Конспект НОД «Страна геометрии» в подготовительной к школе группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида №38 «Дельфин» г. Альметьевска»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности «познание»
на тему «Страна геометрии»
в подготовительной к школе группе.
Воспитатель: Ибятова Г.З.
Программное содержание:
Обучающие:
- совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
- совершенствовать знания о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.
- закрепить знания с арифметическими знаками <, >.
- закрепить путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающую из 6 предложенных фигур, упражнять детей в доказательстве решения.
- закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур.
Развивающие:
- Развивать память, слуховое восприятие, умение концентрировать внимание на протяжение всего занятия.
- Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве,
- Развивать логическое мышление.
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворения (эмоциональность, выразительность).
Воспитательные
- Воспитывать любознательность, самостоятельность, усидчивость интерес к занятием математического содержания.
- Воспитывать работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т.д.
Дидактическое обеспечение.
Техническое сопровождение: мультимедийная доска, магнитофон.
Наглядный материал: слайды,
Раздаточный: счетные палочки на каждого ребенка, ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.
Предварительная работа: разучивания стихотворений о геометрических фигур, дидактические игры «Геометрические фигуры» , «Найди лишнее», логические задачи на поиск недостающих фигур.
Структура занятия:
Вводная часть (1-2мин)
Цель: настроить на выполнение задания.
Основная часть (22 -25 мин)
Цель : реализация программного содержания.
Анализ: (1-2мин)
Методические приемы: психогимнастика, показ слайдов ,вопросы к детям, дидактическая игра, физкультминутка.
Реализация образовательных областей: познание (формирование элементарных математических представлений) , коммуникация, художественное творчество, физическая культура.
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в Страну геометрических фигур. После того, как воспитатель получает согласие детей, воспитатель предлагает отправиться в королевство на ковре-самолете.
Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в Страну геометрических фигур.
Воспитатель: Мы попали с вами в страну геометрических фигур. Геометрические фигуры – большие озорники очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны?
Дети: Да
Воспитатель: посмотрите на экран (слайд №2)
Что у меня в правом верхнем углу
Зуфар: треугольник
Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник,
И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.
Тут мама три спички
На стол положила
И мне треугольник
Из спичек сложила.
А в это время я чертил
И наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил
И сделал то же самое.
Воспитатель: Что у меня в левом верхнем углу
Даша: трапеция,
Трапеция, трапеция,
Фигура есть такая,
А я её не знаю.
Ты где живёшь, трапеция,
В Америке, в Китае?
Может, за трапецией
Поехать надо в Грецию?
Мама говорит: - Не надо,
Трапеция с тобою рядом.
Развею я твою тоску,
Ты подожди минутку.
И на гладильную доску
Укладывает юбку,
По ней проводит утюжком,
Чтоб не топорщилась мешком:
- Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,
Не стоит ехать в Грецию.
Воспитатель: Что у меня в правом нижнем углу
Вадим: прямоугольник,
Мой хвост - не квадратный,
Он – прямоугольный!
На нем нарисую
Различные формы!
Воспитатель: Что у меня в левом нижнем углу
Вероника: квадрат.
Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил - квадрат.
И стол -квадрат, и стул - квадрат,
И на стене плакат - квадрат,
Доска, где шахматы стоят,
И клетка каждая - квадрат,
Стоят там кони и слоны,
Фигуры боевые.
КВАДРАТ - четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.
Воспитатель: Как назвать всё это одним словом?
Зуфар: геометрические фигуры
Воспитатель: Вадим , какие геометрические фигуры ты видишь?
Вадим: прямоугольник, квадрат, треугольник, трапеция,
Воспитатель: Определи Вероника, какая фигура в этом наборе лишняя?
Вероника: треугольник
Воспитатель: Почему?
Вероника: у треугольника тир угла, а остальных фигур четыре угла
Воспитатель: молодец
Воспитатель: вот следующая игра посмотрите на экран (слайд № 3)
Воспитатель: Какие знаки используют для сравнения?
Дети: больше, меньше, равно
Воспитатель: Сосчитайте, сколько треугольников в первом мешке?
Дети: 6
Воспитатель: Сколько кругов во втором мешке?
Дети: 5
Воспитатель: На сколько треугольников больше, чем кружков?
Дети: на 1
Воспитатель: Какой знак надо поставить?
Дети: больше
Воспитатель: посмотрите на следующий слайд №4
Воспитатель: Какой знак надо поставить? (7 квадратов и 9 кругов)
Дети: меньше
Воспитатель: почему
Дети: потому, что квадратов меньше на 2
Воспитатель: Молодцы , вот вам следующие задание. Пройдите к столам, у вас на столах лежат счетные палочки.
Воспитатель предлагает построить геометрические фигуры
1.Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны
Дети: треугольник.
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны
Дети: квадрат.
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие Дети: прямоугольник.
4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых
Дети: ромб.
5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон
Дети: пятиугольник.
6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось?
Дети: треугольник.
7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась?
Дети: ромб.
8. И еще 2 палочки. Что получилось?
Дети: трапеция.
9. И еще 2 палочки. Что получилось?
Дети: 2 ромба или трапеция и треугольник.
10. И еще две палочки. Что получилось?
Дети: трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников.
11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась?
многоугольник.
12. Из каких фигур она состоит?
из треугольников, ромбов, трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников.
Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»
Вот фигуры- непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Будем глазками искать
К ним поближе подбегать.
Дружно глянем все налево.
Что там? Это же … квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат. Дети шагают на месте.
Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это – … круг.
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся
И на место вмиг вернемся. Дети кружатся на месте.
Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура
Называется –… овал.
Прыгай, руки поднимай, Дети прыгают с поднятыми
До овала доставай! вверх руками.
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем! Дети приседают.
Воспитатель: Молодцы , вот вам следующие задание на поиск недостающих фигур. Посмотрите на экран: слайд № 4. Здесь нужно недостающую фигуру н выбрать из фигур нарисованных внизу по чертой.
Ульяна : здесь надо нарисовать вот эту фигуру (6)
Воспитатель: Почему
Ульяна: В третьем ряду нарисован квадрат с маленьким белым кругом, еще круг с треугольником ,красного цвета, не хватает здесь треугольника, вот этого (6), черным квадратом внутри.
Воспитатель : Правильно решила Ульяна? Кто думает по другому?
Камиль: Нет не правильно , вот эту фигуру(4) надо сюда поместить.
Здесь квадрат с белым кружком, есть круг с красным треугольником, нет треугольника с черным кружком.
Воспитатель: кто же решил задачу правильно.
Руслан: Ульяна решила правильно, выбрала большой треугольник с черным квадратом, ведь в каждом ряду должен быть большой треугольник и маленькая черная фигура.
Воспитатель: Да, задачу решила правильно Ульяна и все другие дети, которые выбрали эту же фигуру.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».
Дети: Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений.
Ход: дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад.
Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад.
Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Страну геометрических фигур. Вам понравилось путешествие?
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку.
Дети делают свой выбор.