НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Семья»
Интегрированное занятие
по речевому развитию на тему «Семья»
с использованием ИКТ «SMART»
и здоровьесберегающей технологии «Физкультминутка»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Расширение семантического поля слова «СЕМЬЯ».
Задачи:
Образовательные. Обогащение словаря словами-предметами (дом, родители, родственники и т.д.), словами-признаками (родные, любимые, взрослые и т.д.), словами-действиями (жить, заботиться, помогать и т.д.). Уточнение и активизация семантического поля слова «семья» словами-предметами (называние объектов, предметов, подбор многозначных слов, образование слов с уменьшительно-ласкательным значением), словами-признаками (подбор однородных определений, антонимов), словами-действиями; расширение валентностей слов. Обобщение представлений о семье, родственных связях, родословной.
Развивающие. Развитие общих речевых навыков: умения строить диалог, развитие просодической стороны речи (сила голоса, высота). Развитие психологической основы речи: вербальной памяти, произвольного внимания, слухового восприятия, наглядно-образного и логического мышления, воображения, общей, мелкой и мимической моторики. Развитие ориентировки в пространстве, закрепление знания предлогов.
Воспитательные. Воспитание интереса к родному слову, навыков самостоятельности, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослым.
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус; воспитывать любовь и уважение к своей семье, к родным и близким людям.
Оборудование. Презентация «Семья», фотоальбом, разрезные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Введение в тему занятия. Уточнение лексического значения ядерного слова «Семья»
Педагог:
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, на столе лежат ваши фотографии. Возьмите их в руки и посмотрите что написано с другой стороны?
Дети:
Отвечают буква «Я»
Педагог:
Правильно, это буква «Я». Давайте теперь сложим их на столе и посчитаем, сколько всего получилось букв «Я»?
Дети:
Дети раскладывают карточки на столе и считают их (Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь).
Педагог:
Правильно! У нас получилось семь букв «Я».
Карточка с цифрой 7 кладется рядом с буквой «Я»
Получилось 7 Я. На какое слово похоже?
Дети:
На слово – семья
Педагог:
Верно! А вы семья?
Дети:
Ответы детей.
Педагог:
А что же значит слово «семья»?
Дети:
Ответы детей.
Педагог:
Семья – это все родственники, это близкие, родные люди, сегодня мы с вами поговорим о семье.
Как вы думаете, зачем нужна семья?
Дети:
Семья нужна, чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботиться о старших.
Педагог:
Верно! Что бы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботиться о старших.
(слайд №2)
Сегодня мой знакомый мальчик Федя пригласил нас к себе в гости. Живёт он в этом красивом доме.
(Наводим на верхнее окошко, там появляется Федя).
Федя живет в этом доме не один, а со своей семьей, а чтобы узнать, с кем именно, давайте отгадаем загадки и пригласим всех в дом (Сначала загадываем загадки, затем вызываем ребенка и просим передвинуть портрет на окошко).
1. Перед сном, надев пижаму,
Почитать мы просим …(маму)
Дети:
Называют ответ.
Педагог предлагает проводить маму в дом, ребенок передвигает портрет мамы в окошко.
Педагог:
2. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый… (папа)
Дети:
Назвав ответ, ребенок передвигает портрет папы в окошко.
Педагог:
3. Скажите, почему мой друг
Спит без подушки, ест без рук,
Зимой без валенок гуляет
А если рад – хвостом виляет? (собака)
Дети:
Назвав ответ, ребенок передвигает собаку в окошко.
Педагог:
4. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…(дед)
Дети:
Назвав ответ, ребенок передвигает портрет дедушки в окошко.
Педагог:
5. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки)
Дети:
Назвав ответ, ребенок передвигает портрет бабушки в окошко.
Педагог:
6. Кто весёлый карапузик-
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка-
Это младший мой…(братишка)
Дети:
Назвав ответ, ребенок передвигает портрет братика в окошко.
Педагог:
7. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Дети:
Назвав ответ, должны поставить портрет сестры в окошко, но возникает ситуация, что для сестренки окошка не хватает.
Педагог:
А почему же для сестры места в доме не хватило?
Дети:
Нужно собаку убрать из окошка, а поставить туда портрет сестренки, собаку мы ставим на крыльцо, так как она не является родственником, она домашнее животное.
Затем ребенок убирает собаку на крылечко, а в окошко помещает портрет сестры.
ИГРА
Педагог:
Теперь давайте поиграем с вами в такую игру «Кто же к нам пришел?». Я буду спрашивать, кто пришел, а вы отвечать (да). Сначала громко-громко, затем тише-тише, и совсем тихо.
Папа, папа это ты?
Дети:
Да-да-да
Педагог:
Мама, мама это ты?
Дети:
Да-да-да.
Педагог:
Братец, братец это ты?
Дети:
Да-да-да
Педагог:
Ах, сестрица это ты?
Дети:
Да-да-да
Педагог:
Все мы вместе?
Дети:
Да-да-да
(Слайд №3)
2. Развитие логического мышления. Упражнение в определении родственных связей
Педагог:
Ребята, посмотрите на картинку и скажите, сколько здесь мам? Дети:
На картинке две мамы. Бабушка – мама мамы и мама – мама Феди.
Педагог:
А сколько пап?
Дети:
На картинке два папы. Дедушка – папа мамы и папа – папа Феди.
(Слайд №4) + физминутка
3. Формирование и расширение «семантического поля» ядерного слова: словообразование «Назови ласково»
Педагог:
В семье все ласково называют друг друга, и мы поможем Феде ласково называть своих родственников. На доске у нас есть портреты всех членов семьи Феди. Как вы думаете, как Федя может ласково называть всех своих родных.
