая и продуктивная деятельность, участие детей в мероприятиях).
Игровые.
Прогнозируемый результат:
У детей будут сформированы знания об историческом прошлом родного края, народов Поветлужья.
Расширится представление детей о предметах народного быта, о народном костюме.
Учащиеся посетят выставки, экскурсии, поучаствуют в конкурсах, других видах деятельности.
Дети примут участие в изготовлении национальной куклы.
Воспитанники расширят навыки социального общения с взрослыми.
Описание этапов работы над проектом:
Подготовительный этап
Индивидуальные беседы с детьми по выявлению уровня знаний, выходящих за пределы образовательного процесса.
Анализ результатов диагностики воспитанников показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению культуры и традиций родного края.
Ознакомление родителей, педагогический коллектив о начале реализации данного проекта.
Результаты подготовительного этапа свидетельствуют о том, что для развития личности детей с интеллектуальной недостаточностью, с отсутствием познавательных мотиваций, требуется расширение их кругозора, приобретение навыков межличностных отношений, осуществление комплексной коррекции нарушений развития и социализации воспитанников.
Осуществление деятельности по проекту
Месяц | Вид деятельности | Цель, задачи | результаты |
Сентябрь | Экскурсия в Центральную библиотеку города Шарьи. | Цель: Знакомство с литературой, искусством и историей Костромской губернии «Милый край, родные дали». Задачи: Вызвать интерес и желание узнать об истории родного края. Формировать познавательный интерес. | Рефлексия: - что узнали? - что запомнилось? |
Сентябрь | Экспедиция на место раскопок в Шарьинском районе совместно с представителем от Костромского областного отделения «Русское географическое общество» | Цель: Совершенствовать познавательную активность и любознательность у детей. Задачи: Вызвать эмоциональный отклик, интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Познакомить детей с особенностями археологических раскопок. Повторить правила техники безопасности, правила поведения, умение подбирать одежду по погодным условиям и в соответствии с намеченным мероприятием. | Фотоотчет. Закрепление полученных знаний. Рефлексия. Проявившееся желание детей продолжать изучать данную тему. |
| |||
Октябрь | Экскурсия в Шарьинский краеведческий музей. Выставочный зал, посвященный средневековью на территории Поветлужья. (с использованием «Пушкинской карты») | Цель: формировать у обучающихся культурно-нравственные ценности методами музейной педагогики Задачи: расширить знаний учащихся о прошлом родного края. Закрепить понятие «музей», «исторические источники». Развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ. Работа над расширением словарного запаса. | Фотоотчет. Закрепление полученных знаний. Повторение новых слов. Рефлексия. |
| |||
Ноябрь | Культура народов Поветлужья (сказки, игры) на примере марийского народа. | Цель: Изучение культуры народов Поветлужья. Задачи: Формировать у детей толерантное поведение. Закрепить нравственные представления, навыки социально ответственного поведения. | Занятие. |
| |||
декабрь | Экскурсия в Шарьинский краеведческий музей. Выставка костюмов фино-угорских народов художницы Никитинской Л.А. Интерактивное занятие по изготовлению обрядовой куклы «Ловец снов». (с использованием «Пушкинской карты») | Цель: познакомить детей с национальной одеждой фино-угорских народов. Задачи: Расширить представления о народном костюме. Формировать способы зрительного восприятия и зрительной памяти. Закрепить на практике полученных знаний через изготовление обрядовой куклы (совместно с родителями). | Рефлексия. Выставка работ (совместная деятельность детей и родителей по изготовлению куклы). |
январь | Квест-игра «По страницам истории Поветлужья» | Цель: Закрепление знаний по реализации проекта. Задачи: Актуализировать полученные знания. Развивать чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи. Формировать простейшие формы логического мышления. Развивать устную речь в различных видах деятельности. | Поощрение: выход в кинотеатр «Северный». Выступление на педагогическом совете. |
Потамошнева Наталья Алексеевна