12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федосова Елена Фоминична65
учитель музыки и педагог дополнительного образования, веду вокально-хоровой кружок "Фантазия"
Россия, Карачаево-Черкессия респ., село Коста Хетагурова
5

Конспект открытого урока "БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД. Город не сломлен, пока в нем звучит музыка"


Урок музыки в 7 классе


Тема:                                      «БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД.

                                 Город не сломлен, пока в нем звучит музыка».


Цели урока:

- воспитание у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, к своему народу

- развитие гражданского самосознания и активности

- Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.


Задачи урока:

- учить проводить анализ музыкального произведения

- развить способность нравственного осмысления добра и зла

- высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Личностные:

- осознать глубину разделения понятий «добра» и «зла»

- развивать чувство сопереживания

- воспитывать чувство уважения и благодарности к ветеранам

Метапредметные:

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

- умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе

Предметные:

- знакомство и разбор Симфонии № 7 Шостаковича.


УУД:

Личностные: осознать необходимость изучения трагических страниц нашей истории, изучение музыки военных лет

Регулятивные: вносить необходимые дополнения; применять установленные правила в жизни, планировать свою деятельность под руководством учителя; оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; прививать любовь и интерес к пению

Познавательные: работа с текстом, делать анализ и отбор информации , самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом (ставить вопросы, предлагать помощь)


Тип урока: изучение нового материала


Форма работы учащихся: коллективная и групповая.


Методы, используемые на уроке: стимулирующие методы (проблемно-поисковый); метод вариативности ответов (различные формы импровизации, метод размышления о музыке, образное сравнение); словесные методы (беседа, рассказ); практический метод.


Музыкальный материал урока:

Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская» I часть ГП (слушание)

                                                                   «Эпизод нашествия» (слушание)

                                                                    Финал (слушание)


Дополнительный материал:

Портрет композитора Д. Д. Шостаковича, фотографии дневника Тани Савичевой и блокадного Ленинграда.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя Проверка готовности к уроку.

Знакомство учащихся с планом урока и постановка цели урока.


2. Сообщение темы урока.

Сообщение темы урока. На доске цитата:

                                              «О ночное воющее небо,

                                              Дрожь земли, обвал невдалеке,

                                              Бедный ленинградский ломтик хлеба,

                                              Он почти не весит на руке»

                                                                                      Ольга Берггольц


3. Работа по теме урока.

Сегодня мы говорим об этой теме не случайно. В эти дни у нас две памятные даты и обе они касаются блокадного Ленинграда.

27 января освобождение Ленинграда от блокадного плена и 23 января день рождения самой знаменитой Ленинградской школьницы Тани Савичевой.
Мир и война – две противоположных сущности, два понятия, абсолютно несовместимые друг с другом. Судьбы людей, действия, обстановка, эмоции – все в них абсолютно противоположно.

Ребята, подумайте, какие вы можете назвать противопоставления, относящиеся к образам этих разных миров.

Ответы учащихся: мир создания, мир творчества – мир краха, мир разрушения; добро-зло; жизнь-смерть; сытость-голод; победа-поражение; любовь-ненависть; храбрость-страх и т.д.

Ученик читает отрывок “Ленинградской поэмы” О. Берггольц (Приложение № 1)

Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы и страдания несет она…

Мы много знаем о войне, много о ней слышали, потому что война пришла в каждый дом. Одной из самых ужасных и трагических станиц истории стала оборона Ленинграда.

Захват Ленинграда был составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР — плана “Барбаросса”. В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3 - 4 месяцев лета и осени 1941 года. К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР.

Всё лето день и ночь около полумиллиона человек создавали в городе рубежи обороны. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу. Тогда немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Они сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары.

В этот же день – 8 сентября 1941 года была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной – эта дата считается началом блокады длившейся 872 дня.

В ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года.

Размер продовольственного пайка составлял:

Войскам первой линии — 500 граммов в сутки;

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов - 300 граммов;

Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки,

Служащим, старикам и детям до 12 лет — по 125 граммов,

При этом 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки, чтобы придать хлебу больший объем. Все остальные продукты почти перестали выдаваться

Положение горожан резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной смерть прохожих на улицах — люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Страшные картины тех дней, дней блокады. Они оживают перед нами на страницах писем и дневников жителей осажденного города. О некоторых таких «Дневниках» мы знаем, о других – нет, но обязательно узнаем когда-нибудь. Самыми известными вестниками горя тех страшных дней стали 9 страниц из дневника маленькой девочки Тани Савичевой, ученицы начальных классов из блокадного Ленинграда, которая, пройдя через голод и холод, пережив смерть своих родных, в блокноте своей старшей сестры Нины оставила эти 9 страниц,

9 памятников своей семьи…

Ученик читает о семье Савичевых (Приложение № 2)

Сколько было таких маленьких девочек и мальчиков, известных как Таня Савичева и неизвестных. Одни ушли в вечность от голода и болезней - другие выжили….

