Конспект занятия по речевому развитию на тему «Весна» для детей среднего дошкольного возраста
МДОУ «Детский сад №23»
Конспект
непосредственной - образовательной деятельности
по речевому развитию на тему «Весна»
для детей среднего дошкольного возраста.
Составила: воспитатель
Оленева Юлия Владимировна
.
г. Кириши
Ленинградская область
2022 год
Цель: формирование представлений детей о весне, ее признаках.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить характерные признаки весны: солнце пригревает сильнее, тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, прилетают птицы, люди снимают теплую одежду.
Формировать умение выявлять простейшие причинно-следственные связи: солнце греет сильнее – тает снег – бегут ручьи.
Создавать условия для развития связной речи, пополнить активный словарь детей
Развивающие:
Упражнять детей в умении рассказывать о времени года (весна) с использованием наглядных пособий.
Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
Развивать коммуникативные умения детей: слушать товарища, дополнять его ответ.
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.
Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь.
Предварительная работа: Беседы о весне, признаках весны. Наблюдение на прогулке за изменениями в природе, с приходом весны. Разучивание стихотворений о весне. Рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне.
Приемы: Наглядные, игровые, словесные, дидактические игры, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: презентация к НОД, картины с иллюстрациями о весне, солнышко с лучиками, д\и «Когда это бывает»
1.Вводная часть. 2 минуты
Игра в кругу «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Посмотрите на экран, кто это?
Слайд 1.На экране появляется картинка снеговика, который тает.
Воспитатель: Что-то с ним не так?
Дети: он грустный, тает…
2.Основная часть. 15 минут
Воспитатель читает стихотворение:
Взяв на север курс зимой,
Снеговик спешил домой.
Через горы и поля,
На исходе февраля,
По сугробам через лес.
Было времени в обрез.
Путь не близок, не далек,
Он спешил, как только мог.
Слайд 2: Снеговик встречает «Солнышко».
Воспитатель: Повстречал он солнышко на своем пути.
Снеговик: Стали очень жаркими мне твои лучи.
Словесная игра «Назови, какое солнышко?»
На магнитной доске вывешивается солнышко, к нему дети прикрепляют лучики, называя прилагательное, характеризующее весеннее солнышко.
Солнце весной (какое?): весеннее, жёлтое, теплое, доброе, лаковое, лучистое, приветливое, ясное, весёлое, озорное, круглое.
Слайд 3: Снеговик встречает на проталинке подснежник.
Снеговик: Ой, а что это такое красивое. Зимой такого я не видел никогда…
Дети: Подснежники, самые первые цветы, которые появляются весной.
Воспитатель: А, давайте, расскажем снеговику, что еще происходит с приходом весны.
Игра «Скажи наоборот»
ребенок берет карточку, на которой изображение приметы зимы, говорит, что
- зимой солнце холодное, тусклое - весной солнышко ярко светит и начинает пригревать;
- зимой много снега и большие сугробы – весной тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;
- зимой на крышах висят сосульки – весной звенит звонкая капель;
- зимой ветки деревьев голые – весной набухают почки;
- зимой не растут цветы – весной расцвели подснежники, появляется первая травка
- зимой с нами зимующие птицы - весной прилетят первые перелётные птицы из жарких стран;
- зимой люди очень тепло одеваются - люди сняли тёплую зимнюю одежду.
Слайд 4. Снеговик походит к берлоге.
Снеговик: Что за странный тут сугроб,
Может кто-то тут живет.
Воспитатель: Мишка, Мишка, хватит спать,
Мы хотим с тобой играть.
На дворе уже весна,
Мишенька, вставать пора.
Мишка: Стало жарко мне в берлоге,
Промочил я в луже ноги.
Видно, мне вставать пора.
Ведь уже пришла весна.
Снеговик: Да, пора тебе вставать,
Косточки свои размять.
Физминутка про медведя
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни,
потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Медведь: Долго спал в берлоге я,
Где же все мои друзья.
Слайд 5. Животные весной
Д\и «Что изменилось у животных с приходом весны»
Заяц – меняет шубку.
Лиса – появляются лисята.
Ёж – просыпается весной.
Птицы - прилетают из дальних стран.
Слайд 6. Снеговик встречает весну.
Воспитатель: Как не силился идти,
Повстречал Весну в пути.
От ее улыбки в миг,
Начал таять Снеговик.
Снеговик: Что-то я устал, друзья…
Не дойду до дома я…
Что мне делать? Я не знаю…
От тепла сейчас растаю….
Воспитатель: Ребята, чем же можно помочь снеговику? Как быстро его доставить на север?
Весна: Здравствуй, милый Снеговик!
Помогу тебе я в миг.
Облачко воздушное, скорее к нам лети,
И дружка-Снеговика на север унеси!
Слайд 7. Снеговик добрался до севера.
Снеговик: Спасибо вам, мои друзья,
Теперь уж не растаю я!
Дети: До свидания снеговик.
3.Заключительная часть. 3-5 минут
Воспитатель: о чем мы свами говорили сегодня?
Дети: о весне, признаках весны.
Воспитатель: давайте расскажем стих о весне, подсказки на картинках.
Вот и кончилась зима,
Снова к нам пришла весна.
Солнца жаркие лучи
Превращают снег в ручьи.
Цветочки стали расцветать,
Почки стали набухать.
А в лесу проснулись звери,
Птицы с юга прилетели.
Дружно мы пойдем гулять
И кораблики пускать.
Воспитатель: что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети: …
Воспитатель: что вам больше всего не понравилось на занятии?
Дети: …
Воспитатель: вы были сегодня молодцы, хорошо занимались. Давайте похлопаем друг другу.