12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Светлана1552
Учитель-логопед, мама. Люблю свою работу. Увлекаюсь рукоделием.
Россия, Кировск
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
5

Конспект интегрированного социально-коммуникативного тренинга по формированию лексико-грамматических компонентов речи на тему «Тело человека»

Конспект интегрированного социально-коммуникативного тренинга

по формированию лексико-грамматических компонентов речи

на тему «Тело человека»

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).

Рекомендуемое количество детей: подгруппа детей из 10 человек

Оборудование: проектор, экран для проектора, ноутбук, вебкамера.

Дидактическое обеспечение: модель человека из фетра, медиа - презентация, кассы, звуки-кубики и звуки-крышечки, доска и маркер, кукла Глаша, аудиозапись физминутки и песенок-загадок, задания.

Предварительная работа: рассматривание тематических альбомов, иллюстративного материала, беседы, ситуативные разговоры, разучивание стихотворений

Цель: Уточнение и расширение знаний о собственном теле.

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Создать условия для дальнейшего знакомства детей со строением собственного тела и назначением частей тела.

2. Создать условия для расширения, уточнения и активизации словарь по теме «Части тела человека»: тело человека, части тела человека; голова, затылок, виски, темя, скулы, щёки, губы, зубы, подбородок, брови, глаза, нос, ноздри, уши, мочки; шея, туловище, грудь, спина, верхние и нижние конечности, руки, ноги, плечо, ладонь, пальцы, ногти, запястья, локти, бёдра, пятки, колени, ступни; внутренние органы тела человека; думать, видеть, смотреть, слушать, слышать, нюхать, дышать, сопеть, пробовать на вкус; прищуриваться, моргать, плакать, хмуриться, сдвигаться, приподниматься; удивлённое, злое, грустное, весёлое, улыбчивое, печальное, довольное.

3.1. Дальнейшее совершенствование грамматического строя речи на основе работы по закреплению умений образовывать существительные множественного числа и с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3.2. Совершенствование навыков согласования и использования в речи числительных и прилагательных с существительными в роде и числе.

3.3. Дальнейшее совершенствование умений правильно использовать в экспрессивной речи существительные в родительном падеже множественного числа.

3.4. Обеспечение понимания и свободного точного использования в речи многозначных слов.

3.5. Дальнейшее обучение образованию новых слов - качественных прилагательных от существительных - и практическому их использованию в активной речи.

4. Дальнейшее совершенствование синтаксической стороны речи на основе работы по составлению сложноподчиненных предложений с союзом для того, чтобы.

5. Дальнейшее закрепление правильного произношение звуков [л] и [л'] в спонтанной речи.

6. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов 2-го класса.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие чувства ритма, слухового внимания, логического мышления, умения высказывать собственное мнение, передавать с помощью мимики эмоциональное состояние человека; развитие зрительного восприятия и умения видеть части целого.

Воспитательные задачи: воспитывать внимательное, заботливое отношение к собственному телу, помогать осознавать ценность своего здоровья.

Ход занятия

Организационный момент. [Создание эмоционального фона.]

Дети выходят на середину ковра. Необходимо настроить их на работу

Логопед: Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б не встретил,

Это знают дети. (Дети здороваются с гостями)

Логоритмическое упражнение. [Развитие чувства ритма.]

Дети переходят в музыкальный уголок и один ребёнок (выбирается по желанию или на выбор педагога) отстукивает ритм со словами, остальные повторяют и показывают на части тела.

Здравствуйте, глазки!

Здравствуйте, ушки!

Здравствуй, носик!

Здравствуйте, руки!

С добрым утром я

И все мои друзья.

Логопед: Молодцы. Сегодня очень хорошо спели и простучали. А сможете ли также легко догадаться о чём мы будем сегодня говорить.

Знакомство с темой

Логопед: Послушайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

Как вы думаете, кто это? (человек).

Логопед показывает фетрового человечка. В дальнейшем на него будут крепиться внутренние органы, которые будут называть дети.

Логопед: Правильно. Тема нашего занятия: «Человек. Части тела человека». Сегодня мы постараемся вспомнить, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку.

Слышится стук в дверь. Появляется Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?

Логопед: Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты Незнайка знаешь, какие части тела есть у человека?

Незнайка: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – НОС.

Логопед: А для чего он нужен?

Незнайка: Чтоб его везде совать.

Логопед: Ребята, я думаю Незнайке надо остаться с нами, чтобы он узнал, какие еще есть части тела у человека и для чего они нужны.

Незнайка: Спасибо, я с радостью останусь.

Дети с Незнайкой садятся на стульчики полукругом.

Упражнение «Наше тело». [Актуализация словаря по теме и

знакомство с понятием «внутренние органы»]

Логопед: Давайте сядем на ковёр, и расскажем Незнайке, как устроено наше тело.

(Выходит один ребенок по желанию или заранее подготовленный. Называет части тела и показывает на себе или фетровом человечке)

Ребёнок: Наше тело устроено так: сверху – голова, затем шея и туловище. У туловища есть верхние конечности – руки и нижние конечности – ноги.

Логопед. А кто-нибудь знает, что у человека внутри туловища.

Дети называют внутренние органы, а логопед прикрепляет их на фетровом человечке.

Логопед: Как это можно назвать одним словом? (внутренние органы)

Логопед: Правильно. Туловище является хранилищем для внутренних органов. Подробно о них мы будем говорить в последующих раз.

5. Упражнение «Зачем нам нужны уши?» [Активизация и обогащение предикативного словаря по теме; закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепление умения в согласовании существительных с числительными; закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом для того, чтобы.]

Незнайка: А я знаю зачем нужна голова человеку?

Логопед: Ну зачем же? [Создание проблемной ситуации].

Незнайка: Голова человеку нужна для того, чтобы думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус и шляпу носить.

Логопед: Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней. А что это за органы, мы сейчас узнаем. В этом нам помогут загадки:

Нами все услышать можно,

Если слух отличный.

Но подслушивать не надо –

Это неприлично! /уши/

Логопед: Правильно. Уши – это несколько, а если оно одно, как сказать? (ухо)

Логопед: Одно ухо, два уха, три уха. А пять? (5 ушей) А 10? (10 ушей)

Логопед: А если уши маленькие, тогда как мы скажем? Назовите их ласково? (ушки)

Логопед: Для чего нужны уши? (если дети не дают четкого ответа, логопед произносит его сам. Тем самым дает образец сложноподчиненного предложения с предлогом для того, чтобы)

Дети: Уши нужны для того, чтобы слышать, слушать.

6. Упражнение «Слушай внимательно». [Развитие фонематического и слухового восприятия, долговременной памяти; активизация и обогащение предикативного словаря по теме.]

Логопед: Сейчас мы проверим, как хорошо умеют слушать и слышать ваши ушки. Прислушайтесь, кто поёт эту песенку и про какие части тела в ней упоминается? Не поворачивайтесь. Только слушайте.

Звучит аудиозапись. Поет Винни Пух: «Если я чешу в затылке – не беда, в голове моей опилки, да-да-да…»

Дети называют кто поёт и про какие части тела упоминалось в этой песенке. На слайде появляется Винни Пух. Потом на нём показываются затылок и голова. Для закрепления дети могут показать затылок и голову на себе.

Логопед: Какие части тела упоминались в песенке? (Затылок, голова).

Логопед: Какой одинаковый согласный звук есть в этих словах? ([Л]).

Логопед: Какой буквой он обозначается?

На доске слайд с изображением звука (по Ткаченко) и буквы.

Логопед: Сегодня звук [Л] у нас на контроле. Старайтесь произносить его правильно.

Логопед: Винни Пух спел: «В голове моей опилки..» А что можно делать головой? (кивать, поворачивать, наклонять, думать). [Активизация предикативного словаря].

Дети называют слова-действия и показывают их. Так проходит мини физминутка.

Логопед: А что может делать затылок? (чесаться, болеть)

7. Мимические упражнения. Работа в парах. [Активизация и обогащение предикативного словаря по теме; закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом для того, чтобы; развитие мимических мышц глаз.]

Логопед: Отгадайте, а про какой орган на голове говорится в этой загадке.

То как лучи они сияют,

То застилает их слеза,

Порой читают иль моргают,

А то смеются вдруг они. Что это? (глаза)

Логопед: Для чего нужны глаза?

Дети: Глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть.

Логопед: Что ещё могут делать глаза? (прищуриваться, моргать, плакать)

Логопед: Повернитесь друг к другу. Покажите, как ваши глаза умеют прищуриваться, моргать.

Логопед: Отлично у вас получается.

8. Упражнение «Составь схему». [Совершенствование навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов 2-го класса; активизация и обогащение предикативного словаря по теме.]

Незнайка. А вы тут, посмотрю умные детки, ну-ка угадайте тогда мои загадки:

1. На лице он выдаётся,

Не в свои дела суётся,

Но сопеть и нюхать тоже

С удовольствием он может. (Нос)

Далее работа идет в минигруппах. (по выбору детей). В группе стоит три стола. На одном столе лежат кубики-звуки и/или крышечки-звуки. На втором столе – касса букв и паровозик, в который дети вставляют буквы. На третьем столе маркерная доска А4 формата.

Логопед: Вы правильно отгадали. А сможете ли вы правильно сделать звукобуквенный разбор этого слова. Вот здесь на столе есть звуки-кубики и звуки-крышечки. Кто хочет сегодня сделать звуковой разбор слова НОС? Чем будешь работать? Паровозик тебе нужен? (можно выкладывать на паровозике)

Логопед: На этом столе есть касса букв. Кто хочет собрать слово НОС из букв? Паровозик нужен.

Логопед: На этом столе маркерные доски. Кто напишет сегодня слово НОС?

Или (зависит от подготовленности детей самостоятельно выбирать желаемый вид деятельности)

Логопед: Вы правильно отгадали. А сможете ли вы правильно сделать звукобуквенный разбор этого слова и написать его. Вот здесь на столе есть звуки-кубики и звуки-крышечки, касса букв и доски с маркером. Распределитесь сами, кто на чем сегодня будет работать.

Итог.

Логопед: Сколько звуков получилось? Сколько букв получилось? Правильно. Вы быстро справились с этим заданием.

Логопед: Так зачем же нам нужен нос?

Дети: Нос нам нужен для того, чтобы нюхать, дышать, сопеть, сморкаться.

Логопед: А вот что происходит с воздухом, который мы вдыхаем, мы узнаем в следующий раз. (Создание проблемной ситуации для дальнейшей работы)

9. Мимические упражнения [Развитие слухового внимания; активизация и обогащение предикативного словаря по теме; закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом для того, чтобы; развитие мимических мышц глаз; работа с чувством ритма]

Незнайка: А у меня тоже есть музыкальная загадка. Послушайте песенку, и назовите, какие части тела упоминаются в этой песенке?

Звучит аудио: «Губки бантиком, бровки домиком, похож на маленького сонного гномика…»

Дети: Губки и бровки.

Логопед: Молодцы, а что могут делать наши брови?

Дети: Хмуриться, приподниматься, сдвигаться….

Логопед: Давайте посмотрим, а ваши брови могут хмуриться, удивляться.

Дети садятся на стульчики, поворачиваются лицом к вебкамере. Смотрят на себя, как им удаются эти движения. И под счет логопеда выполняют мимические упражнения.

10. Физминутка. [Активизация словаря по теме].

Логопед: А сейчас давайте встанем в круг и покажем Незнайка, какие еще части тела есть у человека. Незнайка, а ты можешь к нам присоединиться.

Выходит Незнайка в центр, показывает на себе части тела, остальные дети повторяют за ним движения и слова на своих местах. Можно слова положить на музыку, получается очень интересно.

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь.

Бедра, пятки, не забудь.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой,

Вот что знаем мы с тобой.

11. Дидактическое упражнение «Назови и покажи». [Активизация словаря по теме; умение видеть части целого.]

Логопед: Ну что, Незнайка, запомнил?

Незнайка: Да. (Показывает неправильно) колени, локти.

Логопед: Стоп, Незнайка. Ты неправильно называешь. Кто из вас может назвать и показать Незнайке части руки

Дети показывают и называют: плечо, локоть, запястье, ладонь, пальцы, ногти.

Логопед: А теперь назовите и покажите части ноги?

Дети показывают и называют: бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки.

12. Дидактическое упражнение «Чего нет?» [Закрепление умения правильно использовать существительные в родительном падеже множественного числа и составление сложносочиненных предложений с противительным союзом но.]

Незнайка: Спасибо, ребята. Теперь я запомнил. А ещё я знаю, чего нет у животных, но есть у человека. Например, у животных нет лица, но есть морда. А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека?

Логопед чётко следит за полным предложением и по необходимости исправляет ошибки.

Дети: У животных нет ладоней, но есть подушечки на лапах.

У животных ногтей, но есть когти.

У животных нет рук, но есть лапы.

У животных нет запястья, но есть пясть.

У животных нет стопы, но есть копыта.

Логопед: Молодцы, вы правильно составляли предложения и нашли много отличий.

13. Дидактическая игра «Назови ласково». [Закрепление умений образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.]

Незнайка: Ой, какие вы тут умные, преумные. Прямо как девчонки-подружки Кнопочка и Синеглазка. Они тоже много знают, только они очень вредные и говорят, что я грубиян и не знаю ласковых слов. Научите, меня, пожалуйста.

Логопед: Ребята, давайте мы назовем ласково и покажем разные части тела у Кнопочки (на кукле). Я начну, а вы продолжите. У Кнопочки не рука, а ручка и т. д.

Дети передают куклу, показываю и называют части тела (на свой выбор). Лексический материал: нога - ножка, плечо - плечико, нос - носик, волос - волосок, палец - пальчик, голова - головка, головушка, щека - щечка, ухо - ушко, живот - животик, глаз –глазик.

14. Кинезиология. Игра «Смотри не ошибись или Будь внимательным». [Формирование межполушарных связей.]

Незнайка: Спасибо ребята. Теперь я знаю ласковые слова. Но учиться это так трудно. Я устал. Давайте отдохнём. Я называю вам части тела, а вы показываете, их, но будьте внимательны, я могу вас запутать.

Звучит тихая музыка. Незнайка дает кинезиологические задания-упражнения. Например, достань правой рукой левое ухо и т. п

15. Беседа о выражениях лица. Психогимнастика. [Совершенствование умения согласовывать существительные и прилагательные в среднем роде и числе; автоматизация правильного произношения звуков [л] и [л']; совершенствование навыков образования качественных прилагательных, развитие зрительной памяти.]

Логопед: Спасибо Незнайка. Ребята очень хорошо отдохнули. Посмотри, какие у них весёлые лица. Ребята, вы когда-нибудь слышали такое выражение: «Лицо – зеркало души»? Как вы думаете, что оно означает? (Возможные ответы детей: на лице, как в зеркале, отражается настроение человека, его характер)

Логопед: Давайте сядем на стульчики (около доски). Сейчас на экране будут появляться фото лиц различных детей. Я вам подскажу, что дети чувствуют или переживают, а вы должны подобрать подходящее слово, описывающее, какое выражение лица у ребёнка, и, глядя в камеру, сами показать на лице такое же выражение. Почти во всех словах будут звуки [Л] и [л']. Постарайтесь произносить их правильно.

Слайд. Мальчик удивляется. Значит, выражение лица какое? (удивлённое)

Слайд. Малыш грустит. Значит, выражение лица какое? (грустное)


 

Слайд . Девочка злится. Значит, выражение лица какое? (злое)

Слайд . Ребёнок чувствует печаль. Значит, выражение лица какое? (печальное)

Слайд. Этот мальчик улыбается, веселится. Значит, выражение его лица какое? (весёлое, улыбчивое)

 

На последнем слайде появляются все изображения. Приглашается ребенок, у которого звук [Л] на этапе автоматизации на уровне слова. Ему предлагается повторить все слова с четким звуком [Л].

Второе задание к этому слайду: вспомни и еще раз четко назови все слова.

16. Игра «Подумай и ответь». Упражнение с многозначными словами [Развитие логического мышления; закрепление умений правильно использовать существительные в родительном падеже множественного числа; закрепление умения образовывать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять детей в согласовании существительных с числительными; формирование умений отвечать полным предложением и умений читать схемы; работа с многозначностью слов]

Незнайка сидит задумчивый над листочком.

Логопед: Незнайка, а ты что приуныл, такой задумчивый стал?

Незнайка: Да я вспомнил, что Знайка дал мне задания. А я не могу его сделать, помогите мне, пожалуйста.

Логопед: Поможем? Читай свои задания. (на карточках вопросы. С обратной стороны схемы ответы)

Незнайка читает: Сколько глаз у двух детей?

Дети: У двух детей четыре глаза.

Незнайка переворачивает карточку. На ней зашифровано это предложение. Проверяем – читаем по схеме.

Логопед: А если их 5, то как мы скажем? (5 глаз).

- Глаз – один, а если их много, то как правильно сказать? (глаза')

- Глаза большие, а назовите их ласково? (глазки).

Логопед: Давай Незнайка следующее твое задание.

Незнайка: Сколько ушей у трех малышей?

Дети: У трех малышей шесть ушей.

Незнайка переворачивает карточку. Проверяем – читаем по схеме.

Приглашается прочитать предложение по схеме ребенок, у которого звук [Ш] на автоматизации на уровне предложений, т.к. в этом предложении много [Ш].

Незнайка: Сколько пальцев на левой руке?

Дети: на левой руке пять пальцев

Переворачивает схему. Проверяем – читаем по схеме.

Логопед: У Незнайки рука, а у Кнопочки? (ручка)

- А где мы ещё можем встретить слово «ручка»?

Дети: авторучка, дверная ручка, у сумки, у чайника.

Логопед: Давай Незнайка следующее твое задание.

Незнайка: Сколько носов у трех девочек?

Дети: У двух девочек два носа.

Переворачивает схему. Проверяем – читаем по схеме.

Логопед: А где мы ещё можем встретить слово «нос»?

Дети: У корабля, у самолета, у ручки носик, у чайника, у ботинок.

Незнайка опять сидит унылый.

Логопед: Незнайка, мы же помогли тебе выполнить все твои задания, что же ты опять приуныл.

Незнайка: Я сегодня столько много интересного узнал и сделал, что боюсь теперь всё забыть.

Логопед: Ребята, а что мы сегодня делали? Что изучали? О чем говорили? Я предлагаю, чтобы Незнайка ничего не забыл, нарисовать человека.

Незнайка: Здорово вы придумали. А я вам помогу. Ведь меня мой друг Тюбик научил рисовать человека, а я научу вас.

17. Рисование человека

Незнайка показывает на доске, как надо рисовать человека, одновременно проговаривая те части тела, с которыми дети сегодня познакомились.

18. Итог. Прощание с Незнайкой.

Рисунки вывешиваются на доску.

Логопед: Мы дарим тебе твои портреты. И приглашаем к нам на следующие занятия, на которых мы узнаем, какие у нас есть внутренние органы и как они работают; как правильно питаться, что нужно делать, чтобы не заболеть; что лучше руки или ноги и многое другое.

На этом наше занятие закончено.

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.