Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Рыбы. Строение рыб»
Конспект НОД по познавательному развитию
для детей среднего дошкольного возраста
на тему: «Рыбы. Строение рыб.»
Цель: Познакомить детей с местом обитания рыб. Формировать знания детей о характерном строение рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
Задачи:
Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбах.
Формировать интерес к обитателям аквариума.
Уточнить, что средой обитания рыб является вода.
Развивать внимание, память, познавательную активность.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие», задачи:
Обогащать и активизировать словарь детей (аквариум, хватает, ртом, корм, плавники, чешуйки, жабры, икринки).
ОО «Социально-коммуникативное развитие», задачи:
Развивать общение и взаимодействие ребенка с воспитателем и сверстниками.
Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Воспитывать желание беречь окружающую природу.
Материалы и оборудование: Аквариум с рыбками (картинка), макеты рыб, атлас Мира, иллюстрации с изображением рыб, ковралин, проектор, ноутбук.
Предварительная работа: Экскурсия в «Уголок природы», наблюдение за аквариумными рыбками, знакомство с моделями «Рыбы», чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».
Организация детей: сидят на стульчиках полукругом.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Емеля и принес в ведре разрезную картинку, он не знает, как ее сложить, помогите ему.
(Дети складывают разрезную картинку)
Что у вас получилось? (карта, атлас)
Дети садятся на стульчики.
Обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета.
Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?
Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.
Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (ответы детей)
Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа.
Назовите их (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, а теперь послушайте стихотворение:
Смотрите, река у меня на окне.
Там синие рыбки плывут в глубине.
Там красные рыбки, раскинув хвосты
Мохнатой травы раздвигают кусты.
И смотрят, как словно по нитке,
Ползут по травинкам улитки.
Шажок, за шажком продвигаясь вперед,
Но речка моя никуда не течёт.
Она бы плескалась, она бы текла,
Но держат её берега из стекла.
Воспитатель: Так где же еще могут жить рыбы? (Аквариум)
Воспитатель: Давайте посмотрим на них.
Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением.
Расскажите, как за ним ухаживать? (менять воду, кормить рыб, сажать водоросли, следить за температурой воды)
Физкультминутка
В понедельник я купался
(изображаем плавание)
А во вторник-рисовал.
(изображаем рисование)
В среду долго умывался
(умываемся)
А в четверг в футбол играл
(бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал
(прыгаем)
Очень долго танцевал
(кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье
(хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал
(дети садятся на стульчик, руки под щечки, засыпают)
Воспитатель: Ребята, а теперь я вам предлагаю отгадать загадку:
«У родителей и деток вся одежда из монеток»
Дети: Это рыбы.
Воспитатель: А монетки, это что?
Дети: Чешуя, чешуйки.
Воспитатель: Дети, а вы знаете зачем рыбе нужна чешуя? (ответы детей)
Воспитатель: Я вам об этом сейчас расскажу. Чешуйный покров защищает рыб от повреждений, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных? (ответы детей)
Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.
Предложить одному ребенку помочь прикрепить на ковралин формы тела рыбы.
Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.
Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?
Дети: Скользкая.
Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.
Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.
Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал? (ответы детей)
Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.
Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила? Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.
Воспитатель: Ребята, а хотите я открою вам секрет?
Воспитатель: Рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.
Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите! (ответы детей)
Пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница
(погрозить пальчиками)
Мы хотим тебя поймать
(хлопок круглыми ладошами)
Рыбка спинку изогнула
(выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла
(имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула
(сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо и влево)
Рыбка быстро уплыла.
(спрятать ручки)
Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши?
Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной?
Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы.
В заключение можно попросить детей показать те части тела рыбок, которые они запомнили на иллюстрации.