Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Типы текстов»

1
0
Материал опубликован 9 November 2020

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: Роль имен прилагательных в речи.

Цель: учиться определять главную роль имен прилагательных в тексте и различать тексты описание и повествование;

 Задачи:

познакомить с отличительными признаками типов текста;

-определять роль прилагательных в речи;

- развивать умение правильно и последовательно излагать свои мысли, оформлять их в устной и письменной речи;

-развивать коммуникативные навыки уч-ся.


 

Предметные:

Метапредметные:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1.Орг.момент

(3 минуты)

-Очень рада войти в наш приветливый класс,

И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе –гений,

Но без труда и ум не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

-Я очень люблю уроки русского языка, поэтому у меня прекрасное настроение. А всем интересно узнать ваше настроение на сегодняшний урок.

-Закрасьте букву я в начале соответствующим вашему настроению цветом.

Зеленый-настроение отличное, хочу работать.

Желтый-работать буду, но без особого желания.

Красный -настроение плохое, ничего не хочется делать (слайд 1).

-Покажите карточку, чтобы все могли увидеть ваше настроение.

-Готовы работать? Думаю, что у нас всё получится.

1.Оценивают свое настроение.

Карточка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрашивают букву я в начале.

 

 

 

t1604924302aa.gif

Я Я

 

 

2. Актуализация знаний.

(8 минут)

1. Дифференцированная работа.

1) В парах дети решают лингвистическую «задачу».

При+лаг+а+тель+н+ое.

2) –Послушайте внимательно отрывок из стихотворения и попробуйте нарисовать в своем воображении картину, которую описывает автор:

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
(слайд 2).

-Из какого произведения отрывок? (К. Бальмонт «Снежинка»).

-О чём это произведение?

-Смогли ли вы представить снежинку?

-Какие слова вам в этом помогли?

-На какие вопросы отвечают эти слова?

-Какой части речи принадлежат эти вопросы?

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

-А что получилось у ребят, которые работали в парах?

Тема: Имя прилагательное. Типы текстов.

-Давайте сейчас вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.

Работа с оценочным листом (слайд 3).

 

-Поставьте галочку в том кружке, который соответствует вашей работе в выполнении задания.

2. Приём «ЗХУ».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

- Давайте тогда сформулируем цель нашего урока. Вам помогут слова-подсказки «научиться», «узнать».

 

 

1.В парах решают задачу.

Самооценка по алгоритму.

 

 

 

2.Фронтально слушают, представляют, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу.

Карточка с задачей: от каждого слова взять выделенную часть слова и составить новое слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя прилагательное.

Типы текстов описание и повествование.

Снежинка (на доске)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист.

3.Поисково-исследовательский

(15 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Снежинка закружилась в лёгком вальсе и на столах у вас появились конверты. Откройте их, прочитайте задание.

1.Работа с текстами (по группам).

Наступила чудесная зима. Сегодня ясный морозный день. Светит ослепительное солнце. Мягкий пушистый снег ровным слоем покрыл землю. Дети рады снежным забавам.

-Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

- К какому бы типу текста вы отнесли ваш текст?

-Почему не можем с уверенностью ответить на это вопрос?

Работа с оценочным листом.

2.Работа с текстами (в парах).

-Прочитайте внимательно предложенные тексты. Выпишите на листы в два столбика имена прилагательные из первого и второго текстов.

-Определите типы этих текстов.

-Почему так решили?

1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу.

2. Я люблю зимний лес. Особенно он хорош в ясный морозный день. Солнце освещает могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком.  

-Получается, что и в том и в другом тексте есть имена прилагательные. Но в 1 тексте их мало, а во 2 тексте описании их гораздо больше.

-Для чего такое большое количество имён прилагательных во 2 тексте?

-Давайте ещё понаблюдаем, чем текст повествование отличается от текста описания.

Будем рассуждать и заполнять таблицу.

-Какую цель ставил автор, составляя данный текст?

-Какой вопрос можно поставить к данному слову?

-Слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте, т.е. ключевые слова?

-Для чего нам понадобится эта таблица?

- К какому типу речи относятся эти строчки?

Работа с оценочным листом.

1.Две группы ищут и подчёркивают в тексте прилагательные, читают текст без них.

Три группы вставляют прилагательные в текст, проверяют друг друга, передвигаясь по часовой стрелке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают. Выписывают прилагательные. Определяют типы текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске:

(заполнять карточками)

 

 

Описание

Повествование

Цель

Нарисовать картину словами

Рассказать о развивающихся событиях

Вопрос к тексту

 

Какой предмет

(человек)?

Что происходит с предметом (человеком)?

Ключевые слова

Имена прилагательные

Глаголы

 

Тексты на карточках для первых групп.

Тексты и карточки с прилагательными для трёх групп.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

Практический этап

(8 минут)

1 вариант:

-На столах книги с произведениями Пришвина, Паустовского и др. с текстами.

2 вариант:

(карточки с текстом)

На лесной поляне.

Над поляной кружился … снежок. Солнце сияло … светом. Вокруг дремали … ёлочки. Снег укрывал их … лапки. Только … ветерок покачивал еловые макушки.

(Слова для справок: белый, ярким, зелёные, мохнатые, лёгкий)

 

-Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу пропущенные слова.  

-Пользуясь таблицей, определите, к какому типу речи относится данный текст?

Работа с оценочным листом.

Списывают, вставляют слова определяют тип текста.

 

Зачитывают тексты. Проверяют себя. Оценивают.

Книги, карточки с текстом.

5.Рефлексия

(5 минут)

1.Прием «Незаконченное предложение»

Имена прилагательные делают нашу речь …

Имена прилагательные помогают нам …

Мы не можем обойтись без имен прилагательных…

Если из нашей речи исчезнут все прилагательные, то…

2.Подведение итога в оценочном листе.

3.»Снежинка» знаний

4. Эмоциональная оценка «Я» в конце урока.

1.Отвечают на вопросы.

 

 

2.Выставляют итоговый балл.

3.Девочки прикрепляют картинку ученицы на этапы «снежинки знаний», затем мальчики.

4.Раскрашивают, показывают аудитории.

 

6.Домашнее задание.

-У.стр.35 упр.202 или из учебника «Лит.чтение» найти и выписать текст описание.

 

Записывают задание.

 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.