Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Типы текста»
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
Тема «Люблю тебя, природа, в любое время года!»
(Обобщающий урок по теме «Типы текстов»)
Цели урока:
Образовательная обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Типы текстов»;
Развивающая :совершенствовать навыки определения и составления текстов различны типов;
Воспитательная: содействовать развитию эмоциональной чуткости, внимательному отношению к художественному слову, воспитывать чувство любви и заботы к окружающей нас природе
Технологии урока: игровые формы, диалоговый метод, создание проблемной ситуации, парная, самостоятельная работа.
Виды деятельности учащихся: наблюдение над языковым материалом, работа с ОК редактирование текста, выборочное списывание, создание текста.
Эпиграф:
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам.
Н.Никитин
I. Организационный момент. Создание благоприятной и эмоциональной обстановки на уроке.
Здравствуйте! Здравствуйте те, кто радуется наступлению зимы! Здравствуйте те, кто тоскует по летнему солнышку. Здравствуйте те, кто готов активно и добросовестно трудиться на уроке, а я надеюсь, что таких будет большинство и наша встреча пройдет успешно.
Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям. Пусть улыбка поможет нам легко и радостно трудиться на сегодняшнем уроке
II. Вступительное слово учителя.
Ребята! Все в мире нашем удивительно и необычно. Необычная природа, окружающая нас. Не зря она волнует писателей и поэтов, не зря столько вдохновленных и проникновенных строк, музыкальных композиций и неповторимых картин посвятили ей они.
«Люблю тебя, природа, в любое время года!» А о какой поре года пойдет речь на нашем уроке вы сейчас, ребята, постарайтесь мне сказать, отгадав загадку:
Кто угадай-ка, седая хозяйка.
Тряхнет перинки,
Над миром пушинки? (Зима)
Да, несомненно, речь пойдет о зиме. Давайте вставим пропущенное слово в эпиграф и запишем его в тетради:
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
- Что мы выделим запятой? (обращение)
К людям, зверям или птицам
Можешь смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй!
III. Объявление целей и задач урока
На уроке мы будем не только говорить о зиме, но и мы с вами постараемся обобщить и систематизировать ваши знания по теме «Типы текстов», совершенствовать навыки по определению и составлению текстов различных типов, м будем развивать умения внимательного отношения к художественному слову.
Работать сегодня будем в группах. У вас лежит на столе «Памятка о работе в группах». Давайте их внимательно прочитаем.
Правила работы в группах:
Выслушать друг друга не перебивая.
Говорить по одному.
Не отклоняться от темы.
Мысли всех являются важными.
Каждый имеет право не участвовать в дискуссии.
Не заставляйте умолкать думающих по-другому.
Избегайте указаний, давления.
IV. Орфографическая разминка
У каждой поры года есть свой словарик. У зимы он тоже существует. Русский язык богат снежными словами. Давайте мы с вами запишем их. А для этого вам предстоит отгадать загадки. Проводим словарный диктант. (Учитель диктует загадки, а дети записывают слова в тетради.
Он пушистый, сребристый,
Белый, белый, чистый, чистый,
Ватой наземь лег. (Снег)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке? (Снежинки)
Зимою белел, весною присел,
Эх, мягка подушка,
Да не взять за ушко. (Сугроб)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узлов на окне. (Мороз)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель, вьюга)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце ее припечет-
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов,
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
V.Творческая работа «В гостях у художников слова»
А теперь давайте поработаем над поэтическими текстами, посмотрим, как русские поэты описывают зиму. Мы побываем с вами в творческой мастерской художников слова.
I группа отправится в гости к Ф.И.Тютчеву
II группа – И. А. Бунину
III группа – С. А. Есенину
(Задания отпечатаны, лежат в конвертах на партах)
I группа. Задание:
Вставить пропущенные слова в стихотворные строки,подчеркнуть дополнения, назвать метафоры.
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
Метафоры:
Лес околдован, стоит.
Он блестит.
II группа. Задание:
Вставить пропущенные слова в стихотворные строки, подчеркнуть определения, назвать сравнения.
Темный ельник снегами, как мехом
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.
И. Бунин
Сравнения:
Снега, как меха
Блестки, как алмазы
III группа. Задание:
Вставить пропущенные слова в стихотворные строки, подчеркнуть обстоятельства, назвать эпитеты.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна,
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Эпитеты:
Ковер шелковый; воробышки игривые, сиротливые.
