12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина80
Россия, п. Игра

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе

"Звуки М, Мь и буква М"

Цель: создать условия для актуализации знаний детей  о звуках м, мь и буквой М, как с письменным обозначением данных звуков,

с использованием образовательного набора  ЛЕГО “УчисьУчиться”

Задачи:

  • актуализировать знания детей о согласных звуках [М], [М‘]  и графическим образом буквы М;
  • закреплять умение  детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [М], [М‘];
  • продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схемы слова  “мышка”
  • развивать навыки словообразования прилагательных от существительных;
  • упражнять детей в умении определять положение предмета на листе;
  • развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса;
  • продолжать развивать фонематический слух;
  • развивать психические процессы: внимание, мышление, пространственное восприятие;

Оборудование:

Демонстрационный материал: красивый конверт с указанным адресом группы, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, образец буквы, 6 корзинок.

Раздаточный материал: разрезные картинки на подгруппу детей, карандаши синего и зеленого цветов, конструктор “УчисьУчиться”.

Ход занятия

1. Оргмомент

Воспитатель играет с детьми в игру “Дракон, принцесса , самурай”.

Педагог:Ребята, подойдите ко мне те, у кого имя начинается с …

Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить наш город, познакомиться с новым звуком и научиться узнавать  букву, обозначающую этот звук, а поможет вам в этом наш проводник, который находится по ту сторону реки. будьте аккуратны!”

2. Работа над дыханием и голосом

- работа над силой речевого дыхания

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”.

Дети  видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

  • Хоть на улице и ранняя весна, лед уже хрупок, поэтому лучше использовать эти камни для переправы переправы через речку. Нужно перепрыгивать с камня на камень и называть звук, буква которого там изображена. Чем больше камень тем громче, резче и точнее мы произносим звук.

- работа над силой голоса

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу воспитателя перепрыгивает с камня на камень, называет букву каждую букву все громче и чётко.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом на магнитной доске. “Кто в домике живёт?”Садятся за места и  отгадывают загадку:

Маленький рост, длинный хвост.

Серенькая шубка, острые зубки.

3. Сообщение темы.

- Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Педагог достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая). Вот полевая мышка Мила будет нашим проводником в Алфавитиск. Но есть одна проблема.

- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет – лабиринт.

Педагог: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными

ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

1 кладовая.

Дети говорят маршрут, а педагог передвигает мышку

Воспитатель показывает карточку с предметами. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина).

Почему? (ответы детей).

Произнесём ещё раз слово “машина”, выделяя первый звук (мммашина).

Дети выделяют звук [М].

А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

Дети выделяют звук [Мь].

Назовите еще раз первые звуки этих слов.

Педагог: Выйди ко мне, пожалуйста, ПЕтя и произнеси наши лишние слова, выделяя первый звук для всех ребят. Назови их.

Мммашина. [М]

Мммедведь. [Мь]

Педагог: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

 Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.


Вопросы по схеме:

- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

Педагог: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки - звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь]какие? (звонкие).

Педагог: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).


2 кладовая.

 Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Педагог: Дальше пройдем по нашему лабиринту и узнаем какое задание приготовила нам мышка Мила. Задание находится в конвертиках на ваших столах. Вызывает 2 ребят работать у доски.

Дети на столах работают с разрезными картинками на 2 детей.: мед,мороженое, помидоры, самолет, машина, метла.

Педагог: Разложите картинки на столе..Все картинки можно разделить на 2 группы. Как вы думаете на какие?Вы будите работать в парах.Слева расположите еду, справа транспорт.

И еще можно разделить картинки еще на 2 группы:  Слова, где звук М и МЬ встречается в начале слова собирают на зеленый коврик; слова, где  звуком М и МЬ встречаются в середине на коричневый.


3 кладовая

Развитие фонематического восприятия. Дети встают в круг.

Ребята мышка Мила устала и хочет с вами немного поиграть.. Я говорю слово, а вы определяете какой звук в этом слове:м или мь.   Если М то приносим по одной твердой игрушке, а если Мь то мягкую игрушку.В зеленую корзинку надо собирать мягкие игрушки, а в синюю твердые игрушки. Слова: мак, мел, морковь,миска.

Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова «Мышка».

Педагог: для следующей игры нам снова нужно присесть на стульчики. Мы звуки увидеть не можем, но можем услышать. Я кидаю вам звук, вы его ловите и запоминаете свою очередность. А теперь по очереди называется звуки, которые вы поймали и получится слово.

Какое слово было в конверте? (Мышка ). Молодцы, Но как вы знаете, зная звуки, можно составить схему слова. Для этого откройте  пакет с конструктором и высыпьте детали на коврик, чтобы они не скользили. Возьмите серую, длинную, прямоугольную форму. Выкладываем слово: слева-направо. Дети выкладывают слова с помощью кирпичиков ЛЕГО.

Какой первый звук. Гласный или согласный. Твердый или мягкий?(второй, третий, четвертый, пятый)


4 кладовая

Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “М”.

Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции.

Ребята, звуки м и мь мы слышим, а видим мы что?

Педагог: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Дети садятся за столы для письменных работ. Воспитатель показывает на карточке букву М.

Педагог: Соберите букву М из элементов, которые лежат у каждого на столе.

. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

- Пальчиковая гимнастика.

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)


На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)


В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)


На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

дети конструируют  букву.


Педагог: Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.


5 кладовая

9. Организация окончания занятия.

- Развитие зрительного восприятия.

Педагог: Мышка Мила решила проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки)

- Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. Как вы думаете, почему?

Педагог: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас

приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание – провести мышку по лабиринту к сыру –по желанию самостоятельно или с родителями дома.












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.