Конспект подгруппового занятия по грамоте для детей с ОНР по теме: «Звуки [C], [Cь]. Буква «С»
Тема: «Звуки [C], [Cь]. Буква «С».
Цель: Познакомить детей с буквой «С», обозначающей согласные звуки. Учить чёткому произнесению звуков [C], [Сь]. Формировать умение читать букву «С» в слогах-слияниях с гласными, умение делить слова на слоги и определять ударный слог, определять локальную позицию звука в слове. Развивать: внимание, мышление, память, навык словообразования и словоизменения.
Грамматическая форма: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, сложных слов; тренировать использование в речи предлога «на».
Оборудование: зеркала, демонстрационный материал, раздаточный материал, мяч.
Ход работы.
Д/и «Воспрос-ответ»
- Чем солят суп? (Солью.)
- Чем косят траву? (Косой.)
- Кто сторожит дом? (Собака.)
- Где стоит стакан? (На столе.)
- Когда тает снег? (Весной.)
- На чём мы сидим? (На стуле.)
- Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон.)
- Ребята какой звук в этих словах вы слышали чаще других? (Звук [С].)
2. Наблюдение в зеркалах за артикуляцией звука.
Губы в улыбке, между зубами маленькое расстояние; кончик зубов упирается в основание нижних резцов, спинка выгорблена. Посередине языка образуется желобок, по которому проходит тонкая струйка холодного воздуха.
Д/и «Определи мягкий и твёрдый звук» ( Если в слове слышится твёрдый звук [C] – один хлопок в ладоши, если в слове мягкий звук [Сь] – два хлопка.)
Сад, сани, село, мел, сабля, квас, снег, укус, носок, носик, слово, фокус, лес, нос.
Д/и «Большой – маленький» ( Изменить слово так, чтобы твёрдый звук [С] превратился в мягкий звук [Сь].)
Абрикос – абрикосик Сосна - ….
Ананас - … Колесо -….
Нос - … Насос - …
Пёс - … Пылесос -…
Игра «Говори – не торопись, и смотри не ошибись»
Са-са-са – в лесу бегает лиса
Со-со-со – у Сани колесо
Су-су-су – в лесу видели осу
Ас-ас-ас – очень вкусный квас
Ос-ос-ос – у Сани поднос
Д/и «Скажи одним словом»
Листья падают – листопад
Сады разводит – садовод
Сам летит – самолёт
Пыль сосёт – пылесос
Снег падает – снегопад
Сам катит – самокат
Сам ходит – самоход
Сам варит - самовар
Физ.мин
Дети становятся в круг. Логопед бросает каждому ребёнку мяч. Тот ребёнок, который ловит мяч, называет слово, в котором звук [С] и определят его локальную позицию в слове.
Д/и «Подарок для Лисы и Лося»
Ребятам предлагается определить в словах «лиса» и «лось» твёрдый и мягкий звуки [С].
На столе находятся карточки с изображениями ( сани, солнце, синичка, самолёт, гусь, сито, самовар, капуста); ребятам предлагается определить твёрдый звук [С] или мягкий звук [Сь] в словах и подарить их: Лисе картинки, в которых твёрдый звук [С], а Лосю – картинки, в которых мягкий звук [Сь].
Ребята хлопками ладоней определяют количество слогов в каждом из слов.
Анализ графической формы буквы «С».
Логопед показывает графическое изображение буквы «С». Подчёркивает, что этой буквой на письме обозначается не один, а два звука – мягкий и твёрдый.
«С» - дом для звуков [С] и [Сь].
«С» - как серп рисуем с вами.
«С» - свернулся сом с усами.
На снегу подковы след.
«С» - сверкает силуэт.
Сопоставление начертания буквы «С» и буквы «Э».
Буква «Э» на «С» дивится,
Словно в зеркало глядится:
«Сходство есть наверняка,
Только нету языка.»
Работа с раздаточным материалом. ( Необходимо найти правильно написанные буквы «С»)
Чтение прямых и обратных слогов.
Подведение итога занятия.
Тихомирова Екатерина Витальевна
Брызгалова Наталья
Мостовая Алевтина Николаевна
Мостовая Алевтина Николаевна
Брызгалова Наталья