12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Норова Лариса Анатольевна3152
Россия, Башкирская респ., стерлибашевский район с Первомайский
3

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой родного народа «Жизнь наших предков»

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой родного народа. «Жизнь наших предков»

Лариса Норова 
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой родного народа. «Жизнь наших предков»

Цель: Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с жизнью наших предков: семейные традиции рождения ребенка, обряд первого купания; предоставить детям возможность самостоятельно сформировать разбор смысла пословиц о семье; упражнять в формировании грамматического строя речи, придумывая слова в уменьшительно – ласкательной форме.

Развивающие: развивать творческую самостоятельность, используя знания русской народной культуры; развивать познавательную активность детей.

Воспитательные: воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброты и внимания друг к другу.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книге “Все про все” (раздел “История древней Руси”, рассматривание семейных фотографий, изготовление каждым ребенком генеалогического древа жизни, заучивание пословиц о семье, заучивание песни “Семья” сл. А. Кондратьевой, муз. В. Елинека.

Предметно-развивающая среда: уголок русской избы, хозяйка в русском костюме с младенцем (куклой, ушат с водой, рубаха, кусочек хлеба с солью, уголек из печи, зернышки, денежки, фишки, генеалогическое древо каждого ребенка.

Ход ОД

1. Дети в русских национальных костюмах встречают гостей и здороваются.

– Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!

Сегодня мы будем говорить о жизни наших предков. Но давайте вспомним.

Беседа по вопросам.

А что означает слово предки?

Кто были наши предки?

Чем занимались наши предки?

2. Рассказ воспитателя.

– А сегодня мы с вами поговорим о том, как жили наши предки. (Вывешивается картина с изображением большой русской семьи). Наши предки жили большими семьями. Под одной крышей жили дети, родители, бабушка, дедушка. А детей в русских семьях всегда было много! Как же радовались каждому родившемуся младенцу и как его принимали. Замечательная русская пословица о жизни человека говорит так: “Три раза человек дивен бывает…”

Первое диво в жизни каждого – рождение на белый свет. Появление ребенка в семье всегда удивительная, светлая радость. Это как приход весны. Много раз на своем веку встречает ее каждый из нас! А всякий раз весна вновь словно впервые. Так и рождение человека. Появился на земле – для всех он новый! И для него все впервые. Первое все – особенное, никогда уже не повторится. Вот сейчас мы с вами посмотрим, как у наших предков проходил обряд первого купания.

3. Дети идут в гости, где хозяйка показывает обряд первого купания. Все проходит в русской избе.

Показ обряда первого купания.

– Первое купание – особенное. В ушат с водой клали уголек из печи, зернышки, денежку. Привыкай, новый человек, к родному очагу. Будь всегда сыт и благополучен. Самая первая одежда тоже особенная: родительская рубаха. Для девочки – материна, для мальчика – отцова. Расти хорош, малыш, будь похож на отца с матерью, будь здоров и любим в семье!

Ну а потом и в люльку перенесут. Для первого раза там тоже кусочек хлеба с солью. Хлеб – соль – верный и первый признак доброго расположения, пожелания счастья. Будто говорили ребенку рисунками: “Бойся – перебойся пустого времени – это живая смерть”.

Ведь известно:

Лежа, добра не добыть,

Горе не избыть,

Чести и любви не нажить,

Красной одежды не носить.

Ну, а как не вспомнить здесь о наших прабабушках, которые без пестушки, без потешки, без улыбки не подходили к малышу, без колыбельной песни не качали люльку.

А вы, знаете колыбельные песни? Кто нам споет колыбельные для нашего малыша, который лежит в люльке.

Ребенок:

Баю-баю-баюшки

Да прискакали заюшки,

Люли-люли-люлюшки,

Стали гули гулевать,

Да стал малыш мой засыпать

Приди, котик, ночевать,

Да приди дитятко качать

Дам кувшин молока

Да дам кусок пирога

Ешь-ка, котик, не кроши,

Да больше у меня не проси.

Ребенок:

Баю-баюшки-баю,

Жил старик на том краю

Он ни беден, ни богат,

У него много ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку маслену едят

Кашку маслену едят

И на деточку глядят

Кашка масленая

Ложка красненькая.

Физкультминутка

Семья могучаяВ одном лесу дремучем Покачать руками над головой – “деревья”.

Жила семья могучая Сложить ладони в “замок”.

У них был дом огромный Соединить пальцы над головой “крыша”.

И крыша с трубой темной Показ трубы.

Из трубы в колечко дым Круговые движения рук в стороны.

Плим-плим-плим. Перещелкивание пальцами.

4. “Почему так говорят”

Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошел до наших дней в пословицах и поговорках. Давайте порассуждаем, почему же так говорили и говорят.

(Дети говорят пословицы и объясняют их смысл так, как они понимают.)

“На что клад, коли в семье лад”.

“Вся семья вместе, так и сердце на месте”.

“Нет такого дружка, как родная матушка”.

“ Братская любовь крепче каменных стен”.

“В своей семье всяк отец самый большой”.

“Без корня и полынь не растет”.

“Изба детьми весела”.

5. Словесная игра “Назови ласково”.

– Игра на внимание, сообразительность, на победителя.

Я называю слово, а вы должны придумать к нему слово в уменьшительно-ласкательной форме. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.

Слова: бабушка, папа, мама, дед, сестра, брат, сын, дочь.

Расскажи свое генеалогическое дерево жизни.

(Дети предлагают рассмотреть их древо жизни и объясняют свою родословную.)

Ребенок:

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна люди живут

Они прославляют просторы родные,

Детей своих любят и предков здесь ждут.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.