Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Типы текстов»
Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема: Роль имен прилагательных в речи.
Цель: учиться определять главную роль имен прилагательных в тексте и различать тексты описание и повествование;
Задачи:
- познакомить с отличительными признаками типов текста;
-определять роль прилагательных в речи;
- развивать умение правильно и последовательно излагать свои мысли, оформлять их в устной и письменной речи;
-развивать коммуникативные навыки уч-ся.
Предметные:
Метапредметные:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
||||||||||||
1.Орг.момент (3 минуты) |
-Очень рада войти в наш приветливый класс, И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе –гений, Но без труда и ум не впрок, Скрестите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок. -Я очень люблю уроки русского языка, поэтому у меня прекрасное настроение. А всем интересно узнать ваше настроение на сегодняшний урок. -Закрасьте букву я в начале соответствующим вашему настроению цветом. Зеленый-настроение отличное, хочу работать. Желтый-работать буду, но без особого желания. Красный -настроение плохое, ничего не хочется делать (слайд 1). -Покажите карточку, чтобы все могли увидеть ваше настроение. -Готовы работать? Думаю, что у нас всё получится. |
1.Оценивают свое настроение. Карточка
Закрашивают букву я в начале.
|
Я Я
|
||||||||||||
2. Актуализация знаний. (8 минут) |
1. Дифференцированная работа. 1) В парах дети решают лингвистическую «задачу». При+лаг+а+тель+н+ое. 2) –Послушайте внимательно отрывок из стихотворения и попробуйте нарисовать в своем воображении картину, которую описывает автор: Светло-пушистая, -Из какого произведения отрывок? (К. Бальмонт «Снежинка»). -О чём это произведение? -Смогли ли вы представить снежинку? -Какие слова вам в этом помогли? -На какие вопросы отвечают эти слова? -Какой части речи принадлежат эти вопросы? -Кто догадался, какая тема нашего урока? -А что получилось у ребят, которые работали в парах? Тема: Имя прилагательное. Типы текстов. -Давайте сейчас вспомним, что мы знаем об имени прилагательном. Работа с оценочным листом (слайд 3).
-Поставьте галочку в том кружке, который соответствует вашей работе в выполнении задания. 2. Приём «ЗХУ».
- Давайте тогда сформулируем цель нашего урока. Вам помогут слова-подсказки «научиться», «узнать».
|
1.В парах решают задачу. Самооценка по алгоритму.
2.Фронтально слушают, представляют, отвечают на вопросы.
Заполняют таблицу. |
Карточка с задачей: от каждого слова взять выделенную часть слова и составить новое слово.
Имя прилагательное. Типы текстов описание и повествование. Снежинка (на доске)
Оценочный лист. |
||||||||||||
3.Поисково-исследовательский (15 минут)
|
-Снежинка закружилась в лёгком вальсе и на столах у вас появились конверты. Откройте их, прочитайте задание. 1.Работа с текстами (по группам). Наступила чудесная зима. Сегодня ясный морозный день. Светит ослепительное солнце. Мягкий пушистый снег ровным слоем покрыл землю. Дети рады снежным забавам. -Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте? - К какому бы типу текста вы отнесли ваш текст? -Почему не можем с уверенностью ответить на это вопрос? Работа с оценочным листом. 2.Работа с текстами (в парах). -Прочитайте внимательно предложенные тексты. Выпишите на листы в два столбика имена прилагательные из первого и второго текстов. -Определите типы этих текстов. -Почему так решили? 1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу. 2. Я люблю зимний лес. Особенно он хорош в ясный морозный день. Солнце освещает могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком. -Получается, что и в том и в другом тексте есть имена прилагательные. Но в 1 тексте их мало, а во 2 тексте описании их гораздо больше. -Для чего такое большое количество имён прилагательных во 2 тексте? -Давайте ещё понаблюдаем, чем текст повествование отличается от текста описания. Будем рассуждать и заполнять таблицу. -Какую цель ставил автор, составляя данный текст? -Какой вопрос можно поставить к данному слову? -Слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте, т.е. ключевые слова? -Для чего нам понадобится эта таблица? - К какому типу речи относятся эти строчки? Работа с оценочным листом. |
1.Две группы ищут и подчёркивают в тексте прилагательные, читают текст без них. Три группы вставляют прилагательные в текст, проверяют друг друга, передвигаясь по часовой стрелке.
Читают. Выписывают прилагательные. Определяют типы текстов.
На доске: (заполнять карточками)
|
Тексты на карточках для первых групп. Тексты и карточки с прилагательными для трёх групп.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
|
||||||||||||
Практический этап (8 минут) |
1 вариант: -На столах книги с произведениями Пришвина, Паустовского и др. с текстами. 2 вариант: (карточки с текстом) На лесной поляне. Над поляной кружился … снежок. Солнце сияло … светом. Вокруг дремали … ёлочки. Снег укрывал их … лапки. Только … ветерок покачивал еловые макушки. (Слова для справок: белый, ярким, зелёные, мохнатые, лёгкий)
-Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу пропущенные слова. -Пользуясь таблицей, определите, к какому типу речи относится данный текст? Работа с оценочным листом. |
Списывают, вставляют слова определяют тип текста.
Зачитывают тексты. Проверяют себя. Оценивают. |
Книги, карточки с текстом. |
||||||||||||
5.Рефлексия (5 минут) |
1.Прием «Незаконченное предложение» Имена прилагательные делают нашу речь … Имена прилагательные помогают нам … Мы не можем обойтись без имен прилагательных… Если из нашей речи исчезнут все прилагательные, то… 2.Подведение итога в оценочном листе. 3.»Снежинка» знаний 4. Эмоциональная оценка «Я» в конце урока. |
1.Отвечают на вопросы.
2.Выставляют итоговый балл. 3.Девочки прикрепляют картинку ученицы на этапы «снежинки знаний», затем мальчики. 4.Раскрашивают, показывают аудитории. |
|
||||||||||||
6.Домашнее задание. |
-У.стр.35 упр.202 или из учебника «Лит.чтение» найти и выписать текст описание.
|
Записывают задание. |
|