Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Эндокринная система. Железы внутренней секреции»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
Конспект открытого урока
«Эндокринная система. Железы внутренней секреции»
Учитель биологии
Заргарова И.М.
Ставрополь, 2018
Цели урока:
1. Образовательные
Сформировать понятие «железы внутренней секреции», показать их роль в регуляции функций в организме человека, рассмотреть влияние гормонов на конкретных примерах, выяснить гипер- и гипофункции желез, показать различия их в организме человека.
2. Развивающие
Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, сформировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитательные
Воспитать чувство ответственности, способствовать формированию здорового образа жизни, развивать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование:
Таблица «Железы внутренней секреции»;
презентация (учитель) «Железы внутренней секреции»;
видео-материал «Модель нашей Вселенной»;
видео-материал «Механизм действия гормонов»;
презентация 1(учащийся): «Гипофиз»;
презентация 2(учащийся): « Щитовидная и паращитовидные железы»;
презентация 3(учащийся): «Надпочечники»;
презентация 4 (учащийся) «Поджелудочная железа и половые железы»;
видео-материал «Эффекты гормонов поджелудочной железы»;
презентация 5(учащийся) « Продукты, содержащие йод»;
отрывок из мультфильма «Карлик нос» Вильгельм Гауф;
отрывок из фильма «Гуттаперчевый мальчик»;
отрывок из фильма «Собачье сердце»
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Актуализация. Введение
Просмотр видео « Модель Вселенной – 1 часть».
Учитель: Ребята, подобно тому, как в Солнечной системе существует определенный порядок (т.е. планета Земля входит в состав Солнечной системы, а она в свою очередь является частью другой большой системы – Галактики), в организме человека существует связь между клетками, тканями, органами, системами органов, и все это функционирует как целостный организм.
Изучая системы органов, такие как пищеварительная, кровеносная, выделительная, мы с вами неоднократно говорили о регуляции работы этих систем. Напомните мне,
какие виды регуляции вы знаете? (нервная и гуморальная)
каким образом осуществляется нервная регуляция? (с помощью нервной системы посредством нервных импульсов)
каким образом осуществляется гуморальная регуляция? (с помощью гормонов)
что такое гормоны? (биологически активные вещества, поступающие непосредственно в кровь и регулирующие работу органов, обмен веществ в организме, его рост и развитие, постоянство внутренней среды)
какими свойствами обладают гормоны? (1. действуют на определенные органы в ничтожно малых количествах 2. после своего действия они разрушаются)
Видео «Механизм действия гормонов»
Выделение гормонов эндокринными железами осуществляется при участии нервной системы.
Между железами внутренней секреции нет прямых анатомических связей, но существует тесная взаимосвязь их функции. Их работу можно сравнить с игрой хорошего оркестра – каждая железа уверенно и тонко ведет свою партию. А в роль дирижера выступает главная железа внутренней секреции – гипофиз, подчиняющийся отделу ЦНС – гипоталамусу. Механизм взаимодействия между гипоталамусом, гипофизом и железами внутренней секреции отработан длительным эволюционным развитием и весьма надежен. Но достаточно сбоя в одном из звеньев этой сложной цепи, чтобы произошло нарушение.
1 задача. До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы. (Слайд №2)
2 задача. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. (Слайд №3)
Эти примеры демонстрируют нарушения в деятельности организма, и определяют важную проблему:
Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития? Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо сформулировать цель. Помогите, ребята, сформулировать цель нашего занятия. (Слайд №4)
Цель: Изучить роль эндокринной системы, причины и механизмы развития заболеваний желез внутренней секреции, их последствия для организма. (Слайд №5)
К железам внутренне секреции относятся (Слайд №6)
Вам дано было задание подготовить презентации по железам внутренней секреции.
Презентация 1: «Гипофиз»
Презентация 2: « Щитовидная и паращитовидные железы»
Презентация 3: «Надпочечники»
Презентация 4: «Поджелудочная железа и половые железы»
Видео «Эффекты гормонов поджелудочной железы»
Выступление учащегося с исследовательской работой:
Презентация «Содержание йода в продуктах питания»
Мне было дано задание - исследовать, какие продукты питания содержат достаточно большое количество йода.
Зоб это нарост, который может достигать более 1 кг, обычно бывает у людей, живущих в тех районах, где почва бедна йодом.
На выставке и в презентации представлены продукты питания, в которых достаточно большое содержание йода. Это йодированный хлеб, йодированный майонез, йодированная соль, морская капуста, которую можно употреблять в пищу в готовом виде или приготовить из нее различные салаты. Кроме того, существуют биологически активные добавки к пище для профилактики йоддефицитных заболеваний: йодомарин, йодактиктив, йодбаланс. Эти препараты применяют для профилактики нарушений в работе щитовидной железы. За год 1-2 курса достаточно. Рыбная продукция, особенно морская рыба, богата йодом. Издавна была традиция один день в неделе устраивать рыбный день. У нас в школе такая традиция тоже есть.
Болезни эндокринной системы практически не излечимы. Нужно большое внимание уделять профилактике. Щитовидная железа нуждается в витаминах. На нашем столе обязательно должны быть лимоны, яблоки, травянистые настойки шалфея. Помогут компрессы из глины, моркови, творога. Йод – химический элемент, который встречается во многих продуктах питания. Можно устраивать себе ванны, добавляя в воду минеральную соль мертвого моря, которая богата магнием, кальцием, калием, бромом, йодом. Можно принять ванну с экстрактом морской капусты. Нужно стараться как можно меньше нервничать, избегать волнений, стрессовых ситуаций. И, самое главное, как только заметите у себя тревожные симптомы, сразу же обращайтесь к эндокринологу.
