Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи тема «Дикие животные наших лесов, их детеныши»

2
0
Материал опубликован 3 December 2020

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга









Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматической стороны речи

Тема: «Дикие животные наших лесов, их детеныши»

для детей подготовительного к школе возраста с ТНР













Автор:

Крутецкая Антонина Павловна

учитель-логопед

ГБДОУ 83









Санкт-Петербург

2020

Цель: способствовать расширению, активизации и обобщению словаря по теме дикие животные наших лесов и их детеныши, их жилища, названия способов передвижения, внешнего вида, образе жизни.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Закреплять знания детей о диких животных, их детенышах;

Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных;

Формировать практические навыки правильного употребления предлогов при составлении предложений.

Расширять и активизировать словарный запас по теме.

Коррекционно-развивающие:

Развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

Развивать познавательные способности, воображение, творчество;

Развивать и совершенствовать умение грамматически правильно оформлять речь;

Способствовать развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать умение работать в коллективе;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

Воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда;

Воспитывать гуманное отношение к животным.

Оборудование: столы, стулья по количеству детей, ИКТ, фишки, поощрительные наклейки.

Демонстрационный материал: сюжетная картина «Лес», презентация на ИКТ.

Предварительная работа:

Знакомство с темой дикие животные наших лесов, их детеныши;

Развивающие и дидактические игры: «Сосчитай до пяти», «Найди лишнее слово», «Чей?Чьи?»

Организация НОД:

Деятельность проводится в логопедическом кабинете с подгруппой детей. Дети сидят за столами.







Ход работы

Вводная часть

Учитель-логопед здоровается с детьми и предлагает размять ручки (пальчиковая гимнастика):


«У кого какая шуба?»


Шуба серая у волка,

Шуба ежика в иголках,

Шуба рыжая лисы –

Удивительной красы.

Шуба белая у зайца,

У медведя – бурая.

Не страшны ему дожди

И погода хмурая.


Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб».



Качают головой из стороны в сторону.


Логопед: Ребята, про кого был стишок? (Дети отвечают)

Логопед: Правильно. Про каких? (Дети перечисляют животных)

Логопед: Все верно. Однако в стишке были не все животные, которые живут в лесу. Предлагаю вам окунуться в лесной мир и сыграть в викторину, которая позволит нам узнать, кто из вас лучше знает животных, которые живут в наших лесах.

(Логопед готовит фишки-награды и объясняет детям, как играть в викторину).

Логопед: сегодня я буду ведущим нашей лесной викторины, где каждый из участников сможет заработать приз, отвечая на вопросы. Правильный ответ – фишка. В конце нашей викторины мы подсчитаем фишки и дети, которые соберут более 10 фишек получат приз (наклейка).


Основная часть


Логопед: Сейчас мы оказались с вами в лесу, спрятались в кустах и наблюдаем за животными. Давайте поиграем в игру «Сосчитай до пяти»: Один косолапый медведь – два косолапых медведя – три косолапых медведя – четыре косолапых медведя – пять косолапых медведей; хитрая лиса; колючий ёж; трусливый заяц. (Дети отвечают).


Логопед: В кустах прячемся не только мы с вами, но и другие животные, и у кого-то торчат уши, а у кого-то хвост. Давайте попробуем с вами определить «Чьи уши? Чей хвост?» У белки -беличий, беличьи; у волка; у медведя; у зайца; у лисы; у оленя; у барсука; у рыси... (Дети называют части животных).

Логопед: Все мы молодцы. Теперь давайте попытаемся угадать с вами, как называются детеныши у лисы, медведя, волка, лося, бобра, белки (Дети называют детенышей).


Логопед: Засиделись мы с вами в кустах, давайте пройдемся с вами по лесной тропинке и послушаем звуки леса. Вы слышите волк воет. А как подает голос медведь? Кабан? Сова? Лиса? (Дети отвечают).


Логопед: Теперь мы прошлись и давайте присядем с вами на пеньки и подумаем, какое слово не подходит: Волк, проволока, волчонок, волчица; Белка, белочка, белый, беличий. (Дети называют неверное слово).


Логопед: Дорогие участники викторины настало время прерваться и перевести дух от напряженной игры, давайте взбодримся и попытаемся превратится на минутку в зверей.


Динамическая пауза

Логоритмическое упражнение «На водопой»

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок,

За мамой лисицей крался лисенок

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шел медвежонок.

За мамою белкой скакали бельчата

За мамой зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят.

Идут по кругу друг за другом.


Идут, громко топая.

Крадутся на носочках.

Двигаются на присядках.

Идут в перевалку.


Двигаются прыжками.


Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней.

Крадутся большими шагами.

Поворачиваются лицом в круг, встают на четвереньки, делают лакательные движения.

Логопед: теперь вернемся на свои места и продолжим. У каждого животное есть свой уютный дом. Давайте с вами попробуем представить эти дома и закончить предложения:


В берлоге живет…

В норе может жить…

В дупле живет…

Зимой в лесу можно встретить…

Зимой в лесу никогда не увидишь…

(Дети придумывают конец к предложениям)


Логопед: Все молодцы отлично справляются с викториной. Теперь серьезный вопрос: «Что общего и чем отличаются эти животные?» - белка и лиса; бобр и выдра; медведь и барсук; лиса и волк; лось и олень (Дети смотрят на изображения зверей и отвечают).


Логопед: Лесные жители на то и лесные, чтобы жить в лесу. Однако человек очень часто употребляет поговорки, связанные с лесными обитателями, давайте попробуем их объяснить и понять «Когда так говорят?» - Держать в ежовых рукавицах; Медведь на ухо наступил; Волков бояться – в лес не ходить. (Дети высказывают свои предположения и доводы).


Логопед: Мнение каждого имеет право на существование. Давайте с вами попробуем объяснить значение слов – длинноухий и косолапый (Дети объясняют значение слов).


Логопед: В заключении нашей прогулки по лесу давайте еще раз рассмотрим картинки животных, о которых мы с вами сегодня говорили и попробуем узнать «Кто здесь лишний?» -Волк, лиса, кошка, медведь; лось, волк, заяц, олень; сова, сорока, заяц, ворона (Дети называют лишнее животное и объясняют свой выбор).


Логопед: Замечательно. Викторина подходит к концу, пересчитайте свои фишки (Дети считают фишки. Если у кого-то оказалось меньше, чем у других ведущий задает дополнительные вопросы).


Логопед: итак, наступило время хитрых вопросов и загадок.


Хитрые вопросы:

У кого больше лап – у лисы или белки?

Сколько у двух зайцев ушей, хвостов, лап?

Кого больше – зайцев или заячьих ушей?

Кто больше: волчонок или волчица?







Загадки:


Я оранжевый зверек,

Шубка теплая, как грелка,

Хвостик мягки, как пушок,

Я – старательная … (Белка)


Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну. (Волк)


Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да побежала. (Еж)


Итог


Логопед: Наша викторина подошла к концу, уважаемые участники пересчитайте фишки.

Дети: пересчитывают.

Логопед: о чем была сегодняшняя викторина?

Дети: отвечают.

Логопед: Вам понравилось? Было весело?

Дети: отвечают.

Логопед: спасибо вам за отличную игру. А теперь получите призы. (Логопед контролирует, чтобы все дети получили призы, и никто не остался не отмеченным).



Используемые материалы:

С. И. Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет»;

https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-dikix-zhivotnyx-s-otvetami.html



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации