Конспект интегрированного социально-коммуникативного тренинга по формированию лексико-грамматических компонентов речи на тему «Тело человека»
Конспект интегрированного социально-коммуникативного тренинга
по формированию лексико-грамматических компонентов речи
на тему «Тело человека»
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).
Рекомендуемое количество детей: подгруппа детей из 10 человек
Оборудование: проектор, экран для проектора, ноутбук, вебкамера.
Дидактическое обеспечение: модель человека из фетра, медиа - презентация, кассы, звуки-кубики и звуки-крышечки, доска и маркер, кукла Глаша, аудиозапись физминутки и песенок-загадок, задания.
Предварительная работа: рассматривание тематических альбомов, иллюстративного материала, беседы, ситуативные разговоры, разучивание стихотворений
Цель: Уточнение и расширение знаний о собственном теле.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Создать условия для дальнейшего знакомства детей со строением собственного тела и назначением частей тела.
2. Создать условия для расширения, уточнения и активизации словарь по теме «Части тела человека»: тело человека, части тела человека; голова, затылок, виски, темя, скулы, щёки, губы, зубы, подбородок, брови, глаза, нос, ноздри, уши, мочки; шея, туловище, грудь, спина, верхние и нижние конечности, руки, ноги, плечо, ладонь, пальцы, ногти, запястья, локти, бёдра, пятки, колени, ступни; внутренние органы тела человека; думать, видеть, смотреть, слушать, слышать, нюхать, дышать, сопеть, пробовать на вкус; прищуриваться, моргать, плакать, хмуриться, сдвигаться, приподниматься; удивлённое, злое, грустное, весёлое, улыбчивое, печальное, довольное.
3.1. Дальнейшее совершенствование грамматического строя речи на основе работы по закреплению умений образовывать существительные множественного числа и с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3.2. Совершенствование навыков согласования и использования в речи числительных и прилагательных с существительными в роде и числе.
3.3. Дальнейшее совершенствование умений правильно использовать в экспрессивной речи существительные в родительном падеже множественного числа.
3.4. Обеспечение понимания и свободного точного использования в речи многозначных слов.
3.5. Дальнейшее обучение образованию новых слов - качественных прилагательных от существительных - и практическому их использованию в активной речи.
4. Дальнейшее совершенствование синтаксической стороны речи на основе работы по составлению сложноподчиненных предложений с союзом для того, чтобы.
5. Дальнейшее закрепление правильного произношение звуков [л] и [л'] в спонтанной речи.
6. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов 2-го класса.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие чувства ритма, слухового внимания, логического мышления, умения высказывать собственное мнение, передавать с помощью мимики эмоциональное состояние человека; развитие зрительного восприятия и умения видеть части целого.
Воспитательные задачи: воспитывать внимательное, заботливое отношение к собственному телу, помогать осознавать ценность своего здоровья.
Ход занятия
Организационный момент. [Создание эмоционального фона.]
Дети выходят на середину ковра. Необходимо настроить их на работу
Логопед: Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б не встретил,
Это знают дети. (Дети здороваются с гостями)
Логоритмическое упражнение. [Развитие чувства ритма.]
Дети переходят в музыкальный уголок и один ребёнок (выбирается по желанию или на выбор педагога) отстукивает ритм со словами, остальные повторяют и показывают на части тела.
Здравствуйте, глазки!
Здравствуйте, ушки!
Здравствуй, носик!
Здравствуйте, руки!
С добрым утром я
И все мои друзья.
Логопед: Молодцы. Сегодня очень хорошо спели и простучали. А сможете ли также легко догадаться о чём мы будем сегодня говорить.
Знакомство с темой
Логопед: Послушайте загадку:
На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
Как вы думаете, кто это? (человек).
Логопед показывает фетрового человечка. В дальнейшем на него будут крепиться внутренние органы, которые будут называть дети.