Человек вызывает постоянный интерес не только у врачей, биологов и ученых, но также и у людей искусства – художников, писателей. Во многих произведениях литературы описаны образы людей с нарушением функции желёз внутренней секреции. Наши ребята в своих творческих работах опишут некоторые из них.
Работа №1
-Просмотр отрывка из мультфильма «Карлик нос» Вильгельм Гауф
- Выступление учащегося «Карлик Нос» Вильгельм Гауф (гипофиз)
Работа №2
-Просмотр отрывка из фильма «Гуттаперчевый мальчик»
-Выступление учащегося «Гуттаперчевый мальчик» Григорович Дмитрий Васильевич (паращитовидные железы)
«Гуттаперчевый мальчик» служит прекрасным примером к теме «Железы внутренней секреции», так как причиной столь необычайной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение выработки кальцитонина, снижающего концентрацию кальция в крови. Этот элемент «вымывается» из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, «закручивать» ноги, руки. Именно это мог делать «гуттаперчевый мальчик». Причина его необычайной гибкости не талант, а недуг.
Работа №3
Чтение отрывка «Живые мощи» Тургенев Иван Сергеевич (надпочечники) и анализ.
« Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из – под платка вылезают на лоб жидкие пряди желтых волос». У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета … Лицо не только не безобразное, даже красивое,- но страшное, необычайное… по нём, по металлическим его щекам, я вижу – силится … силится и не может расплыться улыбка»
Бронзовая болезнь является результатом атрофических изменений надпочечников. Для нее характерно общее нарушение процессов, отсутствие аппетита, тошнота, рвота, боли в области живота. Больной быстро теряет в весе, наступает истощение, появляются темные пятна на слизистых оболочках губ, десен, кожа лица и открытых частей тела приобретает цвет старой бронзы. Впервые была описана бронзовая болезнь английским врачом Аддисоном и поэтому называется также аддисоновой болезнью, при которой нарушается обмен между солей между кровью и ткаными тела.
Работа №4
- Просмотр отрывка из фильма «Собачье сердце»
- Выступление учащегося «Собачье сердце» Булгаков Сергей Николаевич (гипофиз и половые железы)
Преображенский Филипп Филиппович - профессор, хирург и экспериментатор, работающий над проблемой омоложения путем пересадки половых желез. Зимой подбирает на московской улице бездомного пса, которому дает кличку Шарик, и использует его в качестве подопытного животного, пересаживая ему семенные железы и гипофиз погибшего Клима Чугункина. Операции Преображенский проводит вместе со своим ассистентом, доктором Борменталем.
В начале повести в образе Преображенского подчеркнуты черты ученого – «олимпийца», пытающегося быть далеким от «земных» проблем: не случайны сравнения с волшебником, жрецом; очевидны ассоциации с Творцом, создающим Адама. Отрицая советскую власть за радикализм и насилие, он произносит монолог о бессмысленности террора и о том, что единственное средство благотворного воздействия на живое существо – ласка. Между тем сам Преображенский объективно предстает «революционером», изменяющим законы природы, а неожиданные результаты эксперимента заставляют его фактически прибегнуть к «террору». Конфликт Преображенского с его « детищем» - Шариковым – напоминает конфликт «отцов» и «детей». Он пытается воздействовать на Шарикова, убеждая того, что он «стоит на самой нижней ступени развития» и должен «учиться и стараться стать хоть сколько – нибудь приемлемым членом социального общества»,- но безуспешно. Поняв, что в результате эксперимента он всего лишь «воскресил» Клима Чугункина, Преображенский заключает, что никому не удастся «из этого хулигана сделать человека», а искусственная фабрикация подобных существ бессмысленна. В итоге он решается на обратную операцию; возвращая Шарикова в «собачье» состояние и воскрешая, таким образом, пса Шарика. В разговоре со следователем он заявил по поводу Шарикова, что тот не был человеком, хотя и разговаривал. «Наука еще не знает способа обращать зверей в людей» Однако в финале повести Преображенский вновь показан сидящим за письменным столом и рассматривающим человеческие мозги: это наводит мысль о возможности повторения.
Вернемся к началу урока:
Учитель: какие заболевания описаны в данных задачах?
в чем причина этих нарушений?
Вывод: отклонение от нормального развития возможно в результате нарушения деятельности желез внутренней секреции. (Слайд № 7)
Учитель: В качестве обобщения давайте назовем причины нарушения функций желёз внутренней секреции: (Слайд №8)
Яды, токсины (никотин, алкоголь, наркотические вещества)
Консерванты (их добавляют в продукты питания, в т.ч. в чипсы, жевательную резинку, сухарики)
Красители (газированные напитки, конфеты)
Летучие отравляющие соединения (пары бензина, ацетона)
Стресс
Экология
Обобщение
Учитель: Сегодня мы выяснили причины возникновения различных отклонений от нормального развития. К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными заболеваниями. Вы теперь будете знать, что многие из болезней поддаются лечению – главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту.
Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких! (Слайд № 9)
Домашнее задание: п. 59, задания 217, 219.
Видео «Возвращение на Землю»