Занятие по речевому развитию «В поисках признаков весны» для детей старшего дошкольного возраста

6
4
Материал опубликован 1 April 2018 в группе

Частное общеобразоваельное учреждение

Прогимназия № 63 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»


 


 


 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию

на тему: «В поисках признаков весны»

для детей старшего дошкольного возраста

Конспект разработан:

Маханевой Ольгой Германовной

учителем-логопедом

высшей квалификационной категории
 

Г. Батайск

2018 г.

Цель: Определение признаков весны, посредством сравнения времен года «Осень» и «Весна», анализа результатов, полученных при выполнении игровых заданий.

Задачи:

Развивать наглядно – образное и формировать словесно – логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.

Формировать приемы умственных действий: анализа, сравнения.

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.

Актуализировать знания о признаках осени.

Обогащать активный словарь по темам «Осень», «Весна».

Развивать связную речь, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; речевое творчество; слоговую структуру слова.

Тренировать в употреблении антонимов, назывании детенышей животных.

Развивать дыхание, темпо-ритмическую сторону речи.

Создавать условия для развития любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий.

Создавать условия для развития воображения и творческой активности.

Создавать условия для развития слухового внимания, через активизацию эмоциональности, чувственности при слушании музыки, поэтического  слова.

Развивать мелкую моторику рук и двигательные умения и навыки, координация движений.

Закреплять порядковый, количественный счет от 1 до 10 и от 10 до 1.

Продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги, определять направление движение предмета.

Воспитывать желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная,  двигательная, продуктивная.

Форма организации детей: подгрупповая (рекомендуемое количество - 10 детей).

Материалы и оборудование:

Для выполнения опыта понадобится: Цельное молоко (3,5-6 %); пищевые красители; жидкость для мытья посуды; лоток для водной анимации; веб камера.

Для игровых заданий:

Картинки, иллюстрирующие признаки осени, весны.

Таблицы с силуэтным изображением птиц, картинки с изображением перелетных птиц, чьи силуэты использованы в таблице.

Картинки с изображением первоцветов, игровое поле для ориентировки на листе бумаги, скрепки, магнитная удочка.

Разрезные сюжетные картинки по теме «Весна в саду», «Весна в огороде» (разрезанные части пронумерованы от 1 до 10, от 10 до 1).

Набор карточек с цифрами от 1 до 10, изображением солнца с разным количеством лучей (от 1 до 10).

Картинки, игровое поле для составления мнемотаблицы.

Игровое пособие на развитие мелкой моторики рук «Гусеница» из коктейльных трубочек.

Объемная мозаика из пластиковых контейнеров, пинцеты.

Пособие на развитие вдоха «Построй скворечник».

Веревка, пенопластовые шарики.

Следы для полосы препятствий.

Мяч.

Стол с подсветкой для песочной анимации.

Предварительная работа:

Беседы, составление рассказа, выполнение игровых заданий по теме «Осень» в соответствии с годовым планом.

Ход занятия:

Введение в тему:

Беседа: - Что налито в лоток? (молоко)

- Какого оно цвета? (молоко белое)

- Когда бывает все белым-бело? (зимой)

- Молоко белое, значит оно похоже на …? (снег)

- Давайте посмотрим, какое волшебство случится с нашим «снегом».

Опыт «Волшебное молоко»

(Создавать условия для развития любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий.

Создавать условия для развития слухового внимания, через активизацию эмоциональности, чувственности при слушании музыки, поэтического  слова.)

Молоко комнатной температуры налить в лоток для водной анимации, добавить к молоку несколько капель синего пищевого красителя (это будет снег, лед) и желтого (это будет солнце), моющее средство и добавьте его к смеси молока и красителей.

Проведение опыта сопровождается Инструментальной музыкой «Весенняя капель», стихотворением.

"Весна идёт"

Раньше был сугроб до крыши, (капаем синим)
А теперь всё ниже, ниже. 
Оседает, оседает, 
А потом совсем растает.
Солнышко сильнее греет, (капаем желтым)
Растопить весь снег сумеет.  (капаем на желтый краситель
Побегут ручьи везде.  жидкостью для мытья посуды)
Всё окажется в воде. (капаем на синий краситель
Побегут ручьи везде.  жидкостью для мытья посуды)
Все деревья вдруг проснулись (наблюдаем за движением
И от снега отряхнулись. краски)
Пробудились ото сна. 
Это к нам идёт весна!

Опыт «Волшебное молоко»

3 минуты


 

На доске выставлены картинки, иллюстрирующие признаки осени.

Беседа: - Какое время года наступило? (весна)

- Посмотрите, признаки какого времени года выставлены на доске? (осени)

- Давайте их вспомним (дети по цепочке составляют рассказ об осени по картинкам).

Признаки осени

3 минуты


 

- Нам сегодня предстоит выполнить задания, которые подскажут, на какие признаки весны можно заменить осенние признаки.

На столах разложены игровые задания, направленные на реализацию разных задач занятия и карточки с числами.

На полу разложены следы так, что по ним надо пропрыгать прямо, с поворотом направо, налево, скрестно, на одной ноге.

Логопед показывает первую картинку-подсказку.

Логопед: Посмотрите – осенью солнце светило неярко, грело не жарко, а весной…? (ответы детей) Да, солнце с каждым днем пригревает сильнее.

Логопед раздает детям картинки с изображением солнца с разным количеством лучей (от 1 до 10).

Логопед: Посчитайте, сколько лучей у вашего солнца… вам предстоит выполнить задание, обозначенное цифрой, соответствующей количеству лучей. Давайте представим, что солнце пригрело так, что у нас под ногами потекли ручьи, и мы будем передвигаться по проталинам, перепрыгивая с одной на другую. Обратите внимание - как они расположены, в какую сторону повернуты.

Соотнесение количества и цифры «Солнце»;

Физическая активность «Проталины»

3 минуты


 

Дети рассаживаются за столы, ориентируясь на количество лучей на солнышках и цифры на столах, там же, разложены задания.

Основная часть:

1

Ориентировка на листе бумаги - «Первоцветы» Разложить картинки с цветами на листе бумаги (игровом поле), следуя подсказкам в виде скрепок (Если скрепка прикреплена на картинке справа внизу – ее надо положить в правую нижнюю ячейку на игровом поле. Все остальные картинки раскладываются по такому же принципу.)

* Развивать темпо-ритмическую сторону речи. Определить количество слогов, слов в названии цветов.

2

Развитие мелкой моторики - выкладывание объемной мозаики «Цветы». Детали мозаики из контейнера извлекаются при помощи пинцета; выкладываются на игровом поле контейнера, с соблюдением цветовых установок: трава – зеленая, солнце – желтое, цветы красные, розовые, голубые и т.д.

3

Определение направления предмета «Перелетные птицы»:

Обвести птиц, голова которых повернута налево.

Обвести птиц, голова которых повернута направо.

*узнай птицу по силуэту.

4

5, 6

Тренировка вдоха, построить скворечник из геометрических фигур с помощью трубочки для коктейля (Трубочку приложить наружным концом к детали, сделать вдох, задержать, перенести деталь трубочкой на игровое поле, «отпустить» задержанное дыхание… проделать тоже со всеми остальными деталями).

7

Закреплять порядковый, количественный счет от 1 до 10. Сложить картинку по цифрам, используя прямой счет. Описать происходящее на картинке «В саду обрезают ветки, белят стволы деревьев, высаживают саженцы».

8

Закреплять порядковый, количественный счет от 10 до 1. Сложить картинку по цифрам, используя обратный счет. Описать происходящее на картинке «В огороде вскапывают землю, сеют семена, подготавливают рассаду».

9

Развитие мелкой моторики. Нанизать колечки из толстых коктейльных трубочек на тонкую заготовку, выполняя действия пинцетом «Гусеница»

10

Создавать условия для развития воображения и творческой активности. Прослушать аудиозапись стихотворения «Круглый год. Апрель» С. Маршака. С помощью карточек выложить на игровом поле мнемотаблицу к стихотворению.

Выполнение заданий по номерам.

6 минут


 

Логопед: Расскажите, какие признаки весны «спрятались» в заданиях, которые вы выполняли? Найдите картинки, которыми можно это показать. Разместите эти признаки весны рядом с аналогичными признаками осени.

В лесу, в степи, на лужайках в парках появляется много цветов — подснежники, цикламены, дикие тюльпаны – лазорики и т.д.. Они спешат отцвести, пока солнечные лучи пробиваются сквозь начинающие распускаться листья деревьев. Поэтому эти цветы называют первоцветами.

Пришло время возвращаться перелетным птицам: для них есть корм — насекомые и прошлогодние семена, которые легко найти на освободившейся от снега почве. Весной птицы вьют гнезда, которые служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов. 

В садах, на деревьях и кустарниках обрезают ветки, высаживают саженцы, опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.