-А почему воробышки сиротливые?
-А как мы должны позаботиться о птицах зимой?
Чтение стихотворения Н.Благининой «Мороз»
У нас приготовлено всё для зимы:
Рогожей укутаем яблоньки мы.
Побольше сенца в конуру принесём,
Беднягу дворнягу от стужи спасём.
Но птицы!
Как холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем!
Их надо кормить,
И тогда им будет легко
Пережить холода.
Чтение стихотворения А.Яшина «Покормите птиц» (индивидуальное домашнее задание)
VI.Физкультминутка
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем.
Крылья сложим назад.
VII.Повторение теоретического материала по ОК
- Что такое текст?
- Что такое тема, основная мысль текста?
- Назовите типы текстов.
- Укажите композиционную схему текстов различного типа.
(по группам)
VIII. Игра «Собери текст»
Ребята, я сегодня на урок принесла для вас тексты. Но вся беда в том, что я очень спешила на урок и перепутала части текста. Давайте вместе попробуем разобраться в этом. Пожалуйста, соберите текст, расположив последовательно каждую часть. Укажите тип текста.
I группа. Текст-повествование
Проказы старухи зимы
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться. Некуда птицам деваться. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны.
Видит зима, что птиц ей не догнать, тогда накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, зверей пугают. Не испугались они.
Пуще злится зима — до рыб она добирается. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали. Видно, весна недалёко!
II группа. Текст-описание
Зимний лес.
Чудесно в зимнем лесу. Вот вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. А вот ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берёстой.
Глубокий зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. Попробуй разбери в лесу снег до земли. Там кустики брусники, веточки черники. Все еще зеленеют круглые льстья вереска.
Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьется след лисицы. Пробороздил сугроб долговязый лось.
Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные икры. Хорош лес в зимнем уборе!
III группа. Проверка домашнего задания. Текст-рассуждение «Почему я люблю зиму?»
IX. Творческая работа. Составить текст-описание на тему «Снегопад».
Вот такой увидели зиму великие русские поэты и писатели. Давайте попробуем, и мы создать текст-описание на тему «Снегопад». Нарисуем зимний пейзаж.
I группа –снежинки
Снежинки: снежинки-сестрички, нарядные, хрустальные звездочки, сверкают, кружатся, белая стая, снежный пух.
II группа – деревья зимой
Деревья: снежные шапки, сверкают, ветви, горят, задремали, заколдовала.
III группа – снеговик
Снеговик Вася, сторожит, угольные глаза, морковный нос, удивленно смотрит, хоровод.
X. Контроль выполнения задания
Дети предлагают свой текст. На доске прикрепляют снежинки с предложениями. Получается картина с зимним пейзажем. Примерный текст:
Снегопад
Родились снежинки-сестрички в облаке высоко над землей. Все они похожи друг на друга, но наряд у каждой свой. Одна похожа на звездочку. Другая напоминает цветок, третья – кружевная, сверкающая. Они тихо кружатся в воздухе, белой стаей опускаются на землю. Снежный пух рассыпается по вей земле.
Звездочки хрустальных снежинок уселись на зеленых лапках елей и сосен. Искорками сверкают они на голых ветвях берез, дубов, осин. На снегу горят огнем плоды красавицы рябинки. Деревья задремали, заколдовала их зима.
Под деревьями уютно примостился снеговик Вася. Он как будто сторожит всю эту красоту. Его угольные глаза удивленно следят за снежинками. Самая красивая и пушистая из них опустилась на его морковный нос. А Васе приятно! Снежинки приглашают его в свой хоровод.
XI. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Молодцы! Справились с заданием. Вы хорошо поработали, дружно, слаженно. Что-то получилось, что-то нет. Главное, что мы искали, находили и не сдавались.
Ну, а как я оцениваю вашу работу, вы сейчас мне скажете сами, если правильно отгадаете кроссворд.
р | ы | л | , | е | м | т | в | я | д | о | б | а | ц | о | ! | ы |
1 | 16 | 12 | 7 | 2 | 10 | 5 | 8 | 4 | 14 | 13 | 3 | 6 | 15 | 11 | 17 | 9 |
XII. Домашнее задание
Выписать 4-5 загадок о зиме; подобрать стих, строки о зиме
Горбачёва Марина Юрьевна