Конспект педагогического занятия с детьми младшего и среднего школьного возраста на тему «Цветок Дружбы»
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росинка»
КОНСПЕКТ
педагогического занятия с детьми
младшего и среднего школьного возраста
на тему «Цветок Дружбы»
Разработала
Тонкова Ольга Олеговна, воспитатель
2020 г.
Тема: «Цветок Дружбы»
Цель: совершенствование представлений детей о дружбе, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков.
Формировать у детей представление о вежливом обращении к сверстникам и взрослым людям, умение использовать вежливые слова в различных жизненных ситуациях.
Обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение).
Развивать мелкую моторику рук; умение соотносить части предметов друг с другом.
Стимулировать самостоятельность в придумывании композиции рисунка.
Развивать творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Воспитывать нравственные основы личности детей в процессе формирования представлений о дружбе.
Воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству.
Активизация словаря: введение нового слова «взаимовыручка».
Предварительная работа: проведение беседы на тему «Что такое дружба?»;
разыгрывание различных ситуаций на нравственную тему; разгадывание загадок, кроссвордов и ребусов; настольно – печатные игры: «Волшебный цветок», «Отгадай слово», «Слоговое лото»; чтение художественной литературы: М. Пляцковского «Урок дружбы», В.Драгунского «Друг детства»; знакомство с пословицами, стихотворениями и песнями о дружбе, разучивание подвижных игр и физкультминуток; прослушивание аудиозаписи детских песен о дружбе: музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Если добрый ты», музыка В.Шаинского сл. М.Пляцковского «Улыбка», музыка Е. Крылатова сл. Ю.Яковлева «Колыбельная медведицы»; музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Настоящий друг»; просмотр мультфильмов «Верные друзья», «Заюшкина избушка», «Теремок» и т.д.
Развивающая предметно-пространственная среда:
Оборудование: Ноутбук, колонки, проектор, экран.
Реквизит: посылка; цветок «Дружбы»; конверт с заданиями.
Демонстрационный материал: карточки с изображением эмоций и чувств, презентация PowerPoint; аудиозапись музыка Б. Савельев, слова М. Пляцковский «Настоящий друг»
Раздаточный материал: коробка с предметами (грязная тарелка, яблоко, порванная книга, сломанная игрушка, цветок); пирог с украшениями; листы бумаги, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, ластики.
Используемые технологии (методы):
- ИКТ-технологии (мультимедийная презентация, видео – сообщение, аудиозапись);
- здоровьесберегающие (физкультминутка, динамические паузы, двигательная активность детей);
- технология проблемного обучения (проблемная ситуация закрылся цветок «Дружбы»);
- игровые технологии.
Методы:
Словесные: беседа, объяснение, вопросы.
Наглядные: демонстрационный и раздаточный материал, презентация.
Практические: игровые ситуации.
Ход мероприятия:
Вводная часть
(Дети входят в зал.) Слайд1
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день осенний рада
Вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей!
- Давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.
- Я приглашаю вас присесть на стульчики.
Сюрпризный момент:
- Ребята, нам сегодня в центр пришло видео-сообщение и необычная посылка. Хотите узнать от кого? (да)
- Тогда внимание на экран. Слайд 2
На экране видеообращение от Чебурашки
«Здравствуйте, дорогие ребята! У нас в школе растёт красивый цветок Дружбы. Мы о нем всегда заботимся и ухаживаем за ним. Но однажды, случилась беда, к нам пришла старушка Шапокляк и закрыла все лепестки и цветок Дружбы завял. И теперь мы с друзьями не можем вспомнить, как же нужно дружить, а только всё время ссоримся. Помогите нам, пожалуйста, снова стать дружными ребятами».
- Вот такое обращение нам прислал Чебурашка.
- А у нас еще и посылка есть, давайте откроем её. (воспитатель открывает посылку и достаёт закрытый цветок)
- Да это же тот самый цветок «Дружбы», о котором говорил Чебурашка! Но он закрыт.
-Ребята, вы хотите помочь Чебурашке и его друзьям? (да)
В зал вбегает старушка Шапокляк
- А это кто к нам пришёл?
Шапокляк: Ага, вот вы где, помощнички! Я наслышана, что вы надумали помочь Чебурашке и его друзьям открыть цветок «Дружбы». Так вот, ничего у вас не получится! Потому что этот цветок не простой и просто так его открыть невозможно.
(Шапокляк рассуждает)
- Нет, ну конечно возможно, если выполнить задания. Только задания вы не выполните. Почему? А потому то у вас их нет. Они лежат у меня в сумочке, под надёжной охраной моей крыски Лариски, и мы вам их никогда не отдадим (смеется)
Старушка Шапокляк убегает, убирает в сумочку конверт, но он у нее выпадает на пол.
- Ребята, как же нам повезло. Вот он конверт с заданиями. Выполнив их, мы сможем раскрыть все лепестки и помочь Чебурашке и его друзьям.
Основная часть
- Ну что ж, начнем, пока старушка Шапокляк не обнаружила пропажу и не вернулась.
- Откроем конверт и узнаем, что же там за задания.
- Ребята, вы готовы? (да)
(воспитатель достает желтую карточку и озвучивает первое задание)
- Для первого задания у меня для вас есть коробка, в ней лежат разные предметы (грязная тарелка, шоколадка, порванная книга, сломанная игрушка, кормушка для птиц). Ваша задача в порядке очереди взять предмет, назвать его и объяснить, какой добрый поступок можно совершить с этим предметом.
Дети выполняют задание
- Я предлагаю вам, после занятия всё это сделать.
- Каким должен быть человек, совершающий все эти поступки? (добрым)
- Как вы думаете, для дружбы, важно такое качество как доброта? (да)
- Ребята, подойдет ли нам это качество, для того что бы открыть первый лепесток? (да)
- Давайте проверим. Какой лепесток мы откроем? (лепесток желтого цвета, так как соответствует цвету карточки)
- Молодцы, ребята! Вы справились с первым заданием!
(воспитатель достает голубую карточку и зачитывает второе задание)
- Ребята, для выполнения следующего задания, вам необходимо сесть за столы.
- Перед вами на столах лежат конверты с вашим именем.
- Откройте и достаньте содержимое конверта. Что вы видите? (пазлы)
- Вам нужно их собрать и объяснить, что на них изображено (рассуждение детей) Слайд 3,4,5,6,7
- Как вы думаете какое качество объединяет все эти картинки? (помощь) Слайд 8
- Давайте проверим, подходит ли оно к нашему цветку «Дружбы». (дети открывают голубой лепесток)
- Лепесток открылся, а это значит мы правильно выполнили это задание. Слайд 9
(воспитатель достает розовую карточку и зачитывает третье задание)
- Давайте отдохнем и выполним следующее задание.
- Вставайте в круг.
- Ребята, вы знаете вежливые слова? (да)
- Назовите их. (дети называют слова)
- Для того чтобы выполнить задание, вам нужно внимательно послушать и выполнить только те движения, в которых вы услышите вежливые слова. Будьте внимательны!
- Будьте добры, похлопайте в ладоши! - Потопайте.
- Попрыгайте, пожалуйста.
- Будьте любезны, руки вперед.
- Отпустите руки, пожалуйста.
- Будьте добры, наклоните голову вперед.
- Наклоните назад, пожалуйста.
- Повернитесь налево. Направо.
- Пожалуйста, улыбнитесь друг другу!
- Молодцы!
- Будьте любезны, сесть на свои места.
- Важны ли вежливые слова для дружбы? (да)
- Тогда мы с уверенность можем открыть розовый лепесток.
(воспитатель достает красную карточку и зачитывает четвертое задание)
- Ребята, на экране вы видите пословицы. Прочитайте их. Слайд 10
«Друга иметь – себя не жалеть»
«Друг познается в беде»
«Один за всех, и все за одного»
Ваша задача – послушать ситуацию, обсудить как вести себя в этой ситуации и выбрать к ней подходящую пословицу.
Ситуация первая. Представьте, вы с другом собирались сходить в кино. Но у вашего друга заболела собака, и её нужно отвезти к ветеринару.
- Как бы вы поступили в данной ситуации? (Рассуждения детей)
- Как вы думаете, какая пословица подходит к данной ситуации? «Друг познается в беде»
- Почему вы так решили? (ответы детей)
- Ситуация следующая. Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор.
- Как бы вы поступили в этой ситуации? (Рассуждения детей)
- А к этой ситуации какая подойдет пословица? «Друга иметь – себя не жалеть»
- Почему именно эта пословица подходит к этой ситуации? (ответы детей)
- Следующая ситуация. Твой друг красил забор у себя во дворе. А в вашей футбольной команде не хватало одного игрока. Что бы ты сделал в данной ситуации? (Рассуждения детей)
- Какая пословица подходит к данной ситуации? («Один за всех, и все за одного».)
- В данных ситуациях все друг друга выручают. Сегодня ты помог другу, а завтра он поможет тебе. Все дружеские отношения строятся на взаимовыручке.