Дети:
Дети по очереди называют ласково каждого из членов семьи, ребенок подходит и перетаскивает сердечки на какой-либо портрет называя при этом ласковые слова.
мама - мамочка, мамуля, матушка, мамулечка, мамусик.
папа - папочка, папуля.
дедушка – дедуля, дедулечка.
бабушка – бабуля, бабулечка.
сын – сынок, сыночек, сынулька, сынуля.
дочь - дочка, доченька, дочуля, дочулька, дочурка, доча.
сестра - сестренка, сестричка.
брат – братик.
Педагог:
А как Федины родные могут называть Федю ласково?
Дети: Сынок, сыночек, внучек, сынуля.
Молодцы все правильно, а теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка:
Музыка на слайде №4
Дети:
Под музыку делают зарядку.
(слайд №5)
4. Формирование и расширение «семантического поля» ядерного слова: словоизменение. Работа над словосочетанием. Чей, чья, чьё, чьи?
Педагог:
Ребята, сегодня семья Феди была в магазине, каждый себе что-то купил, давайте посмотрим, кто и что купил и положим вещи в шкаф:
Кто купил свитер. Свитер чей?
Дети:
Федя, Федин свитер.
Педагог:
Кто купил брюки. Брюки чьи?
Дети:
Папа, папины брюки.
Педагог:
Кто купил туфли. Туфли чьи?
Дети:
Мама, мамины туфли.
Педагог:
Кто купил рубашку. Рубашка чья?
Дети:
Дедушка, дедушкина рубашка.
Педагог:
Кто купил платье. Платье чьё?
Дети:
Сестра, платье сестры.
Педагог:
Кто купил костюм. Костюм чей?
Дети:
Брат Феди, костюм брата.
Педагог:
Кто купил шляпу, шляпа чья?
Дети:
Бабушка, бабушкина шляпа.
(Слайд №6)
5. Формирование и расширение «семантического поля» ядерного слова: многозначность слов.
Педагог:
Бабушка убрала свою шляпку в шкаф, но забыла, в какую коробку она ее положила, давайте поможем бабушке найти шляпку.
(один ребенок выходит к доске и нажимает на одну коробку)
Дети:
Ребенок подходит к доске, и нажимает на первую коробку - там появляется гвоздь.
Педагог:
Почему у нас в коробке появился гвоздь в шляпной коробке?
Дети:
Ребенок отвечает, что у него тоже есть шляпка.
Педагог:
Вызывает следующего ребенка
Дети:
Ребенок открывает вторую коробку, там появляется гриб.
Педагог:
А почему же у нас очутился гриб в шляпной коробке?
Дети:
Ребенок отвечает, что у него тоже есть шляпка.
Педагог:
Давайте откроем третью коробку.
Дети:
Ребенок открывает третью коробку, там бабушкина шляпка.
Педагог:
Вот мы с вами и нашли бабушкину шляпу. А что же все эти предметы объединяет?
Дети:
У гвоздя и у гриба тоже есть шляпа.
ИГРА
6. Формирование и расширение «семантического поля» ядерного слова: слова, обозначающие действия предметов.
Педагог:
Пока мы искали шляпу в коробках, все в семье занялись своими семейными делами.
Давайте мы с вами поиграем.
Я буду одному из вас загадывать, он покажет, а вы отгадаете. Говорить, при этом, нельзя.
Педагог называет слова: пилит, играет в мяч, пылесосит, метет, гладит, забивает гвозди, моет посуду, вяжет и т.п.
Дети:
Выходят по одному и показывают действия, задаваемые педагогом при помощи движений, без слов.
А остальные отгадывают. Каждое слово повторяем хором.
(Слайд №7)
7. Развитие ВПФ, временных и причинно-следственных связей.
Педагог:
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нем
Ребята у бабушки и дедушки тоже есть семейный альбом, вот он (педагог показывает альбом и разорванные фотографии). Но случилась неприятность, малыш пошалил и случайно разорвал фотографии в альбоме. Как вы думаете, бабушка с дедушкой расстроятся?
Дети:
Да
Педагог:
Тогда давайте, чтобы бабушка и дедушка не расстроились, соберем фотографии.
Дети:
Собирают все вместе фотографии
Педагог:
Посмотрите, все ли фотографии Вы собрали правильно?
Дети:
Сверяют собранные фотографии на столе с фотографиями на доске и обнаруживают, что фотографии малыша не хватает.
Педагог:
Интересно ребята, а куда же она могла деться, давайте посмотрим, может она осталась в альбоме?
Педагог открывает альбом и находит на последней странице фотографию малыша.
Нашли, а теперь давайте все оставшиеся фотографии сложим в альбом.
Дети:
Помогают педагогу сложить фотографии в альбом.
(Слайд №8)
8. Итог.
Педагог:
Все наши герои собрались в парке. Посмотрите, кажется, кого-то не хватает?
Дети:
Нет Феди.
Педагог:
А давайте его позовем.
Дети:
Зовут - Федя, Федя.
Педагог:
А вот и Федя. Теперь семья собралась и может пойти гулять в полном составе.
Ребята, а какое же слово было сегодня главным?
Дети:
Главным было слово «Семья».
Педагог:
С чьей семьей мы сегодня познакомились?
Дети:
Мы познакомились с семьей Феди.
Педагог:
Правильно, вы все молодцы. Семья Феди пошла гулять, Вы хорошо позанимались.
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна