Конспект НОД по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [М], [М‘] и буква М»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе
"Звуки М, Мь и буква М"
Цель: создать условия для актуализации знаний детей о звуках м, мь и буквой М, как с письменным обозначением данных звуков,
с использованием образовательного набора ЛЕГО “УчисьУчиться”
Задачи:
- актуализировать знания детей о согласных звуках [М], [М‘] и графическим образом буквы М;
- закреплять умение детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [М], [М‘];
- продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схемы слова “мышка”
- развивать навыки словообразования прилагательных от существительных;
- упражнять детей в умении определять положение предмета на листе;
- развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса;
- продолжать развивать фонематический слух;
- развивать психические процессы: внимание, мышление, пространственное восприятие;
Оборудование:
Демонстрационный материал: красивый конверт с указанным адресом группы, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, образец буквы, 6 корзинок.
Раздаточный материал: разрезные картинки на подгруппу детей, карандаши синего и зеленого цветов, конструктор “УчисьУчиться”.
Ход занятия
1. Оргмомент
Воспитатель играет с детьми в игру “Дракон, принцесса , самурай”.
Педагог:Ребята, подойдите ко мне те, у кого имя начинается с …
Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить наш город, познакомиться с новым звуком и научиться узнавать букву, обозначающую этот звук, а поможет вам в этом наш проводник, который находится по ту сторону реки. будьте аккуратны!”
2. Работа над дыханием и голосом
- работа над силой речевого дыхания
Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”.
Дети видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.
- Хоть на улице и ранняя весна, лед уже хрупок, поэтому лучше использовать эти камни для переправы переправы через речку. Нужно перепрыгивать с камня на камень и называть звук, буква которого там изображена. Чем больше камень тем громче, резче и точнее мы произносим звук.
- работа над силой голоса
Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу воспитателя перепрыгивает с камня на камень, называет букву каждую букву все громче и чётко.
Перебравшись на другой берег, дети видят дом на магнитной доске. “Кто в домике живёт?”Садятся за места и отгадывают загадку:
Маленький рост, длинный хвост.
Серенькая шубка, острые зубки.
3. Сообщение темы.
- Работа над словообразованием прилагательного от существительного
Педагог достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая). Вот полевая мышка Мила будет нашим проводником в Алфавитиск. Но есть одна проблема.
- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.
Перед детьми появляется планшет – лабиринт.
Педагог: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными
ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.
1 кладовая.
Дети говорят маршрут, а педагог передвигает мышку
Воспитатель показывает карточку с предметами. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина).
Почему? (ответы детей).
Произнесём ещё раз слово “машина”, выделяя первый звук (мммашина).
Дети выделяют звук [М].
А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?
Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).
Дети выделяют звук [Мь].
Назовите еще раз первые звуки этих слов.
Педагог: Выйди ко мне, пожалуйста, ПЕтя и произнеси наши лишние слова, выделяя первый звук для всех ребят. Назови их.
Мммашина. [М]
Мммедведь. [Мь]
Педагог: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Вопросы по схеме:
- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)
Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).
Педагог: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки - звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь]какие? (звонкие).
Педагог: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).
2 кладовая.
Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове
Педагог: Дальше пройдем по нашему лабиринту и узнаем какое задание приготовила нам мышка Мила. Задание находится в конвертиках на ваших столах. Вызывает 2 ребят работать у доски.
Дети на столах работают с разрезными картинками на 2 детей.: мед,мороженое, помидоры, самолет, машина, метла.
Педагог: Разложите картинки на столе..Все картинки можно разделить на 2 группы. Как вы думаете на какие?Вы будите работать в парах.Слева расположите еду, справа транспорт.
И еще можно разделить картинки еще на 2 группы: Слова, где звук М и МЬ встречается в начале слова собирают на зеленый коврик; слова, где звуком М и МЬ встречаются в середине на коричневый.
3 кладовая
Развитие фонематического восприятия. Дети встают в круг.
Ребята мышка Мила устала и хочет с вами немного поиграть.. Я говорю слово, а вы определяете какой звук в этом слове:м или мь. Если М то приносим по одной твердой игрушке, а если Мь то мягкую игрушку.В зеленую корзинку надо собирать мягкие игрушки, а в синюю твердые игрушки. Слова: мак, мел, морковь,миска.
Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова «Мышка».
Педагог: для следующей игры нам снова нужно присесть на стульчики. Мы звуки увидеть не можем, но можем услышать. Я кидаю вам звук, вы его ловите и запоминаете свою очередность. А теперь по очереди называется звуки, которые вы поймали и получится слово.
Какое слово было в конверте? (Мышка ). Молодцы, Но как вы знаете, зная звуки, можно составить схему слова. Для этого откройте пакет с конструктором и высыпьте детали на коврик, чтобы они не скользили. Возьмите серую, длинную, прямоугольную форму. Выкладываем слово: слева-направо. Дети выкладывают слова с помощью кирпичиков ЛЕГО.
Какой первый звук. Гласный или согласный. Твердый или мягкий?(второй, третий, четвертый, пятый)
4 кладовая
Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “М”.
Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции.
Ребята, звуки м и мь мы слышим, а видим мы что?
Педагог: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Дети садятся за столы для письменных работ. Воспитатель показывает на карточке букву М.
Педагог: Соберите букву М из элементов, которые лежат у каждого на столе.
. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.
- Пальчиковая гимнастика.
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
дети конструируют букву.
Педагог: Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
5 кладовая
9. Организация окончания занятия.
- Развитие зрительного восприятия.
Педагог: Мышка Мила решила проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки)
- Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. Как вы думаете, почему?
Педагог: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас
приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.
Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание – провести мышку по лабиринту к сыру –по желанию самостоятельно или с родителями дома.