- Как вы понимаете это слово «взаимовыручка»?
- Давайте все вместе повторим это слово «взаимовыручка».
- Взаимовыручка является важным качеством для дружбы.
- Давайте откроем красный лепесток. Слайд 11
(воспитатель достает зеленую карточку и зачитывает пятое задание)
- Для этого задания, я вновь приглашаю вас подойти к столу. В задании сказано, что вам нужно приготовить вкусный пирог.
- Сам пирог я приготовила, а ваша задача, его украсить. Слайд 12
- Перед вами лежит 3 куска пирога и украшения для него.
- Но сложность задания заключается в том, что делать это вы буде в парах и только двумя руками.
- Давайте разделимся на 3 пары. Одной рукой мы обнимем друг друга, а свободными руками, должны украсить наш кусочек помогая прикрепить к пирогу украшения. На это у вас есть 2 минуты.
(работа в парах)
- А теперь соединим наши кусочки в один пирог и посмотрим, что у нас получилось.
- Присаживайтесь на стулья.
- Скажите, при выполнении этого задания вы доверяли друг другу? (да)
- Да, без доверия у вас бы не получился такой замечательный пирог. Какое же следующее качество дружбы? (доверие) Слайд 13
- Давайте откроем зеленый лепесток.
- Молодцы! Ну что ж, продолжим!
(воспитатель достает сиреневую карточку и зачитывает шестое задание)
Слайд 14
- Перед вами изображения с разными эмоциями и чувствами. Я предлагаю вам выбрать одно изображение и рассказать в какой ситуации вы можете испытать это состояние.
- Например, я выберу чувство «удовольствие». И опишу его такой ситуацией; У моего друга есть плеер, он предложил мне его послушать. Когда я слушала музыку, я получила удовольствие.
(предлагаю детям выбрать изображение)
- Посмотрите какие разнообразные эмоции и чувства мы испытываем вовремя общения с друзьями.
- Значит, для дружбы они тоже необходимы? (эмоции и чувства)
- Давайте откроем следующий лепесток и убедимся в этом.
(воспитатель достает малиновую карточку и зачитывает седьмое задание) Слайд 15
- Посмотрите на экран. Слад 16
- В следующем задании вам нужно нарисовать себя и своего друга. А я научу вас, как сделать это легко и быстро.
- Приглашаю вас к столу.
- Перед вами лежит лист бумаги и простой карандаш.
- Сперва, обведите свою левую ладонь карандашом. Слайд 17
- На этот рисунок положить правую руку и обвести правый большой палец.
- Переверните рисунок пальчиками вниз.
- Проведите вертикальную линию разделив рисунок на две одинаковые части. Нарисуйте овал головы себе и своему другу. Включите фантазию и дорисуйте элементы лица, ладоней, одежды. На это у вас есть 2 минуты.
Слайд 18 (самостоятельная деятельность детей)
Релаксация звучит аудиозапись музыка Б. Савельев, слова М. Пляцковский «Настоящий друг».
- Посмотрите какая дружная компания у вас получилась. Все улыбаются!
- Ребята, я хочу пожелать вам искренних и настоящих друзей. Что бы вы пронесли свою дружбу на долгие года. Всегда шли по жизни так же в обнимку с верными друзьями! Слайд 19
- Мы с уверенностью мы может открыть лепесток и узнать последнее качество дружбы. (лепесток раскрывают)
- И это – верность. Самое ценное качество дружбы! Будьте верны друг другу.
- Пройдите на свои места, пожалуйста.
Заключительная часть
- Полюбуйтесь, какой замечательный цветок «Дружбы» у нас получился.
- Давайте вспомним какие качества дружбы нам помогли раскрыть все лепестки? (дети перечисляют)
- А вам пригодятся эти качества для дружбы? (да)
- Ну а я предлагаю, показать Чебурашке, что у нас получилось. И выйти с ним на видеосвязь.
Слайд 20 Благодарность от Чебурашки
«Вы помогли нам раскрыть все лепестки Цветка «Дружбы» и мы с друзьями вам очень благодарны! Мы больше не будем ссорится, а будем всегда дружны. Чего и вам желаем! До свидания, ребята!»
(Дети прощаются с Чебурашкой)
-Вам понравилось помогать Чебурашке и его друзья? Какое задание запомнилось больше всего? (ответы детей)
Слайд 21
- Спасибо вам за сотрудничество, вы очень хорошо работали, а помогала вам в этом дружба! Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!
- На этом наше занятие закончилось. Предлагаю вам, попрощаться с нашими гостями и пройти в группу.