Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Л в словах, предложениях, чистоговорках с ребенком 5 лет
Пояснительная записка к презентации
Индивидуальное логопедическое занятие
по автоматизации звука Л
в словах, предложениях, чистоговорках с ребенком 5 лет.
«Путешествие с Лунтиком»
Разработала: Поздеева Валентина Ивановна
Цель: Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях, чистоговорках.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Л].
2. Закрепить произношение звука [Л] в словах, предложениях, чистоговорках.
1. Закрепить умение согласовывать существительные с числительными.
2. Упражнять в употреблении предлогов.
3. Упражнять в составлении коротких предложений.
Коррекционно- развивающие:
1. Развивать восприятие.
2. Развивать мелкую и общую моторику.
3. Развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, воображение.
4. Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость, самоконтроль.
2. Воспитывать отзывчивость, желание помогать.
Оборудование: ноутбук для демонстрации слайдов, музыкальный файл Е. Железновой «Пчелки», картинка с изображением Лунтика, сухой бассейн в виде ведёрка с горохом, картинка- раскраска, настольная игра- бродилка «Лунтик», ребристая дорожка.
При подготовке к занятию были использованы возможности программ Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, ресурсы сети Интернет.
Ход индивидуального логопедического занятия:
1. Организационный момент
Здравствуй, Лиза!
Посмотри, какое у меня есть ведерко, красивое, яркое. Тебе интересно, что там внутри?
Давай посмотрим.
(Перед ребенком ведерко, наполненное горохом «сухой бассейн», в нём спрятана картинка с изображением Лунтика).
Ты знаешь кто это?
Ответ ребенка: Лунтик.
2. Основная часть
Сообщение темы занятия
Правильно. К нам на занятие сегодня пришел гость, и зовут его Лунтик. Он предлагает нам вместе с ним отправиться в путешествие, на сказочную полянку, где живут его друзья. Ты хочешь побывать на сказочной полянке?
Назови первый звук в имени Лунтик.
-звук [Л]
Правильно, сегодня вместе с Лунтиком мы будем закреплять звук [Л].
Артикуляционная гимнастика
- Чтобы отправиться в путь, нам нужно сделать гимнастику для нашего язычка, давай научим и Лунтика!
1 слайд. "Улыбка» («лягушка»).
Наша Лиза озорница тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, - говорит.
-Я теперь - Лягушка!
(Ребенок выполняет упражнение: «губы в улыбке, зубы не видны» Удерживает его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.)
2 слайд. " Блинчик"
Язык, как блинчик, положи,
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять
(Ребенок улыбается, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на нижней губе. Удерживает его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.)
3 слайд. "Варенье"
Нашей Лизе очень смело
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать
(Рот ребенка открыт, широким языком обхватывает верхнюю губу и «слизывает» воображаемое варенье вглубь рта. Производит движения язычком не из стороны в сторону, а вперед-назад.)
4 слайд. "Качели"
На качелях я качаюсь,
Вверх лечу и вниз спускаюсь.
(Рот открыт, напряженным язычком тянется то вверх к носу, то вниз к подбородку. Выполняет под счет: «раз-два, раз-два»).
- Молодец!
Уточнение артикуляции и характеристика звука [Л]
Лиза, расскажи, как нужно правильно произносить звук [Л].
Где должен быть язычок?
Ответ ребёнка: Губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаем воздух теплый.
5 слайд. Звук [Л] согласный, потому что язычок встречает препятствие, зубки, звонкий.
Закрепление изолированного произношения звука [Л]
Ну, теперь можно отправляться в путь!
6 слайд. Игра "Лодочка"
Перед нами широкая река, как нам перебраться через неё?
Ответ ребёнка: На лодке.
Правильно, нам нужна лодка.
Садимся в лодку плывем "Л-л-л-л"
Ребенок долго произносит звук [Л].
- Вот мы и добрались до полянки!
-Здесь живет Лунтик и его друзья. Ты знаешь кто это? (Выкладывается картинка – игра).
Ребёнок рассматривает картинку, называет друзей Лунтика.
Игра- бродилка «Лунтик».
Миле необходимо дойти до Лунтика. На пути ждут препятствия. Нужно передвигатья по указателю- стрелочке, правильно назвать слова на каждом секторе, на котором остановился. Если остановился на желтом круге - надо посчитать предмет «1-2-5». Круг с треугольником – назвать прилагательное+ существительное. Круг со стрелкой – игрок называет существительное +глагол. (Логопед и ребенок играют вместе за столом).
Упражнение: «Я начну, а ты продолжи» с мячом.
Я летал – а ты… летала
Я бежал – …бежала
Я сидел – …сидела
Я смотрел – смотрела
Я спал – …спала
Я играл – играла…
Развитие фонематического восприятия
Мила торопилась в гости к Пчеленку и уронила корзинку с гостинцами, давай поможем ей собрать все обратно.
7 слайд. Игра «Помоги Миле»
Выбирай и называй только те продукты, в названии которых ты слышишь звук[Л] (если ребёнок называет неправильно продукт, то он остаётся на месте, не передвигается)
Ребёнок называет слова: масло, молоко, яблоко, колбаса, клубника, булочка, шоколад.
Слайд 8. Логопед: Лунтик с друзьями предлагают вместе пойти к Пчеленку. Нужно пройти по мостику и проговорить чистоговорки.
«Пройди по мостику» (на полу лежит ребристая дорожка, ребенок идет по ней и рассказывает чистоговорки).
Ло-Ло-Ло – на улице тепло
Лу-Лу-Лу – увидела пчелу
Ла –Ла -Ла – прилетела к нам пчела
Логопед: Мы подошли к домику пчел.
Физминутка «Пчелки» (координация речи с движениями).
Логопед: А теперь давай прогуляемся по волшебной полянке.
Употребление предлогов (в, на, за, под, над, около)
Пока Лунтик и Мила играли на полянке, потеряли все игрушки, да и сами спрятались, давай вместе с Пчеленком найдем друзей и их игрушки.
Игра «Прятки» (На картинке надо найти игрушки и назвать, где они находятся).
Ответ ребёнка: Лопата лежит под столом, кукла стоит на столе, колокольчик лежит в лукошке, Лунтик спрятался за тюльпанами, Мила летает над цветком, лошадка стоит около фиалки.
3. Заключительная часть. Рефлексия
Ты, Лиза, - молодец! Понравилось тебе играть с Лунтиком и его друзьями?
В какие игры тебе больше всего понравилось играть?
Чему ты научила Лунтика?
Лунтик говорит тебе спасибо и дарит тебе на память свой портрет. (Картинка -раскраска с изображением Лунтика)
До следующего занятия. До свидания!