Логопед: Правильно. Тема нашего занятия: «Человек. Части тела человека». Сегодня мы постараемся вспомнить, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку.
Слышится стук в дверь. Появляется Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?
Логопед: Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты Незнайка знаешь, какие части тела есть у человека?
Незнайка: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – НОС.
Логопед: А для чего он нужен?
Незнайка: Чтоб его везде совать.
Логопед: Ребята, я думаю Незнайке надо остаться с нами, чтобы он узнал, какие еще есть части тела у человека и для чего они нужны.
Незнайка: Спасибо, я с радостью останусь.
Дети с Незнайкой садятся на стульчики полукругом.
Упражнение «Наше тело». [Актуализация словаря по теме и
знакомство с понятием «внутренние органы»]
Логопед: Давайте сядем на ковёр, и расскажем Незнайке, как устроено наше тело.
(Выходит один ребенок по желанию или заранее подготовленный. Называет части тела и показывает на себе или фетровом человечке)
Ребёнок: Наше тело устроено так: сверху – голова, затем шея и туловище. У туловища есть верхние конечности – руки и нижние конечности – ноги.
Логопед. А кто-нибудь знает, что у человека внутри туловища.
Дети называют внутренние органы, а логопед прикрепляет их на фетровом человечке.
Логопед: Как это можно назвать одним словом? (внутренние органы)
Логопед: Правильно. Туловище является хранилищем для внутренних органов. Подробно о них мы будем говорить в последующих раз.
5. Упражнение «Зачем нам нужны уши?» [Активизация и обогащение предикативного словаря по теме; закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепление умения в согласовании существительных с числительными; закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом для того, чтобы.]
Незнайка: А я знаю зачем нужна голова человеку?
Логопед: Ну зачем же? [Создание проблемной ситуации].
Незнайка: Голова человеку нужна для того, чтобы думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус и шляпу носить.
Логопед: Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней. А что это за органы, мы сейчас узнаем. В этом нам помогут загадки:
Нами все услышать можно,
Если слух отличный.
Но подслушивать не надо –
Это неприлично! /уши/
Логопед: Правильно. Уши – это несколько, а если оно одно, как сказать? (ухо)
Логопед: Одно ухо, два уха, три уха. А пять? (5 ушей) А 10? (10 ушей)
Логопед: А если уши маленькие, тогда как мы скажем? Назовите их ласково? (ушки)
Логопед: Для чего нужны уши? (если дети не дают четкого ответа, логопед произносит его сам. Тем самым дает образец сложноподчиненного предложения с предлогом для того, чтобы)
Дети: Уши нужны для того, чтобы слышать, слушать.
6. Упражнение «Слушай внимательно». [Развитие фонематического и слухового восприятия, долговременной памяти; активизация и обогащение предикативного словаря по теме.]
Логопед: Сейчас мы проверим, как хорошо умеют слушать и слышать ваши ушки. Прислушайтесь, кто поёт эту песенку и про какие части тела в ней упоминается? Не поворачивайтесь. Только слушайте.
Звучит аудиозапись. Поет Винни Пух: «Если я чешу в затылке – не беда, в голове моей опилки, да-да-да…»
Дети называют кто поёт и про какие части тела упоминалось в этой песенке. На слайде появляется Винни Пух. Потом на нём показываются затылок и голова. Для закрепления дети могут показать затылок и голову на себе.
Логопед: Какие части тела упоминались в песенке? (Затылок, голова).
Логопед: Какой одинаковый согласный звук есть в этих словах? ([Л]).
Логопед: Какой буквой он обозначается?
На доске слайд с изображением звука (по Ткаченко) и буквы.
Логопед: Сегодня звук [Л] у нас на контроле. Старайтесь произносить его правильно.
Логопед: Винни Пух спел: «В голове моей опилки..» А что можно делать головой? (кивать, поворачивать, наклонять, думать). [Активизация предикативного словаря].
Дети называют слова-действия и показывают их. Так проходит мини физминутка.
Логопед: А что может делать затылок? (чесаться, болеть)
7. Мимические упражнения. Работа в парах. [Активизация и обогащение предикативного словаря по теме; закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом для того, чтобы; развитие мимических мышц глаз.]
Логопед: Отгадайте, а про какой орган на голове говорится в этой загадке.
То как лучи они сияют,
То застилает их слеза,
Порой читают иль моргают,
А то смеются вдруг они. Что это? (глаза)
Логопед: Для чего нужны глаза?
Дети: Глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть.
Логопед: Что ещё могут делать глаза? (прищуриваться, моргать, плакать)
Логопед: Повернитесь друг к другу. Покажите, как ваши глаза умеют прищуриваться, моргать.
Логопед: Отлично у вас получается.
8. Упражнение «Составь схему». [Совершенствование навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов 2-го класса; активизация и обогащение предикативного словаря по теме.]
Незнайка. А вы тут, посмотрю умные детки, ну-ка угадайте тогда мои загадки:
1. На лице он выдаётся,
Не в свои дела суётся,
Но сопеть и нюхать тоже
С удовольствием он может. (Нос)
Далее работа идет в минигруппах. (по выбору детей). В группе стоит три стола. На одном столе лежат кубики-звуки и/или крышечки-звуки. На втором столе – касса букв и паровозик, в который дети вставляют буквы. На третьем столе маркерная доска А4 формата.
Логопед: Вы правильно отгадали. А сможете ли вы правильно сделать звукобуквенный разбор этого слова. Вот здесь на столе есть звуки-кубики и звуки-крышечки. Кто хочет сегодня сделать звуковой разбор слова НОС? Чем будешь работать? Паровозик тебе нужен? (можно выкладывать на паровозике)
Логопед: На этом столе есть касса букв. Кто хочет собрать слово НОС из букв? Паровозик нужен.
Логопед: На этом столе маркерные доски. Кто напишет сегодня слово НОС?
Или (зависит от подготовленности детей самостоятельно выбирать желаемый вид деятельности)
Логопед: Вы правильно отгадали. А сможете ли вы правильно сделать звукобуквенный разбор этого слова и написать его. Вот здесь на столе есть звуки-кубики и звуки-крышечки, касса букв и доски с маркером. Распределитесь сами, кто на чем сегодня будет работать.
Итог.
Логопед: Сколько звуков получилось? Сколько букв получилось? Правильно. Вы быстро справились с этим заданием.
Логопед: Так зачем же нам нужен нос?
Дети: Нос нам нужен для того, чтобы нюхать, дышать, сопеть, сморкаться.
Логопед: А вот что происходит с воздухом, который мы вдыхаем, мы узнаем в следующий раз. (Создание проблемной ситуации для дальнейшей работы)
9. Мимические упражнения [Развитие слухового внимания; активизация и обогащение предикативного словаря по теме; закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом для того, чтобы; развитие мимических мышц глаз; работа с чувством ритма]
Незнайка: А у меня тоже есть музыкальная загадка. Послушайте песенку, и назовите, какие части тела упоминаются в этой песенке?
Звучит аудио: «Губки бантиком, бровки домиком, похож на маленького сонного гномика…»
Дети: Губки и бровки.
Логопед: Молодцы, а что могут делать наши брови?
Дети: Хмуриться, приподниматься, сдвигаться….
Логопед: Давайте посмотрим, а ваши брови могут хмуриться, удивляться.
Дети садятся на стульчики, поворачиваются лицом к вебкамере. Смотрят на себя, как им удаются эти движения. И под счет логопеда выполняют мимические упражнения.
10. Физминутка. [Активизация словаря по теме].
Логопед: А сейчас давайте встанем в круг и покажем Незнайка, какие еще части тела есть у человека. Незнайка, а ты можешь к нам присоединиться.
Выходит Незнайка в центр, показывает на себе части тела, остальные дети повторяют за ним движения и слова на своих местах. Можно слова положить на музыку, получается очень интересно.
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь.
Бедра, пятки, не забудь.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой,
Вот что знаем мы с тобой.
11. Дидактическое упражнение «Назови и покажи». [Активизация словаря по теме; умение видеть части целого.]
Логопед: Ну что, Незнайка, запомнил?
Незнайка: Да. (Показывает неправильно) колени, локти.
Логопед: Стоп, Незнайка. Ты неправильно называешь. Кто из вас может назвать и показать Незнайке части руки
Дети показывают и называют: плечо, локоть, запястье, ладонь, пальцы, ногти.
Логопед: А теперь назовите и покажите части ноги?
Дети показывают и называют: бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки.
12. Дидактическое упражнение «Чего нет?» [Закрепление умения правильно использовать существительные в родительном падеже множественного числа и составление сложносочиненных предложений с противительным союзом но.]
Незнайка: Спасибо, ребята. Теперь я запомнил. А ещё я знаю, чего нет у животных, но есть у человека. Например, у животных нет лица, но есть морда. А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека?
Логопед чётко следит за полным предложением и по необходимости исправляет ошибки.
Дети: У животных нет ладоней, но есть подушечки на лапах.
У животных ногтей, но есть когти.
У животных нет рук, но есть лапы.
У животных нет запястья, но есть пясть.
У животных нет стопы, но есть копыта.
Логопед: Молодцы, вы правильно составляли предложения и нашли много отличий.
13. Дидактическая игра «Назови ласково». [Закрепление умений образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.]
Незнайка: Ой, какие вы тут умные, преумные. Прямо как девчонки-подружки Кнопочка и Синеглазка. Они тоже много знают, только они очень вредные и говорят, что я грубиян и не знаю ласковых слов. Научите, меня, пожалуйста.
Логопед: Ребята, давайте мы назовем ласково и покажем разные части тела у Кнопочки (на кукле). Я начну, а вы продолжите. У Кнопочки не рука, а ручка и т. д.
Дети передают куклу, показываю и называют части тела (на свой выбор). Лексический материал: нога - ножка, плечо - плечико, нос - носик, волос - волосок, палец - пальчик, голова - головка, головушка, щека - щечка, ухо - ушко, живот - животик, глаз –глазик.
14. Кинезиология. Игра «Смотри не ошибись или Будь внимательным». [Формирование межполушарных связей.]
Незнайка: Спасибо ребята. Теперь я знаю ласковые слова. Но учиться это так трудно. Я устал. Давайте отдохнём. Я называю вам части тела, а вы показываете, их, но будьте внимательны, я могу вас запутать.
Звучит тихая музыка. Незнайка дает кинезиологические задания-упражнения. Например, достань правой рукой левое ухо и т. п
15. Беседа о выражениях лица. Психогимнастика. [Совершенствование умения согласовывать существительные и прилагательные в среднем роде и числе; автоматизация правильного произношения звуков [л] и [л']; совершенствование навыков образования качественных прилагательных, развитие зрительной памяти.]
Логопед: Спасибо Незнайка. Ребята очень хорошо отдохнули. Посмотри, какие у них весёлые лица. Ребята, вы когда-нибудь слышали такое выражение: «Лицо – зеркало души»? Как вы думаете, что оно означает? (Возможные ответы детей: на лице, как в зеркале, отражается настроение человека, его характер)
Логопед: Давайте сядем на стульчики (около доски). Сейчас на экране будут появляться фото лиц различных детей. Я вам подскажу, что дети чувствуют или переживают, а вы должны подобрать подходящее слово, описывающее, какое выражение лица у ребёнка, и, глядя в камеру, сами показать на лице такое же выражение. Почти во всех словах будут звуки [Л] и [л']. Постарайтесь произносить их правильно.
