Урок биологии в 8-9 классе «Функциональные нарушения желез пищеварительной системы. Гигиена пищеварения»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Основные понятия
гепатоциты, билирубин, панкреотит, трипсин, липазя, инсулин, глюкагон.
Изучение нового материала
Функциональные нарушения желез пищеварительной системы. Гигиена пищеварения
Большое значение в нормализации функции пищеварительной системы имеют ее железы: печень и поджелудочная железа, которые являются самыми крупными пищеварительными железами. По своему строению, расположению и функциям они тесно связаны между собой и органами желудочно-кишечного тракта.
Печень выполняет многообразные функции: 1. Она выделяет желчь, которая поступает в двенадцатиперстную кишку и способствует перевариванию и всасыванию жиров и жирорастворимых витаминов. 2. Печень участвует в процессах обмена белков, аминокислот, углеводов; биологически активных веществ (гормонов, витаминов). 3. Очень большая роль принадлежит печени в иммунных
(защитных) реакциях организма. Достаточно сказать, что в печени
концентрируется, а затем обезвреживается до 95% веществ, обладающих антигенными, т. е. чужеродными для организма, свойствами.
Масса печени от 1500 до 1800 г.: Она расположена в верхнем отделе брюшной полости. Верхняя поверхность выпуклая, как бы повторяет купол диафрагмы, к которой прилежит. Складка брюшины делит ее на большую правую и меньшую левую доли. Нижняя поверхность, обращенная к органам брюшной полости, почти плоская. В ней две продольные и одна поперечная борозды, которые делят нижнюю поверхность на четыре доли. Поперечную борозду называют воротами печени, так как здесь в нее входят печеночная артерия воротная вена , а выходят лимфатические сосуды, правый и левый , печеночные протоки, сливающиеся в общий печеночный проток. В правой продольной борозде расположен желчный пузырь, а в левой продольной борозде находится пупочная вена. В борозде нижней полой вены лежит односменная вена. Снаружи почти вся печень покрыта брюшиной, под ней находится соединительная оболочка, которая проникает в глубь печени и делит ее на дольки. Долек около 500 000. Они имеют форму многогранной призмы и состоят из множества печеночных клеток — гепатоцитов. Каждая призма-долька имеет свою систему желчевыводящих протоков, нервных волокон, и кровеносных сосудов. Главная роль в кровоснабжении печени принадлежит воротной вене, через которую проходит 70—80% поступающей в печень крови. Кровь, притекающая к гепатоцитам, очень богата питательными веществами. Желчь, которую синтезируют гепатоциты, оттекает по протокам, образующим желчные ходы, и наконец попадает в общий печеночный проток. Выйдя из ворот печени, проток сливается с желчным пузырем и формирует общий желчный проток печени. В кишечник желчь попа дает, лишь во время переваривания пищи. Если кишечник пуст, то желчь скапливается в желчном пузыре, объем которого около 40—60 см3. При попадании пищи в двенадцатиперстную кишку желчный пузырь рефлекторно сокращается, и желчь, поступая в кишечник, участвует в переваривании жиров. Она переводит их в растворимые соединения, и уже в тонком кишечнике они всасываются в кровь и лимфу. С желчью в кишечник поступают и отработанные продукты жизнедеятельности организма.
Строение печени
Основные функции печени: 1. Вырабатывает жёлчь, которая способствует переводу жиров в растворимое состояние. 2. Откладывает запасы питательных веществ, углеводов в виде гликогена, которые по мере надобности вновь поступают в кровь 3. Обеззараживает ядовитые вещества, которые образуются в организме или поступают с пищей. 4. Вырабатывает специальные химические вещества, которые регулируют кроветворение и улучшают состав крови. 5. Служит своеобразным фильтром: через нее проходит вся кровь, в которую всасываются все пищевые вещества из тонкого кишечника, кроме жиров (воротная система печени).
Еда наспех и всухомятку нарушает все процессы пищеварения. Пищевые массы, поступающие из желудка- в двенадцатиперстную кишку, недостаточно пропитываются желудочным соком, а содержащаяся в нем соляная кислота — один из главных стимуляторов желчеотделения^ Желчь выделяется в недостаточном количестве, и в результате пища не усваивается полностью.
Двенадцатиперстная кишка
Злоупотребление жирной и острой пищей требует повышенного расхода желчи и заставляет секреторный аппарат печени постоянно напрягаться, что приводит к нарушению механизмов желчеобразования и желчевыделения.
Желчекаменная болезнь наблюдается в 6—8 раз чаще у женщин, чем у мужчин. Отчасти это можно объяснить тем, что у большинства мужчин брюшной тип дыхания, сопровождающийся сокращением мышц живота и диафрагмы. Такой естественный массаж создает благоприятные условия для оттока желчи. Для женщин этот тип дыхания не характерен. Поэтому им полезно несколько фаз в день делать такое упражнение: вдыхая, сильно выпятить живот, выдыхая, втянуть его. 11е помешает это упражнение и мужчинам, особенно тем, кто ведет малоподвижный образ жизни.
Желчекаменная болезнь
Подумайте и ответьте. 1. Каковы функциональные особенности двенадцатиперстной кишки и что произойдет при их нарушении? 2. Каковы функциональные особенности печени и какие патологические нарушения ее деятельности вам известны? 3. Каковы функциональные особенности поджелудочной железы? 1. Каковы меры профилактики заболеваний двенадцатиперстной кишки печени, поджелудочной железы?
Объясните значение терминов: гепатоциты, билирубин, панкреотит, трипсин, липаза, инсулин, глюкагон.
Как определить диагноз болезни по цвету языка -
Первые симптомы проблем с желчным пузырем, которые не стоит игнорировать
Желчнокаменная болезнь .
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html