Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках»

2
0
Материал опубликован 20 February 2020

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках»

Цель: автоматизировать звук [ш] в словах, предложениях, чистоговорках.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

закреплять навык автоматизации звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках.

упражнять в употреблении предлогов, согласовании существительных с числительными;

учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

2. Коррекционно-развивающие:

развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционный аппарат;

развивать фонематический слух, зрительное  восприятие, внимание;

формировать правильное речевое дыхание.

3. Коррекционно-воспитательные:

формировать  контроль за собственной речью, развивать познавательную активность. 

Оборудование: кукла Маша; игрушка Миша; картинки с изображением упражнений артикуляционной гимнастики  («Мерсибо»); цветы из бумаги; картинка избушки; предметы домашней обстановки (стол, лавочка, сундук); предметные картинки со звуком [ш]; схемы слов для определения места звука в слове (шапка, кувшин, ландыш); Су-Джок  массажёр (шар и два кольца); шишки.

Ход занятия

I. Вводная часть

Логопед: Кто пришел к нам на занятие? (показываю куклу). Правильно к нам пришла кукла Маша. Какой знакомый нам звук есть в имени МАША? (Звук [Ш]). Правильно, Маша тоже хочет научиться правильно и красиво говорить и сегодня мы покажем, как мы учимся произносить звук [ш].

Логопед выкладывает на стол схему звука [ш]. 

Характеристика звука. Логопед:  Скажи, пожалуйста, что делают наши губы, зубы и язык когда мы произносим звук [ш]? (Наши губы округляются, зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу).

- Что еще ты можешь сказать про этот звук? (Звук [ш] – согласный).

- Почему ты считаешь, что он согласный? (Его нельзя пропеть. Воздух, выходя изо рта, встречает преграду).

- А какой воздух идет, когда мы произносим звук [ш] – теплый или холодный? (Теплый).

II. Основная часть

Логопед: Маша по утрам любит делать гимнастику для язычка, посмотри она и картинки принесла. Давай вместе с Машей сделаем артикуляционную гимнастику.

Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика).

1. Утром Машенька проснулась и улыбнулась. («Улыбка» - губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы.)

2. Поиграла с губками («Трубочка» - губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед.), а затем опять улыбнулась. Пошла завтракать.

3. Взяла и испекла блинчик («Блинчик» - улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу).

4. Взяла чашечку («Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам).

5. Потом она пошла качаться на качелях («Качели»- рот открыт, кончик языка поочередно ставить за верхние, затем за нижние зубы).

6. А потом играла в мяч («Футбол»- губы сомкнуты, язык упирается с внутренней стороны рта, сначала в одну сторону, затем в другую). 

Логопед: Молодец! А теперь мы с Машей пойдем погуляем. Вот мы пришли на полянку, посмотри сколько цветов. Давай понюхаем цветочки.

Формирование правильного дыхания. Логопед: Воздух набираем носиком, выдыхаем через рот, щечки не надувать, плечи не поднимать, выдох должен быть длительный, плавный.

Развитие фонематического слуха Логопед: идем дальше, смотри, избушка. Как ты думаешь, кто живет в лесной избушке? Давай постучим, но постучать нужно вот так (логопед выстукивает ритм) тогда дверь откроется. Повтори, как я.  Ребенок повторяет, дверь открывается, но в домике никого нет. Наверное Миша по лесу бродит.

Развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук шариком Су-Джок Логопед:  Посмотри, что у Миши есть в домике. Вот мешок, может там что-то спрятано? Просовывай руку в мешок, Что там? Ребенок обнаруживает Су-Джок массажёр (шар и два кольца). 

Массаж пальцев рук:

Медвежонок в гости шел.

К рыжей белке он зашел,

И к ежу зашел в нору.

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!

Закрепление звука [ш] в словах Логопед: Посмотри, какой беспорядок у Миши, все вещи разбросаны. Давай соберем вещи (ребенок собирает картинки и проговаривает названия предметов).  

Автоматизация звука [Ш] в предложениях, закрепление употребления предлогов.

Логопед: Давай вместе с Машей наведем порядок в доме, расставим все предметы по местам (кувшин мы поставим на стол, шапку мы положим в сундук, мишку мы посадим на лавку, шишку мы положим в сундук). Определение места звука в словах (начало, середина, конец)

Логопед: Посмотри, карточки с заданиями. Мишка, наверное тоже занимается. Давай выполним задание: нужно определить место звука Ш в словах ШАПКА, КУВШИН, ЛАНДЫШ. Давай обозначим звук Ш на схемах синим квадратиком (звук Ш – согласный). Логопед: Молодец! У тебя хорошо получается.

Я слышала какой то шум, это наверное мишка возвращается домой. 

Физминутка.

Мишка по лесу шагал,

Мишка палку увидал.

Бросил палку кверху мишка.

Падай с елки в шапку шишка! (движения по тексту)

Согласование существительных с числительными.

Логопед: Ой! Сколько шишек нападало. По дорожке мы пойдем и все шишки соберем. Собираем шишки и считаем. 

Логопед: Пришел мишка домой, а там чистота и порядок. Все игрушки по местам стоят.

Логопед: - А тем временем, Машенька сварила вкусную кашу для Миши.

Автоматизация звука [Ш] в чистоговорках.

Ребёнок за логопедом повторяет чистоговорки.

Ошка-ошка-ошка - где моя большая ложка.

Ошку-ошку-ошку - дайте мне большую ложку.

Ошкой- ошкой- ошкой –буду кашу кушать ложкой.

III. Заключительная часть, рефлексия

Логопед: Маше пора возвращаться домой. -  Какой звук мы сегодня закрепили на занятии? Какое задание тебе понравилось больше всего? А какое задание было самым трудным? Молодец, ты справилась со всеми заданиями!

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.