Слайд. Мальчик удивляется. Значит, выражение лица какое? (удивлённое)
Слайд. Малыш грустит. Значит, выражение лица какое? (грустное)
Слайд . Девочка злится. Значит, выражение лица какое? (злое)
Слайд . Ребёнок чувствует печаль. Значит, выражение лица какое? (печальное)
Слайд. Этот мальчик улыбается, веселится. Значит, выражение его лица какое? (весёлое, улыбчивое)
На последнем слайде появляются все изображения. Приглашается ребенок, у которого звук [Л] на этапе автоматизации на уровне слова. Ему предлагается повторить все слова с четким звуком [Л].
Второе задание к этому слайду: вспомни и еще раз четко назови все слова.
16. Игра «Подумай и ответь». Упражнение с многозначными словами [Развитие логического мышления; закрепление умений правильно использовать существительные в родительном падеже множественного числа; закрепление умения образовывать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять детей в согласовании существительных с числительными; формирование умений отвечать полным предложением и умений читать схемы; работа с многозначностью слов]
Незнайка сидит задумчивый над листочком.
Логопед: Незнайка, а ты что приуныл, такой задумчивый стал?
Незнайка: Да я вспомнил, что Знайка дал мне задания. А я не могу его сделать, помогите мне, пожалуйста.
Логопед: Поможем? Читай свои задания. (на карточках вопросы. С обратной стороны схемы ответы)
Незнайка читает: Сколько глаз у двух детей?
Дети: У двух детей четыре глаза.
Незнайка переворачивает карточку. На ней зашифровано это предложение. Проверяем – читаем по схеме.
Логопед: А если их 5, то как мы скажем? (5 глаз).
- Глаз – один, а если их много, то как правильно сказать? (глаза')
- Глаза большие, а назовите их ласково? (глазки).
Логопед: Давай Незнайка следующее твое задание.
Незнайка: Сколько ушей у трех малышей?
Дети: У трех малышей шесть ушей.
Незнайка переворачивает карточку. Проверяем – читаем по схеме.
Приглашается прочитать предложение по схеме ребенок, у которого звук [Ш] на автоматизации на уровне предложений, т.к. в этом предложении много [Ш].
Незнайка: Сколько пальцев на левой руке?
Дети: на левой руке пять пальцев
Переворачивает схему. Проверяем – читаем по схеме.
Логопед: У Незнайки рука, а у Кнопочки? (ручка)
- А где мы ещё можем встретить слово «ручка»?
Дети: авторучка, дверная ручка, у сумки, у чайника.
Логопед: Давай Незнайка следующее твое задание.
Незнайка: Сколько носов у трех девочек?
Дети: У двух девочек два носа.
Переворачивает схему. Проверяем – читаем по схеме.
Логопед: А где мы ещё можем встретить слово «нос»?
Дети: У корабля, у самолета, у ручки носик, у чайника, у ботинок.
Незнайка опять сидит унылый.
Логопед: Незнайка, мы же помогли тебе выполнить все твои задания, что же ты опять приуныл.
Незнайка: Я сегодня столько много интересного узнал и сделал, что боюсь теперь всё забыть.
Логопед: Ребята, а что мы сегодня делали? Что изучали? О чем говорили? Я предлагаю, чтобы Незнайка ничего не забыл, нарисовать человека.
Незнайка: Здорово вы придумали. А я вам помогу. Ведь меня мой друг Тюбик научил рисовать человека, а я научу вас.
17. Рисование человека
Незнайка показывает на доске, как надо рисовать человека, одновременно проговаривая те части тела, с которыми дети сегодня познакомились.
18. Итог. Прощание с Незнайкой.
Рисунки вывешиваются на доску.
Логопед: Мы дарим тебе твои портреты. И приглашаем к нам на следующие занятия, на которых мы узнаем, какие у нас есть внутренние органы и как они работают; как правильно питаться, что нужно делать, чтобы не заболеть; что лучше руки или ноги и многое другое.
На этом наше занятие закончено.