Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках»
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках»
Цель: автоматизировать звук [ш] в словах, предложениях, чистоговорках.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
закреплять навык автоматизации звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках.
упражнять в употреблении предлогов, согласовании существительных с числительными;
учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
2. Коррекционно-развивающие:
развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционный аппарат;
развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание;
формировать правильное речевое дыхание.
3. Коррекционно-воспитательные:
формировать контроль за собственной речью, развивать познавательную активность.
Оборудование: кукла Маша; игрушка Миша; картинки с изображением упражнений артикуляционной гимнастики («Мерсибо»); цветы из бумаги; картинка избушки; предметы домашней обстановки (стол, лавочка, сундук); предметные картинки со звуком [ш]; схемы слов для определения места звука в слове (шапка, кувшин, ландыш); Су-Джок массажёр (шар и два кольца); шишки.
Ход занятия
I. Вводная часть
Логопед: Кто пришел к нам на занятие? (показываю куклу). Правильно к нам пришла кукла Маша. Какой знакомый нам звук есть в имени МАША? (Звук [Ш]). Правильно, Маша тоже хочет научиться правильно и красиво говорить и сегодня мы покажем, как мы учимся произносить звук [ш].
Логопед выкладывает на стол схему звука [ш].
Характеристика звука. Логопед: Скажи, пожалуйста, что делают наши губы, зубы и язык когда мы произносим звук [ш]? (Наши губы округляются, зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу).
- Что еще ты можешь сказать про этот звук? (Звук [ш] – согласный).
- Почему ты считаешь, что он согласный? (Его нельзя пропеть. Воздух, выходя изо рта, встречает преграду).
- А какой воздух идет, когда мы произносим звук [ш] – теплый или холодный? (Теплый).
II. Основная часть
Логопед: Маша по утрам любит делать гимнастику для язычка, посмотри она и картинки принесла. Давай вместе с Машей сделаем артикуляционную гимнастику.
Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика).
1. Утром Машенька проснулась и улыбнулась. («Улыбка» - губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы.)
2. Поиграла с губками («Трубочка» - губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед.), а затем опять улыбнулась. Пошла завтракать.
3. Взяла и испекла блинчик («Блинчик» - улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу).
4. Взяла чашечку («Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам).
5. Потом она пошла качаться на качелях («Качели»- рот открыт, кончик языка поочередно ставить за верхние, затем за нижние зубы).
6. А потом играла в мяч («Футбол»- губы сомкнуты, язык упирается с внутренней стороны рта, сначала в одну сторону, затем в другую).
Логопед: Молодец! А теперь мы с Машей пойдем погуляем. Вот мы пришли на полянку, посмотри сколько цветов. Давай понюхаем цветочки.
Формирование правильного дыхания. Логопед: Воздух набираем носиком, выдыхаем через рот, щечки не надувать, плечи не поднимать, выдох должен быть длительный, плавный.
Развитие фонематического слуха Логопед: идем дальше, смотри, избушка. Как ты думаешь, кто живет в лесной избушке? Давай постучим, но постучать нужно вот так (логопед выстукивает ритм) тогда дверь откроется. Повтори, как я. Ребенок повторяет, дверь открывается, но в домике никого нет. Наверное Миша по лесу бродит.
Развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук шариком Су-Джок Логопед: Посмотри, что у Миши есть в домике. Вот мешок, может там что-то спрятано? Просовывай руку в мешок, Что там? Ребенок обнаруживает Су-Джок массажёр (шар и два кольца).
Массаж пальцев рук:
Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И к ежу зашел в нору.
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!
Закрепление звука [ш] в словах Логопед: Посмотри, какой беспорядок у Миши, все вещи разбросаны. Давай соберем вещи (ребенок собирает картинки и проговаривает названия предметов).
Автоматизация звука [Ш] в предложениях, закрепление употребления предлогов.
Логопед: Давай вместе с Машей наведем порядок в доме, расставим все предметы по местам (кувшин мы поставим на стол, шапку мы положим в сундук, мишку мы посадим на лавку, шишку мы положим в сундук). Определение места звука в словах (начало, середина, конец)
Логопед: Посмотри, карточки с заданиями. Мишка, наверное тоже занимается. Давай выполним задание: нужно определить место звука Ш в словах ШАПКА, КУВШИН, ЛАНДЫШ. Давай обозначим звук Ш на схемах синим квадратиком (звук Ш – согласный). Логопед: Молодец! У тебя хорошо получается.
Я слышала какой то шум, это наверное мишка возвращается домой.
Физминутка.
Мишка по лесу шагал,
Мишка палку увидал.
Бросил палку кверху мишка.
Падай с елки в шапку шишка! (движения по тексту)
Согласование существительных с числительными.
Логопед: Ой! Сколько шишек нападало. По дорожке мы пойдем и все шишки соберем. Собираем шишки и считаем.
Логопед: Пришел мишка домой, а там чистота и порядок. Все игрушки по местам стоят.
Логопед: - А тем временем, Машенька сварила вкусную кашу для Миши.
Автоматизация звука [Ш] в чистоговорках.
Ребёнок за логопедом повторяет чистоговорки.
Ошка-ошка-ошка - где моя большая ложка.
Ошку-ошку-ошку - дайте мне большую ложку.
Ошкой- ошкой- ошкой –буду кашу кушать ложкой.
III. Заключительная часть, рефлексия
Логопед: Маше пора возвращаться домой. - Какой звук мы сегодня закрепили на занятии? Какое задание тебе понравилось больше всего? А какое задание было самым трудным? Молодец, ты справилась со всеми заданиями!