Конспект НОД по валеологии «Если хочешь быть здоров!» для старших дошкольников
Занятие по валеологии «Если хочешь быть здоров!»
Цель: дать представление детям об устройстве и функционировании органов дыхания и зрения.
Задачи:
- Формировать представления о том, что вредно и что полезно для организма;
- Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах (поликлинике);
- Развивать умение правильно дышать при выполнении дыхательной гимнастики;
- Развивать умение выполнять упражнения для снятия зрительного утомления;
- Довести до сознания детей необходимость бережного отношения к себе и другим, к своему здоровью.
Ход занятия:
I. Сегодня я предлагаю поиграть вам в больницу. Вы согласны?
Как вы думаете, хорошо ли быть больным? Почему?
Что нужно делать, если вы заболели? (Обратиться к врачу)
Как вы думаете, надо ли ходить к врачу, если вы не болели?
Посещать врача необходимо не только тогда, когда вы болеете, но и здоровыми, чтобы знать, все ли в порядке с вашим организмом.
II. Итак, давайте отправимся в больницу.
Что прежде всего необходимо сделать, войдя в поликлинику?
Вот раздевалка, давайте разденемся и возьмем номерки!
Что еще нам необходимо при посещении врача?
Правильно! Я захватила из д/с карточки, получите их.
У всех карточки на руках? (Нет)
Кому я карточку не выдала, придется обратиться в регистратуру. Назовите фамилию и имя, домашний адрес и вам найдут карту.
Ну, теперь у всех есть медицинские карточки, можно идти к врачу.
Давайте вспомним, как нужно вести себя в поликлинике. Я вам помогу, посмотрите на доску.
На доске висят карточки с образцами поведения, которые не допустимы в поликлинике, т.е. так себя вести нельзя.
Итак, правила поведения мы вспомнили, теперь идем искать нужный кабинет. Нам нужно посетить врача ухо – горло – носа, глазного врача.
Вот, посмотрите, это кабинет врача ухо – горло – носа. Как вы думаете, почему врача так называют?
Этот врач может лечить сразу три органа: ухо, горло, нос, т.к. они связаны между собой.
Вспомните, вам капнули в нос – вы чувствуете вкус капель во рту.
Для чего вам нужен нос?
Правильно. Нос для этого замечательно приспособлен. Воздух, который мы вдыхаем, прежде чем попасть в наш организм, блуждает по длинным коридорам в носу.
Что в носу вы видели, если смотрели в зеркало?
Правильно. Это маленькие реснички, которые очищают поступающий в нос воздух от пылинок. Пылинки прилипают к этим ресничкам, а при выдохе или чихании пылинки вылетают наружу.
Знаете ли вы, как правильно дышать? Давайте поиграем!
Гимнастика.
-
«Понюхайте цветок» вдох – выдох.
«Надуть шар» развести руки – вдох, свести – выдох.
«Задуть свечи» сначала по 1 раза, потом по 3 раза.
Молодцы! Если будете выполнять эти упражнения, то научитесь правильно дышать.
Для чего нам еще необходим еще нос? Не догадались?
Закройте глаза! Потяните воздух. Чем пахнет? (В это время поднести детям к носам мандарин)
Угадали! Для чего нам еще нужен нос? (Чувствовать запахи)
А можем ли мы носом слушать звуки, музыку?
б) Чем мы слышим звуки? Правильно!
То, что мы называем ушами – это ушные раковины. Потрогайте их! А вот самая чувствительная и нежная часть уха находиться внутри ушного прохода.
Посмотрите, какие картинки принес доктор. Он принес карточки «Если вы будете так поступать, то станете глухими и не сможете ничего слышать»,
Игра «Испорченный телефон».
Давайте проверим, есть ли среди нас глухие ребята.
Дети встают в круг, воспитатель называет слово в ухо первого игрока, а потом дети сами передают его друг другу «из уха в ухо» то, что услышат. Слово ПОВОРЁШКА.
в) Мы с вами проверили уши, нос, а про горло забыли.
Как вы думаете, почему нельзя говорить и смеяться во время еды?
Посмотрите на картинки и скажите, что еще нельзя делать?
Если вы будете соблюдать эти правила, то ваши уши, нос, горло не будут болеть.
Пойдемте теперь к глазному врачу.
Как вы думаете, зачем глазной врач проверяет ваше зрение?
Давайте проверим, хорошее ли у вас зрение.
Закройте один глаз, кого назову, тот говорит предмет, который я показываю.
Хорошо! Но не все ребята хорошо видят. Как им можно помочь?
А какие очки бывают? (Солнечные – для защиты от солнца, подводные – чтобы видеть под водой, лечебные – для людей с плохим зрением.)
Вы часто слышите пословицу: «Береги пуще глаза!». Почему глаза нужно беречь?
Наши глаза защищены от попадания пыли в глаза – ресницами. Но иногда в глаз что-нибудь попадает, как быть тогда?
Попробуйте потереть глаз, поглаживая от уголка к носу (показ).
Зачем нам нужны глаза?
Наши глаза тоже устают, им необходим отдых или специальная гимнастика.
Давайте сделаем гимнастику для глаз.
Мы пришли в зимний лес – моргаем,
Сколько здесь вокруг чудес – круговые движения глазами,
Справа – березка в шубке стоит – смотрим вправо,
Слева елка на нас глядит – смотрим влево,
Но одна гимнастика не сохранит наше зрение в норме, нужно выполнять некоторые правила.
Сядь спиной к окну. Хорошо ли ему видно, что он рисует? Почему?
Сядь так, чтобы окно было справа. Хорошо ли видно теперь? Почему?
Наклонись низко над книгой. Удобно сидеть?
А теперь все сядем правильно: слева от окна, руку на локоть и указательный пальцем коснуться виска.
IV Мы сегодня посетили только двух врачей. Как их называют?
А теперь пора сдать карты, получить одежду.
Мы с вами побывали в больнице, все оказались здоровыми, поэтому для укрепления организма нужно съесть витамины.
Угощает витаминами.