Но, несмотря на всю тяжесть этого времени, на смерть, голод, страх, люди не утратили способности мыслить, мечтать, верить, надеяться, творить и сочинять.

И ярким тому примером является личность коренного ленинградца, великого русского композитора Д.Д. Шостаковича (1906 – 1975). Его Седьмая симфония, получившая название “Ленинградской”, – одно из выдающихся музыкальных произведений времен Великой Отечественной войны. Значительная часть симфонии создавалась композитором осенью 1941 года в Ленинграде, в дни смертельной борьбы с врагом. Он писал ее в доме, который едва ли не поминутно сотрясался от взрывов.

Позже Шостакович сказал: “С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка”

Седьмая симфония состоит из 4 частей, но первая – самая значительная. Сам Д.Д.Шостакович писал так: “Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война”.

В начале и конце первой части воплощен образ мирной Родины: величественный, широкий. Сейчас мы с вами послушаем музыкальный отрывок и вы выполните Задание № 1 в карточках. Какие из предложенных стихов, на ваш взгляд, соответствуют звучащей музыке.

Д. Шостакович. Симфония № 7 1 часть ГП (слушание)

Итак, кто поделится своими соображениями? ОТВЕТЫ.

Хорошо. Второй образ симфонии - злой, бесчеловечный в своей звериной жестокости образ разрушительной силы. Он и занимает средний раздел первой части. Этот образ уникален в мировой музыке своей неповторимой конкретностью, сочетанием зловещей фантастичности и предельной реальности. Это знаменитый эпизод фашистского нашествия - потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Сейчас мы его услышим и для вас второе задание в карточках (Задание № 2).

1. Попытайтесь представить картину того времени, условия, в которых создавалась симфония, чувства людей блокадного Ленинграда.

2. Попробуем дать характеристику музыке из ваших эмоций. Отметьте в карточках те прилагательные, которыми бы вы охарактеризовали музыку, которую сейчас услышите.

Д. Шостакович. Симфония № 7 1 часть Эпизод нашествия (слушание)

Давайте послушаем, какие эпитеты вы выбрали для характеристики этот музыкального фрагмента? ОТВЕТЫ.

Молодцы. Итак… 9 августа 1942 г. на сцену Большого зала филармонии вышли музыканты.

(Фоном - Д. Шостакович. Симфония № 7 Финал (слушание)

Оркестранты едва ли не падали в обморок от голода, на дирижере фрак висел, как на вешалке. Под потолком, невзирая на сотрясающиеся от снарядов стены, висели хрустальные люстры. Исполняли “Ленинградскую” симфонию Д. Д. Шостаковича. Одновременно музыку транслировали через репродукторы во всем городе. Рассказывают, что немцы, услышав звуки ленинградской симфонии, доносящиеся до них из города, просто опешили — они были абсолютно уверены, что город мертв. Когда оркестр заиграл финал, зал встал. 

Только 18 января 1943 года было разорвано кольцо блокады. А окончательно блокада была снята в январе 1944 года. 27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады — разгрома немцев под Ленинградом.

Ученик читает отрывок “Ленинградской поэмы” О. Берггольц «Ленинградский салют» (Приложение № 3)

4. Итог урока.

Много горя человеческого принесла эта война, много трудных фронтовых дорог.

Ну а верным помощником бойца всегда была хорошая песня. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминая родных и близких, с песней шел в бой. Как сказал МАЭСТРО, известный персонаж кинофильма «В бой идут одни старики»: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!». Давайте и мы с вами тоже споем одну из военных песен.

Исполнение учащимися песни «Смуглянка».

Спасибо вам всем за прекрасную работу. На этом наш урок окончен. До свидания.


Приложение №1

(Отрывок из «Ленинградской поэмы» Ольги Берггольц)

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть, как тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Такой свободой бурною дышали,

Что внуки позавидовали б нам.

О, да, мы счастье страшное открыли –

Достойно не воспетое пока, –

Когда последней коркою делились,

Последнею щепоткой табака;

Когда вели полночные беседы

У бедного и дымного огня,

Как будем жить, когда придет победа,

Всю нашу жизнь по-новому ценя…


Приложение № 2

Таня Савичева жила в Ленинграде в большой и дружной семье с мамой, бабушкой, сестрами Женей и Ниной, братьями Леонидом и Мишей. Дядя Василий и дядя Алексей жили в этом же доме этажом выше.

Михаил в начале войны оказался за линией фронта и ушёл в партизанский отряд. Женя сдавала кровь для раненых бойцов и работала по две смены подряд, иногда ночуя на заводе. Она не выдержала истощения и холода. И в блокноте на странице под буквой «Ж» появилась первая запись: “Женя умерла 28 дек в

12.00 час утра 1941 г.”
Бабушка умерла от голода 25 января. В блокноте на странице с буквой «Б» Таня написала: “Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.”
Лёке (Леониду), как и Жене, часто приходилось ночевать на предприятии, работая по две смены подряд. Лёка умер от истощения в заводском стационаре в 24 года.
На букве «Л» Таня, в спешке объединив два слова в одно, написала:
“Лёка умер 17 марта в 5 ч. утра в 1942 г.”

28 февраля 1942 года Нину вместе с предприятием, где она работала, эвакуировали по «дороге жизни» на «Большую Землю». Нина не смогла передать родным никакой весточки о себе.
Через две недели на букве «Д» Таня сделала запись, которая получилась не очень правильной и сбивчивой:
“Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г.”

Другой дядя, Алексей Савичев был настолько истощен, что его не смогла спасти даже госпитализация. Страница на букву «Л» уже была занята записью про брата Леонида и поэтому Таня сделала запись на развороте слева. “Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.”

О маме, Марии Игнатьевне на листке под буквой «М» Таня сделала соответствующую запись и слово «умерла» тоже почему-то пропустила. Очевидно, со смертью матери Таня потеряла надежду, что Михаил и Нина когда-нибудь вернутся домой, поэтому на буквах «С» «У» и «О» она пишет:
“Савичевы умерли”; “Умерли все”; “Осталась одна Таня” .

В августе 1942 года Таню отправили в эвакуацию. Но организм ее был настолько подорван, что 1 июля 1944 года, в четырнадцать с половиной лет, Таня умерла. Она стала единственной умершей из всех прибывших тогда детей детского дома № 48.


Приложение № 3

(Отрывок из «Ленинградской поэмы» Ольги Берггольц)

...И снова мир с восторгом слышит салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит освобожденный Ленинград!

...Мы помним осень, сорок первый, прозрачный воздух тех ночей,

Когда, как плети, часто, мерно свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач, твердили, диким взрывам внемля:

Ты проиграл войну, палач, едва вступил на нашу землю!

А та зима... Ту зиму каждый запечатлел в душе навек

Тот голод, тьму, ту злую жажду на берегах застывших рек.

Кто жертв не предал дорогих земле голодной ленинградской —

без бранных почестей, нагих, в одной большой траншее братской?!

Но, позабыв, что значит плач, твердили мы сквозь смерть и муку:

Ты проиграл войну, палач, едва занес на город руку!

Какой же правдой ныне стало, какой грозой свершилось то,

что исступленною мечтой, что бредом гордости казалось!

Так пусть же мир сегодня слышит салюта русского раскат.

Да, это мстит, ликует, дышит Победоносный Ленинград!


Карточки с заданиями

Задание № 1. Какое из стихотворений наиболее подходит, на ваш взгляд, этому музыкальному отрывку?

1. Во тьме казалось: город пуст;

Из громких рупоров – ни слова,

Но неустанно бился пульс,

Знакомый, мерный, вечно новый.

То был не просто метроном,

В часы тревоги учащенный,

Но наше твердое «живем!».

Не дремлет город осажденный. 

Всё, всё – и кладка кирпича

В стене, расколотой снарядом,

И трепет пальцев скрипача,

И песнь, что вечно горяча –

Биенье сердца Ленинграда!


2. В теченье этой медленной зимы,

Круша ее железные потемки,

«Мы не уступим. Каменные мы», –

ты говорила голосом негромким.

О город без огня и без воды!

Сто двадцать пять блокадных граммов хлеба.

Звериное урчание беды

с безжалостного, мертвенного неба.

Мы вырвались из этой длинной тьмы,

прошли через заслоны огневые.

Ты говорила: «Каменные мы!»

Нет, мы сильнее камня, мы – живые!



Задание № 2. Попытайтесь представить картину того времени, условия, в которых создавалась симфония, чувства людей блокадного Ленинграда. Попробуйте дать характеристику музыке из ваших эмоций. Отметьте в списке те слова, которыми бы вы охарактеризовали музыку, которую сейчас слышите.


Амбициозный, атакующий, баюкающий, бандитский, бархатный, бездушный, безмятежный, беспечный, бесчеловечный, бряцающий, весёлый, вздорный, визгливый, волшебный, воркующий, враждебный, вялый, гадкий, гибкий, гордый, грозный, грубый, грустный, гулкий, дерзкий, дивный, дикий, добрый, домашний, дряблый, дрянной, дряхлый, ерундовый, жадный, жалкий, жаркий, жгучий, жестокий, жестяной, жёсткий, журчащий, задорный, занудный, знойный, игривый, изящный, искусственный, мерзкий, механический, монотонный, нудный, свирепый, торжествующий, умиротворяющий.












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.