Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Песок. Свойства песка»
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Детский сад № 4»
Конспект по Познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста
Экспериментирование
Тема: «Песок. Свойства песка»
Подготовила: воспитатель Липина И.А.
Цель: Формирование представления о свойствах песка и интереса к экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Познакомить детей со свойствами песка;
- Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать;
- Актуализировать интерес к работе с песком;
- Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
- Разучить с детьми новую игру «Песчинки».
Развивающие задачи:
- Развивать моторику рук детей;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность);
- Учить доводить работу до конца.
Форма проведения: подгрупповая.
Оборудование: песок, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству детей, лейка с водой, игрушка мишки, мельницы, воронка, ситочки, телевизор, картинки с изображением детей (ребенок обсыпается песком, ребенок ест песок, ребенок трёт глаза), фартуки для экспериментальной деятельности.
Ход занятия.
Все материалы подготовлены, стоят на столе и укрыты тканью.
Введение в игровую деятельность.
Воспитатель:
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень.
Всем «Привет» и «Добрый день».
- Ой посмотрите, у нас сегодня гости, давайте подарим им свою улыбку и громко скажем им «Здравствуйте!»
- Какой сегодня замечательный день! Улыбнитесь! Покружитесь! Обнимитесь! Крепко за руку возьмитесь!
- Ну а теперь можно присесть на стульчики. (Дети присаживаются на места)
Воспитатель: Ребята к нам пришёл в гости медвежонок Стёпа. Давайте поздороваемся с ним (из-за спины появляется мишка).
Стёпа пришёл к нам с не пустыми руками, он принёс подарок из лета. Ребята, посмотрите внимательно, что он нам принес? (песок).
Воспитатель показывает детям песок.
- Степе очень интересно узнать какими свойствами обладает песок, что из него можно сделать. Поможем ему узнать?
II. Основная часть.
1.Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать сегодня учеными и изучить свойства песка. Чтобы стать настоящими исследователями, оденем фартуки.
Воспитатель: Давайте повторим правила безопасности при работе с песком.
Во время занятия:
не брать песок в рот;
не обсыпаться песком;
не тереть глаза грязными руками (Показ картинок с детьми).
2. Выполнение 1-й части эксперимента.
Воспитатель: Что насыпано на столе? (песок) Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется).
Вывод. Правильно, песок сухой, тёплый, он сыпучий. Скажем вместе: сухой, тёплый, сыпучий.
- Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).
- Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)
- Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)
- Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта).
-Возьмем воронку и насыпаем в него песок. Что случилось? (песок сыпется струйкой)
-А теперь посмотрим, что будет, если песок насыпать в мельницу (крутит колеса). Песок такой сыпучий, что заставляет крутиться колеса у мельницы.
- Давайте посмотрим какие следы мы можем оставить на песке своими пальцами. У кого что получилось (ответы детей).
3.Воспитатель: У нас есть формочки, возьмите себе по одной. Скажите какого они цвета?
Дидактическая игра «Какого цвета формочка и совок». Цель: закрепить названия цветов, развитие разговорной активности детей.
Воспитатель: Давайте насыплем в формочки песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. (Дети выполняют задание.)
- Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)
Воспитатель: Стёпа, запомни, из сухого песка куличики нельзя сделать. Дети, протрите руки салфеткой.
4.Подвижная игра "Песчинки"(повторяется 2-3 раза).
Воспитатель: Давайте поиграем, выходите все на ковер. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия. Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки).
5. Выполнение 2-й части эксперимента.
Подойдите к столу.
Воспитатель: Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей.) Давайте проверим. А Степа мне поможет.
Воспитатель вместе с мишкой Степой наливает воду в песок и перемешивает.
- Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый? (Мокрый.) Тёплый или холодный? (Холодный).
Вывод. Стёпа запомни, если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.
- Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)
Вывод. Мокрый песок не сыпучий.
Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно сделать куличики? Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимите формочку. Что получилось? (Куличик.)
Вывод: Смотри Степа, из мокрого сырого песка можно делать куличики.
- Вот какие красивые куличики мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте Стёпе напомним всё, что мы узнали о песке.
- Мы узнали, что песок бывает сухой…(светлый, сыпучий, из него нельзя делать куличики).
- Песок бывает мокрый... (темный, холодный, из него можно лепить куличики).
Стёпе очень понравилось у нас в гостях, но ему пора возвращаться домой, скажем ему «До свиданья!».
- Вы такие молодцы, замечательно поработали. А теперь идем мыть руки.