Конспект образовательной деятельности по автоматизации звука [с] в предложениях и чистоговорках.
Конспект образовательной деятельности по автоматизации звука [с] в предложениях и чистоговорках.
Предшествующая работа: артикуляционные упражнения комплекс 2, постановка звука [с] с механической помощью, заучивание кинезиологических упражнений и игр, заучивание приветствия, автоматизация звука [с] в слогах, в словах, в словосочетаниях.
Оборудование: наглядные отгадки к загадкам (картинки), схемы предложений, сюжетные картинки для задания № 4, 6, 7.
Ход образовательной деятельности:
1 Приветствие «Здравствуйте!»
Логопед встречает ребенка улыбкой и вместе выполняют движения и слова приветствия.
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали. (машем ладошками)
- Здравствуй, Ира! Расскажи какое у тебя настроение?
- Сегодня мы будем с тобой дальше работать над звуком [с]. Предлагаю вспомнить правильную артикуляцию звука. Ребенок всё рассказывает самостоятельно.
2.Повтори и отгадай загадки:
Всегда ходят, а с места не сходят. (часы)
Кто на голове лес носит? (олень)
Кто на себе свой домик носит? (улитка)
Мохнателькая, усатенькая,
Ест и пьёт, песенки поёт. (кошка)
- Молодец, Ирина! Ты хорошо отгадываешь загадки.
3. Повтори предложения (ребенок повторяет предложения за логопедом)
Контролируем правильное произношение звука [с].
Три слова :Ася моет посуду. Таксист водит такси. Стоит сухая осень. Весной тает снег. Бабуся месит тесто. Соня поёт песенки. Пастух пасёт стадо. Пёс сидит у будки. Дед косит косой.
Четыре слова: Сегодня Сима помоет посуду. Сава поедет на такси. В садах много насекомых. Наступает весенний сев. В окне погас свет.
4 Игра "Четвертый лишний"(подвижная игра)
Цель: закреплять умение выделять звук [c] на фоне слова.
Ход игры: на полу выкладываются картинки со звуком [c], одна картинка не содержит такой звук. Ребенок выполняет прыжки от картинки к картинке и называет их. На обратном пути нужно назвать только картинки со звуком [c], а лишнюю - перепрыгнуть
5 Упражнение «Ладонь - кулак». Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.
Руки, как глазки,
Закрылись – открылись,
Словно из сказки
Они появились.
6 Составь самостоятельно предложения по картине. Составь схему предложения. Сеня сеет капусту.
Осенью опадает листва.
7. Проговаривание чистоговорок на закрепление звука [с]:
В зависимости от уровня развития речи и возраста детей, чистоговорки можно «укорачивать» (т. е. сокращать количество слов, и, наоборот- «наращивать» (т. е. увеличивать количество повторяющихся слогов и слов).
Картинный материал: лиса, оса, ананас.
ОСА
Са-са-са - полосатая оса.
Су-су-су - не поймать в саду осу.
Сы-сы-сы - есть ли у осы усы?
ЛИСА
Са-са-са - будет в доме жить лиса.
Сы-сы-сы - дом просторный у лисы.
Су-су-су - дом порадует лису.
АНАНАС
Ас-ас-ас - купил Саня ананас.
Ус-ус-ус - сладок ананас на вкус.
Ос-ос-ос - прилетела сотня ос.
8 Итог занятия: что тебе понравилось? Что было легко? А что было на занятии трудно?
Литературные источники:
Спивак Звуки [с, сь, з, зь, ц] Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. Второе издание.М., 2014 г.
О.И. Крупенчук, О.В. Витязева «Движение и речь». Кинезиология в коррекции детской речи.СПб, 2020 г.