Материал на проверке

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий "Дикие животные"

0
0
Материал опубликован 29 October

Логопедическое занятие в старшей группе

 Дикие животные.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

закрепление образования и употребления родительного падежа единственного числа имен существительных;

словообразование названий детенышей диких животных;

развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

развитие внимания, памяти;

воспитание наблюдательности.

Оборудование:пособие предметные картинки: «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «еж», «лось», «белка»;картинки с изображениями зайчихи и зайчонка, медведицы и медвежонка, лисы и лисенка, волчицы и волчонка, ежихи и ежат; мяч, проектор, счётные  палочки.

Ход занятия:

Вводная часть

1. Организационный момент

Игра с мячом

«Назови правильно» (овощ-помидор, цветок-роза, птица-грач,  гриб-подберёзовик, ягода – малина, дерево-берёза, домашние животное –лошадь и т.д.)

Повторение слоговых цепочек:

ут-ат, ут-ат-от;

кто-кту, кто-кту-кты;

га-ква, ба-пва, да-тва; га-га-ква,

 ба-ба-пва, да-да-тва.

Логопед: сядет на место то, кто назовёт слово на звук «И»

Введение в тему занятия:

Ребята, посмотрите, на картинку и скажите, какое животное здесь лишнее? Почему? (все домашние животные, одно - дикое)

Сегодня мы с вами поговорим о диких животных.

Как вы думаете, почему их называют дикими?

(они живут в лесу, вдали от человека)

А сейчас я посмотрю, каких диких животных вы знаете. Мы будем разгадывать загадки.

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)

Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосёнка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это...
(ёжик)

Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(белочка)

Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала. (лиса)

Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех…(волк)

Прыгун-трусишка: Хвост-коротышка, Глазки с косинкой,Ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета – На зиму, на лето. (заяц)

Логопед при правильном ответе выставляет картинки животных.

Логопед: Как мы с вами сказали , дикие животные самостоятельно живут вдали от человека. И сами себе строят жильё. Послушайте, как называются жилища диких животных.

Просмотр презентации «Жилище домашних животных»

Волк живет в логове. Логово – это небольшая яма, в ней много травы, сучьев, листьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает.

Медведь живет в берлоге. Он устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутом с корнями деревом и там засыпает.

Белка живет в дупле. Они поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой.

Лиса живет в норе. Лисица часто не желает рыть нору самостоятельно и использует чужие жилища, к примеру, лиса очень уважает удобные норы, вырытые барсуком.

Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.

Ежи забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев и спят там.

Физминутка

«Медведь, заяц, лиса»

Дети двигаются по кругу под удары бубна: под быстрые удары - скачут, как зайчик. Под редкие – идут, как медведь, бубен замолкает – крадутся как лисичка.

Единственное число

Ласково


белка

белочка


лиса

лисичка


заяц

зайчик


еж

ежик


волк

волчишко


медведь

мед вед юшка


Назови животных по таблице ласково​​​​​​​

Логопед предлагает поиграть в речевую подвижную игру

 «Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);        

«Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);

«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);

«Топ-топ-топ» (ногами левой—правой—левой).

Подбери словечко и повтори предложение:

  • В лесу живет много рыжих пушистых ...
  • На охоту вышло много серых злых ...
  • Охотники выслеживают больших рогатых ...
  • По тропинке бежало много больших колючих ...
  • За кустом спрятался маленький серенький ...
  • Орешек грызет маленькая рыженькая ...


Работа со счётными палочками.

«Выложи по образцу»

Работа в тетради.

Прочитай

      И     И-И      И-И-И  И-И-И-И          И-И-И-И-И

 «Нарисуй грибочки для белочки»



Итог занятия.




Комментарии
Комментариев пока нет.