Конспект ООД по познавательному развитию "Экологическая тропа осенью"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»
«Экологическая тропа осенью»
организованная образовательная деятельность
по познавательному развитию
с детьми группы общеразвивающей направленности
в возрасте от 5 до 6 лет
Павлова Наталья Викторовна,
воспитатель,
высшей квалификационной категории
Моршанск
2024
«Экологическая тропа осенью»
Цель: Изучение объектов экологической тропы осенью.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе.
- Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.
Воспитательные: -
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде
Развивающие:
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: Объекты природы на участке детского сада: клумба с цветущими растениями, пень, деревья, кустарники и скворечник, Дед Природовед (Картинка), корзина, илюстрации цветов, кустарников, скворцов.
Раздаточный материал: раскраски осенние листья.
Содержание организационной образовательной деятельности
Организационный момент.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Основная часть.
Воспитатель: Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Воспитатель: Кто мне скажет, какое сейчас время года?
Как вы догадались, что сейчас осень?
Воспитатель обобщает ответы детей: Осенью становится холоднее, реже светит солнце, птиц не слышн, листья на деревьях пожелтели, начинают опадать,трава пожелтела.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие потому, что мы отправляемся в путешествие по экологической тропе.
Воспитатель: Утром я обнаружила письмо. Послушайте его:
«Дорогие мои маленькие друзья! Пишет вам Дед Природовед. Я присматриваю за природой вокруг. Но сегодня у меня много дел. Поэтому вам, как моим помощникам, я поручаю пройтись по экологической тропе детского сада и посмотреть все ли в порядке».
Воспитатель: Ребята, Дед Природовед дал нам карту-путеводитель, которая приведет нас к природным объектам, расположенных на территории детского сада. Посмотрите, это на детский сад. Стрелкой обозначен наш путь. И первое, что мы с вами должны посетить это Клумба.
Остановка 1. «Клумба».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на клумбе продолжают цвести цветы, которые мы посадили летом.
Воспитатель: Это бархатцы. Какого они цвета? (Ответы детей.) Бархатцы цветут все лето и осень. Давайте рассмотрим цветок, у него в середине созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения. (Дети рассматривают семена.)
Воспитатель: Можно ли срывать цветы с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Ответы детей.) Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.) Вы стоите рядом с этими чудесными цветниками. Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам? (Дети обмениваются своими впечатлениями.) Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшаютгород, радуют жителей.)
Воспитатель: Ребята, вспомните какие цветы росли на клумбе летом? Ответы детей.) Правильно: Ноготки, Космея, Петуния.
Воспитатель: Для чего выращивают растения на клумбах? Принимали ли вы участие в уходе за садовыми растениями?
Остановка 2. «Сирень».
Воспитатель: Вспомните, как называется это кустарник? (Сирень). А еще какие кустарники вы знаете? (шиповник, калина). Воспитатель показывает иллюстрации с изображением кустарников. Кто заметил какие изменения, произошли с сиренью осенью? Вспомните, как она цвела летом.
Остановка 3. «Пень».
Воспитатель: Что такое пень? После того как дерево спиливают, на его месте остается пень. А живет ли кто-нибудь в пне? В пеньке идет своя жизнь. Маленькие букашки и жучки забираются в пень и находятся там всю холодную зиму. Пенек их согревает, это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево!
Дает возможность рассмотреть пенек и поделиться впечатлениями.
Остановка 4. «Скворечник».
Воспитатель: Как называется этот маленький домик? Кто в нем живет? Почему в скворечнике маленькое отверстие и ступенечка? Почему в скворечнике нет птиц?
Воспитатель: Скворцы уже собрались в стаи и готовы улететь в теплые края. Спрашивает у детей, знают ли они, какую пользу приносят скворцы. Летом много подросших скворцов стайками пасутся на лужайках, а в городе —на газонах. Они всюду находят себе еду —жучков, червячков, личинок—и тем самым помогают спасать растения от нашествия насекомых.
Воспитатель: Весной мы снова будем радоваться прилету скворцов. Вспомните, как красиво весной поют скворцы свои песни.
Остановка 5. «Деревья».
Воспитатель: Птицам хорошо живется там, где есть деревья. Какие деревья растут на вашем участке в детском саду?
Игра «Кто быстрее найдет дерево».
Воспитатель называет детям дерево. Например, «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три, к березе беги!». Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!». Затем педагог называет другое дерево. Игра повторяется 2—3 раза.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на березу. Какие изменения произошли с березой осенью? Листья у березы пожелтели на верхушке — весна будет ранней. Определите по данной примете, какая будет следующая весна.
Воспитатель: А это Ель. Какие изменения произошли осенью с елью? На деревьях висят еловые шишки. Внутри шишек находятся крылатые семена.
Эти семеня являются пищей для некоторых животных. У ели маленькие иголки, это и есть видоизмененные листья. Они опадают круглый год, но постепенно. Поэтому и говорят про ель: „Зимой и летом одним цветом"».
Воспитатель: Ель —одно из древнейших растений в русском лесу. Растет ель в среднем около 500 лет, в зависимости от вида; цветет один раз в 5—6 лет.
Воспитатель: У лиственных деревьев листья к зиме желтеют и опадают, потому что зимой, в стужу, корни почти не могут брать из земли воду, а листья испаряют много воды—тянут ее из дерева. В жарких странах, где морозов не бывает, а летом засуха, листья, наоборот, облетают к лету. Иголки у хвойных деревьев — ели и сосны— маленькие, смолистые, жесткие; они испаряют меньше воды, чем обычные листья. Поэтому и держится хвоя зимой и летом.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листья дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Воспитатель: Я предлагаю вам собрать букет из осенних листьев. Из собранных листьев мы сделаем гербарий.
Заключительная часть
Сегодня мы с вами ходили по экологической тропе.
Какие объекты мы посетили?
Какие изменения вы наблюдали этих объектово сенью?
Рефлексия.
Какой объект вам больше всего понравился? Почему?
Какие вы молодцы! Так дружно и правильно отвечали на вопросы.
А нам пора с вами в группу
Соломенникова О. А.
Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. — М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 112 с.