Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет на тему «Свойства воздуха»
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет на тему
«Свойства воздуха»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
— учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
— подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
— дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха и вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
— способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
— способствовать формированию у детей познавательного интереса;
— обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Развивающие:
— развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
— память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
— воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Материалы:
Демонстрационный: свистулька, игрушка резиновая, карточки со свойствами воздуха(см. Приложение)
Раздаточный: стаканчики с водой, трубочки для сока (по количеству детей), полиэтиленовые пакеты, листы бумаги, воздушные шарики, салфетки, корочки апельсина.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? (одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, воздух. Сегодня я, как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы вы, сотрудники, изучили свойства воздуха. Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт № 1
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Ребята, воздух мы поймали, а мы смогли его увидеть?
Дети: Нет
Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать.
Дети: Невидимый.
(выставить карточку)
Опыт № 2
Воспитатель: Ребята, наберите воздух в пакет и посмотрите друг на друга сквозь пакет. Вы увидели друг друга? А теперь посмотрите друг на друга через лист бумаги. Получилось увидеть кого-то? У воздуха в пакете есть какой-нибудь цвет?
Дети: Нет
Воспитатель: Если у воздуха нет цвета, то он какой?
Дети: Бесцветный, прозрачный.
(выставить карточку)
Воспитатель: А как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно: воздух не имеет запаха. (выставить карточку)
Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?
Дети: Это корка
Воспитатель: Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
Воспитатель: Как вы думаете, мы сможем попробовать воздух? Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит воздух не имеет вкуса(выставить карточку)
Воспитатель: Давайте повторим, какие свойства воздуха мы с вами узнали
Дети: Воздух невидим, не имеет цвета, запаха и вкуса.
Воспитатель: Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Кто знает, какого они цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: А как называются эти шарики?
Дети: Воздушные
Воспитатель: А вы знаете, почему они так называются?
Дети: Потому что внутри шарика есть воздух
Воспитатель: А откуда воздух появился в шариках?
Дети: Он там появился, когда шарик надували.
Воспитатель: Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим.
Опыт № 4
Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
Дети: Пузырьки поднимаются наверх.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода
Ответы детей
Воспитатель: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Дети: Мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.
Воспитатель: Оказывается, воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А если подуть на салфетку видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Физминутка:
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся)
Воспитатель: А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух?
Ответы
Воспитатель: На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед. Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
Дети: Да
Воспитатель: Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух издаваемый из резиновой игрушки)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы работали. Все молодцы.
Спасибо, ребята! Мне было очень приятно и интересно с вами общаться. Я предлагаю вам сегодня сходить на улицу – подышать свежим воздухом! До свидания!
Приложение