В огородах вскапывают землю, сеют семена, подготавливают и высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты.

Солнце все выше поднимается над землей, давая все больше тепла, пробуждая природу от зимнего сна. На полях начинает таять снег, журчат первые ручейки.

 

Выполнение задания.

3 минут


 

Тренировать в употреблении антонимов.

Логопед: Много признаков весны подсказали нам задания, которые мы выполняли. Из стихотворения мы узнали, что солнце все выше поднимается над землей, на полях начинает таять снег, журчат ручейки. В некоторых местах ручейки не широкие, а… (узкие); не глубокие, а … (мелкие); не быстрые, а… (медленные); не шумные, а … (тихие). Давайте представим такой ручеек и в нем «запустим кораблики».

Развивать дыхание. Выложить на столе из веревки ручеек, дуть на пенопластовый шарик, чтобы он прокатился по «Ручейку».

Логопед: А там, где было много снега и солнце пригревает посильнее ручейки не узкие, а… (широкие); не мелкие, а … (глубокие); не медленные, а… (быстрые); не тихие, а … (шумные). Давайте представим теперь такой ручеек и поможем лесным жителям через него перебраться.

Развивать двигательные умения и навыки, координацию движений.

Упражнение в парах – «Помоги лесным жителям перебраться через ручей» (на полу, с помощью цветного скотча, обозначен ручей, лесного жителя заменяет крупный мяч, дети, продвигаясь боковым приставным шагом, несут мяч от начала «Ручья» до конца, удерживая его на двух гибких палках.

Выполнение задания.

5 минут


 

Логопед: С помощью ручейка мы «заглянули» в лес. Что происходило в лесу осенью с животными, мы уже вспоминали в начале занятия, а что происходит в лесу с животными весною.

Логопед показывает картинку-подсказку.


 

После зимней спячки появляются медведи, ежи, барсуки, меняют окрас шкурки белки, зайцы, у лесных животных появляются детеныши.


 

Дети становятся в круг, логопед в центре.

Игра в мяч «Назови детеныша»

медведь, лиса, волк, лось, белка, еж, заяц, олень, бобр, барсук, кабан, рысь.

Выполнение задания.

2 минуты


 

Логопед: Давайте посмотрим на еще одну подсказку. На деревьях и кустарниках набухают почки, появляются листочки, зацветают фруктовые деревья.

Логопед показывает картинку-подсказку.

Когда логопед произносит слово "почки", дети должны показать кулачки, когда слово "листики" - должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово "цветочки" - должны растопырить пальцы. логопед может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Выполнение задания.

2 минуты


 

Закрепление пройденного:

Логопед: У нас осталась последняя подсказка. Если осенью люди прячутся от промозглой погоды дома, делают заготовки на зиму, то весной стараются больше времени проводить на улице, наблюдая за изменениями в природе.

Логопед показывает картинку-подсказку.

Логопед: Давайте вспомним все, о чем мы сегодня узнали, с помощью картинок – подсказок и нарисуем наши воспоминания на песке, а после занятия возьмём с собой наши картинки-подсказки, отправимся на прогулку, и постараемся найти весенние изменения на территории детского сада.

Дети, с опорой на картинки-подсказки, составляют рассказ о весне, иллюстрируя сказанное на столе с подсветкой для песочной анимации.

Составление рассказа.

3 минуты

Подведение итогов:

Логопед: Благодаря вашим стараниям в выполнении заданий, нам удалось собрать 9 признаков весны. Вы были настоящими исследователями. В свободное время покажите своим товарищам те задания, которые вы выполняли, расскажите правила игры, поиграйте в эти игры вместе. Наполните картинки-подсказки цветом – разукрасьте их, создайте книгу «Признаки весны».

Подведение итога

2 минуты


 

На последующем занятии предполагается закрепление пройденного материала: Составление рассказа о весне по памяти (при необходимости с опорой на картинки-подсказки); выполнение упражнений основной части с переходом по кругу (чтобы каждый ребенок проиграл все задания, а логопед мог проверить качество усвоения материала); при переходе от задания к заданию предполагается повторение динамических пауз, игр малой и средней подвижности. В завершение занятия на закрепление предложить каждому ребенку самостоятельно нарисовать весну на песке.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Поздравляю!

26 April 2018

Поздравляю с ПОБЕДОЙ!

26 April 2018

Поздравляю с победой! Поздравляю победителя! Так держать! http://900igr.net/up/datas/219571/016.jpg

26 April 2018

Похожие публикации